15,7K подписчиков

Об экономическом рывке исламских стран и соотношении религиозной идентичности с капитализмом/Заметки на полях лекции Игоря Алексеева

Слушая с утра лекцию арабиста, кандидата исторических наук, Игоря Алексеева, исламскому мистицизму посвященную, я обратил внимание на заданный ему из аудитории вопрос: «В современном Иране развивается успешно атомная энергетика и другие отрасли, требующие интеллектуальных способностей от человека. Это должно вызвать формирование технорационального сознания?»

Арабист, кандидат исторических наук, Игорь Алексеев. Фото из открытых источников.
Арабист, кандидат исторических наук, Игорь Алексеев. Фото из открытых источников.

Игорь Леонидович комментирует – в данном случае цитаты хоть и заключены мною в кавычки, но не носят прямо дословный характер, хотя смысл сказанного я передаю верно: «Что значит, должно? Есть ли доказанная закономерность подобных процессов?».

Здесь интересна проблема тождественности рационального мышления и собственно религиозного сознания. То есть в каком-то смысле это не совсем проблема, достаточно познакомиться с судьбой и научным, равно как и религиозным, наследием сподвижника Королева – Бориса Викторовича Раушенбаха. Его мемуары «Праздные мысли», статью о догмате Троичности и научные работы, связанные с ракетостроением, равно как и книгу «Пространственные построения в древнерусской живописи», и я рекомендую к прочтению.

Далее, отвечая на вопрос: насколько рост секуляризации прямо зависит от промышленной революции, Алексеев справедливо заметил: «Возможно и наоборот. Вообще подобные представления берутся из вульгарного прочтения известного труда Вебера о соотношении протестантизма и капитализма: якобы первый, после Реформации, открыл дорогу второму, сформировав особый тип религиозности.

Смысл теории Вебера – почти прямо обратный: капитализм разрушил во многом религиозное миросозерцание. Протестантская этика представляет собой удачно найденную в условиях атаки капитализма на религиозность форму сохранения нравственных ценностей и основанного на вере в Творца мировоззрения. И протестантизм – последний шанс очеловечить капитализм, дабы он не превратился во все пожирающее машинное царство».

Возвращаясь к современному Ирану, историк призвал не воспринимать и его, и иные мусульманские страны как архаические общества, которые не модернизируются. Иранские экономический рывок под сенью ислама наступил после шахской модернизации, замешанной на секуляризации.

Но самое интересное, что пришедшие к власти в 1979-м считали себя, по словам Алексеева, продолжателями дела тех, кто стоял у истоков Конституционной революции в Персии 1905 – 1911 годов, когда был создан Меджлис – иранский парламент.

Вывод из этого, хоть и с рядом оговорок и известной долей осторожности, напрашивается следующий: мир уже сегодня становится свидетелем экономического рывка ряда мусульманских стран – Ирана, аравийских монархий, да и исламизирующейся Турции тоже – при сохранении ими религиозной идентичности.

Ссылка на лекцию Игоря Алексеева: И.Л. Алексеев - Лекция 6. Мусульманский мистицизм. Часть 1 - YouTube

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .

Игорь Ходаков