В наши дни выпускается совершенно невероятное количество новых парфюмов: множатся бренды, линейки, фланкеры, лимитированные издания — за одним только Альберто Морийясом сегодня числится около пятисот композиций (для сравнения, у Эдмона Рудницка их с трудом наберется двадцать). Многие искренне полагают, что все дело в ускорении темпа жизни, однако едва ли это по-настоящему так. Условия, в которых живет нынешнее человечество, позволяют выпускать как никогда много всего на свете, а нам остается гнаться за вещами, ощущениями и знаниями, боясь упустить что-то действительно важное.
Мы читаем, смотрим, слушаем, осязаем и обоняем мириады вещей, но наши знания, умения и навыки не растут пропорционально всему этому — в мириады раз умнее не стал никто. За всем этим зачастую невозможно определить, что нынче по-настоящему ново и заслуживает внимания, а что является бессмысленным эпигоном. Такая проблема порождает свои крайности, одна из которых — выделения заповедных пространств с сакральными статусами. В области парфюмерии их роль выполняют классические композиции и значительная часть винтажных ароматов в принципе.
Вопрос о ценности таких ароматов заслуживает отдельного большого исследования, отдельные аспекты хорошо раскрыты Брайаном Россом в его блоге. Основой же определения ценности как правило служит старая поговорка: «что имеем — не храним, потерявши — плачем». Покуда парфюм в производстве и на полках магазинов, ну что же — насколько бы ни был он плох или хорош, достаточно протянуть руку (с деньгами) и он твой. Стоит только аромату покинуть бренный потребительский мир, как он мгновенно наделяется самыми чудодейственными характеристиками и свойствами. Расхожая в русскоязычном парфюмерном комьюнити шутка-опечатка «святость» как «снятость» уже не кажется забавной.
Kenzoair постигла та же участь — реноме аромата-откровения и люди, готовые выкладывать немыслимые суммы за вожделенный флакон. Такой образ несколько затрудняет личный подход к композиции, заставляя благоговеть перед лицом легенды. Следует отбросить предрассудки и попробовать посмотреть на Kenzoair в контексте времени его выхода.
Парфюм вышел в 2003-м году, что уже равносильно временам доисторическим — мы были наивнее, мужские прически длиннее, пиджачные ткани полосатее, журналы бумажнее и цветастее, фотографии в них все еще были с пленки, а в массовой культуре случился частичный возврат возврат к 1980-м.
Запуск Kenzoair оказался весьма успешным, парфюм хорошо продавался и не будет ошибкой сказать, что он искренне понравился многим. Безотносительно сказанного, композиция получилась истинно новаторской — Морис Руссель (который, может, и прокурил себе весь нос, но не разум, которым и создаются ароматы) сумел увязать в формуле всего девять ингредиентов, создав из кажущейся простоты настоящую художественную композицию.
В ее базе лежит аккорд ветивер+Iso E Super, который тремя годами позднее будет повторен Натали Лорсон в Lalique Encre Noire — решение вышло менее художественным, представляющим интерес скорее в качестве образца творческо-технической составляющей парфюмерии: как сделать моноветиверовый аромат без выпирающих граней и закольцованный на самом себе. Не умаляя заслуг Натали Лорсон, уверен, что Морис Руссель справился бы с аналогичной задачей не хуже, поставь ее кто-нибудь перед ним. Впрочем, время рассудило по-своему: Encre Noire пожинает лавры, а снятый с производства Kenzoair знают, помнят и имеют немногие.
В остальном, обстоятельный анализ структуры и звучания компонентов Kenzoair уже проведен авторами Телеграм-канала «Духи наизнанку» — это отличный материал, к которому мне нечего добавить по существу. Ограничусь лишь некоторыми личными впечатлениями, которые подарил мне Kenzoair.
В первую очередь, у аромата крайне своеобразное раскрытие и звучание. Kenzoair имеет очень яркий чернильный старт (мелькает мысль, что не тот парфюм назвали Encre Noire), напоминающий загустевшую почти фиолетовую пасту в старых авторучках — но это ощущение пробудет с вами только первые десять секунд. Затем можно услышать запах свежеиспеченного черного хлеба с семенами тмина, но и этот образ быстро развеивается. Основное же звучание практически невозможно разложить на конкретные ноты, ничего не доминирует и не выпирает — все то же самое и с громкостью звучания. Как бы ни казалось обратное, аромат всегда с вами, с каждым дуновением ветра или вашим движением он напомнит о себе, создавая полное впечатление того, что на вас не парфюм, но вокруг вас такой воздух.
Во-вторых, несмотря на яркое описание «Духами наизнанку», Kenzoair не очень-то и природный. По большому счету, это справедливо для всех мужских ароматов Kenzo: они никогда про девственную природу без человека, но всегда про природу в представлениях человека — жителя современного мегаполиса. В этом ключе даже музыкальное сопровождение официальных рекламных роликов Kenzoair во мне никакого отклика не находит и с восприятием звучания парфюма не перекликается. Определенно, настроение у аромата расслабленное, но мне слышится не сонная перепевка Боба Дилана, а окрыляющая композиция Sky Blue Джейми Майерсона c шершавыми как теплый сухой воздух синтезаторными choir-пассажами.
В-третьих, концепция Kenzoair как раз попадает в самую точку — это аромат, призванный помочь пробудить в себе внутреннего ребенка. В самом деле, кто такой мужчина, как не выживший мальчик? Кто-то из тех, с кем я имел счастье общаться и играть в детстве, уже никогда не станет старше, а я безмерно ценю возможность писать сейчас эти строки.
Так уж совпало, что вышедший в 2003-м году Kenzoair пробуждает во мне воспоминания и ощущения из того же года. В 2003-м я перешел в девятый класс, а летние каникулы провел при лагере в уютном санатории на берегу огромного искусственного водохранилища, которое мы все называли и считали морем. Там были пляж, сосны, прогулочные лесные тропинки с резными деревянными идолами, днем я рисовал старшим ребятам «татуировки» авторучкой, а вечерами рассказывал соседям по комнате страшные истории, которых потом сам боялся. Еще мне вспомнился ветер, что дул с моря через песчаный пляж и сосны, вспомнились травяные чаи в фитобаре, дискотеки в сумерках на широком крыльце главного корпуса, караоке в зимнем саду, подтянутые вожатые и красивые девочки (в том моем возрасте все девочки казались красивыми).
Конечно, при должном тщании можно привязать любые воспоминания к любому аромату, этим и уникальна безграничная парфюмерная вселенная. Однако, описанные воспоминания появились у меня сами собой и довольно легко именно при знакомстве с Kenzoair — совпадение это, или же игры моего подсознания, не имеет значения. Главное, что это работает и дарит то, что мило моему сердцу. Возможно и у вас найдется аналогичный по свойствам парфюм, а если ничего подобного вам не вспоминается, возможно, вы родились сразу взрослым.
В сухом остатке Kenzoair являет собой интересную, многогранную, легкую и жизнерадостную ветиверовую композицию, каких исчезающе мало. Редкой красоты коробка и флакон — настоящее «окно в небо» авторства скульптора Лауры де Сантильяна. Если вам попадется Kenzoair по хорошей цене, возьмите его — с большой вероятностью вы обретете хорошего друга в лице самого себя из детства. Специально же гоняться за Kenzoair нет смысла — знающие люди говорят, что на помощь может прийти недавний Zero от Comme des Garçons.
Однако, как бы ни была приятна ностальгия — «it tries too hard to remember only the easy parts». Ищите хорошее в самом себе сегодня.