Найти тему
Заражённый совестью

100 лет СССР: возрождения татарского народного театра в Челябинске

10 февраля 2018 года – день возрождения татарского народного театра в Челябинске!

Можно и нужно поздравить депутата Законодательного Собрания региона, председателя исполкома Конгресса татар Челябинской области Лену Рафиковну Колесникову с очередной творческой победой в её жизни: 10 февраля состоялась премьера первого акта музыкальной комедии классиков татарской драматургии и музыки Тази Гиззата и Джаудата Файзи «Башмагым».

Ещё в прошлом году Лена Рафиковна попросила своих единомышленников и соорганизаторов конкурса поставить любительский спектакль с помощью участников конкурса красоты и талантов «Татар кызы-2017» на родине татарского театра Южного Урала – в Троицке. Получилось. Понравилось. Поверили в себя.

В этом году, к 20-летию Конгресса татар Челябинской области, решили возродить национальный театр с помощью профессионального режиссёра из Казани – заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженного артиста РФ, главного режиссера Казанского татарского государственного театра юного зрителя имени Г. Кариева Рената Аюпова. Премьера первого спектакля Челябинского народного татарского театра должна состояться уже в апреле.

1 февраля 2018 года начались репетиции самодеятельных артистов из Челябинска, Копейска, Еманжелинска и Троицка. Смешение страстей тех, кто всю жизнь мечтал о сцене, с мастерством дирижёра эмоций из профессионального театра сделало субботний вечер настолько незабываемым для зрителей и актёров, что они не расходились до позднего вечера. Ренат Аюпов перед отъездом на вокзал даже пригласил челябинских самодеятельных артистов в свой театр, чтобы они сыграли эту же пьесу с профессионалами казанского театра юного зрителя. Это предложение – высшая оценка первому акту возрождения татарского театра, который через два года будет праздновать 110-летие своей истории.

Завтра, в воскресенье, наступит антракт до 2 марта, когда режиссёр вновь вернётся на десять дней для репетиций второго и третьего актов музыкальной комедии.

Но в отсутствии Рената Аюпова будут примерки театральных костюмов, педагоги займутся с актёрами вокальным мастерством, придут и балетмейстер, и педагог татарского языка.

Скучать некогда.

А сегодня Лена Колесникова весь вечер не скрывала своего счастья, как никогда в своей жизни: возродить театр под силу дано не каждому. Но свою яркую строку в историю Челябинской области она уже вписала весьма достойно…

Поздравляю и верю, что у Лены Рафиковны всё будет на самом высшем искреннем уровне, как и сегодняшний день в судьбе каждого из свидетелей возрождения татарского театра…

Возрождения татарского народного театра в Челябинске

Павел БОЛЬШАКОВ, член Союза журналистов РФ, фото автор

P.S. Татарский театр драмы (Троицк). Работал в 1919—41. В нач. 20 в. участниками лит.-муз. собр. мусульм. молодежи «Шарык кичляре» («Восточные вечера») в Троицке ставились любит. спектакли. В 1909 ими был создан драм. кружок, в состав к-рого вошли также представители троицкой молодежи; поставлен спектакль, средства от к-рого переданы семье полицейского пристава, погибшего при исполнении служебных обязанностей. В янв. 1910 было организовано Троицкое об-во поощрения тат. сценич. иск-ва и музыки. В печатных источниках встречается др. назв.— «Мусульманское музыкальное общество», т. к. в состав театр. коллектива входил впервые орг. в Троицке струнный оркестр (рук. С. Айманов), в к-ром выступало ок. 20 музыкантов, игравших на гитарах и мандолинах. В числе первых постановок об-ва — спектакли по драмам Г. Камала: «Первое представление» (1910, роль Вали исполнил Л. Аитов, впоследствии ставший известным тат. театр. деятелем), «Несчастный юноша» (1911); пьесам С. Рамеева. При об-ве была создана детская труппа; в 1912 поставлен первый детский спектакль «У страха глаза велики» (пер. с рус. яз.). Представления регулярно (в осн. по пятницам) давались на сцене Гор. общест. собр., а также в гор. гимназиях. Троицкие актеры принимали участие в организации мусульм. драм. отделения (рук. Г. Бурнаев) при Музыкально-драматическом обществе (Челябинск) и Чел. тат. театра. В августе 1919 об-во было преобразовано в профес. театр. 1933 в связи с расформированием Урал. областной театр был закрыт. Часть актеров вошла в состав труппы Чел. тат. театра, в февр. 1935 получившего статус «передвижного колхозно-совхозного». В 1937— 38 театр, не имевший собств. помещения и материальной базы, работал в Троицке, размещался в здании бывшей мечети, а затем рус. театра; с началом Великой Отечественной войны был закрыт. Традиции Т. т. д. продолжил Троицкий самодеят. тат. театр, к-рым в 1941—1977 руководила профес. актриса Ф. Ш. Губайдуллина.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12