Найти тему
Две Войны

После резкого разговора со своими казаками атаман застрелился- почему он так поступил?

Дед Алексея Каледина, казачий офицер Василий Максимович Каледин, сражался под началом легендарного Платова в войне с Наполеоном 1812-1814 гг., и потерял ногу. Отец будущего генерала и атамана, Максим Васильевич Каледин, был участником Крымской войны, в том числе и героической обороны Севастополя.

В романе «Тихий Дон» Шолохов, описывая службу Григория в 12-м Донском казачьем полку, упоминает, что его полка был полковник Каледин. Это Василий Максимович Каледин – старший брат атамана.

Так что, Алексей Максимович был потомственным казачьим офицером, который к тому же получил академическое военное артиллерийское образование.

Успех знаменитого Брусиловского прорыва во многом был обеспечен именно Калединым. Его 8-я армия наступала на главном, Луцком направлении. Кстати, Алексей Алексеевич Брусилов весьма ревниво относился к своей военной славе и с большим неудовольствием воспринимал дифирамбы в адрес Каледина. А потом, в апреле 1917-го – и вовсе написал принявшему должность главковерха генералу М.В. Алексееву:

«Каледин не понимает духа времени. Его необходимо убрать. Во всяком случае, на моём фронте ему оставаться нельзя».
Брусилов и Каледин на фронте. Фото в свободном доступе.
Брусилов и Каледин на фронте. Фото в свободном доступе.

Оно и понятно: Брусилов был либералом, а Каледину все эти нововведения с митинговщиной и популизмом «солдатских комитетов» были глубоко противны. Он отказался от предложенной ему должности в Петрограде, не связанную со строевой службой, и уехал на Дон.

Там его, как героя войны, Казачий круг избрал атаманом Войска Донского, объявив о возврате старой традиции (после Петра I донские атаманы уже не избирались, а назначались царской властью).

Не имевший политических амбиций Каледин сначала отказался, критикуя самостийные устремления казаков:

«Никогда! Донским казакам я готов отдать жизнь, но то, что будет, – это будет не народ, а будут советы, комитеты, советики, комитетики. Пользы быть не может».

Но потом, видя, что центральная власть разложилась и уже ничем не управляет, 18 июня согласился стать войсковым атаманом. Понимая всю тяжесть своего положения:

«Я пришёл на Дон с чистым именем воина, а уйду, быть может, с проклятиями».
Генерал Каледин. Фото в свободном доступе.
Генерал Каледин. Фото в свободном доступе.

Уже в качестве главы Донской области, генерал Каледин дважды выступал на заседавшем в августе 1917 года так называемом Государственном совещании в Москве, требуя:

  • поставить армию вне политики,
  • запретить митинги и собрания в воинских частях,
  • упразднить все Советы и комитеты выше полковых, а компетенцию оставшихся – ограничить хозяйственными вопросами,
  • дополнить декларацию прав солдата декларацией его обязанностей,
  • решительными мерами поднять дисциплину на фронте и в тылу.

Его слова ушли куда-то в пустоту, Временное правительство к ним не прислушалось. Сразу после Октябрьской революции Каледин оценил её как преступный акт незаконного захвата власти. И заявил, что принимает всю полноту власти в Донской области до восстановления законной власти в России.

В донскую столицу Новочеркасск начали стягиваться антибольшевистские силы. В том числе – генералы Алексеев, Деникин, Корнилов, Богаевский и другие; множество офицером рангом пониже. Они начали формировать белую Добровольческую армию. Официально о её создании было объявлено 6 января 1918 года.

Белые офицеры верили в казаков, считая их оплотом монархии в России. Но ошиблись. Абсолютное большинство казаков не собиралось воевать за пределами Донской области, наступать, проливая кровь, куда-то на Москву или на Петроград. Они рассчитывали мирным путём договориться с большевиками.

Каледин принимает от Круга атаманский пернач. Июнь 1917 г. Фото в свободном доступе.
Каледин принимает от Круга атаманский пернач. Июнь 1917 г. Фото в свободном доступе.

«Хватит, навоевались с 1914-го года!»

Строгие указы атамана Каледина о введении военного положения и всеобщей мобилизации были донским казачеством саботированы. В решительном уклонении от призыва оно показало себя как никогда единой силой. «Мы на своей земле, никому её не отдадим, но и никуда с неё не пойдём. Хватит, навоевались с 1914-го года, – отвечали они на агитацию и упрёки ура-патриотов, – а вы – «странствующие музыканты», которые свою землю – потеряли».

Обстановка накалялась. Некоторые политические и военные деятели, бежавшие от большевиков на Дон, упрекали донского атамана в пассивности, в том, что он не идёт на жёсткие меры. Каледин отвечал:

«А вы? Что вы сделали? Русская общественность прячется где-то на задворках, не смея возвысить голос против большевиков. Войсковое правительство, ставя на карту и отправляя на гибель донское казачество, обязано сделать точный учёт всех сил и поступить так, как ему подсказывает чувство долга перед Доном и перед Родиной».

Эти визитёры, призывавшие Каледина кинуть казаков в топку беспощадной войны первыми, в случае чего могли уехать на Кубань, на Волгу, в Сибирь, эмигрировать, наконец. Тогда Алексей Максимович, осознавая груз ответственности за казачество, никак не мог он решиться на пролитие донской крови.

Этот груз буквально раздавил Каледина.

Деникин: «Он сидел в своем кабинете один, как будто придавленный неизбежным горем, осунувшийся, с бесконечно усталыми глазами».
Богаевский: «Алексей Максимович принял меня приветливо, но с сумрачным видом. Он произвёл на меня впечатление бесконечно уставшего, угнетённого духом человека. Грустные глаза редко поглядывали на собеседника».

⚡«Любой ценой избегали выдачи СССР, и на то были причины!»- власовские офицеры после войны: что с ними сделали в Советском Союзе?

У Каледина и его жены Марии Гранжан (француженки, родом из Швейцарии) был единственный сын, который погиб в подростковом возрасте (утонул в реке Тузлов). После этого, по мнению многих современников, генерал стал мрачным, замкнутым человеком, который с презрением относился к смерти и даже выказывал на войне суицидальные признаки (решимость или даже желание погибнуть). Фото в свободном доступе.
У Каледина и его жены Марии Гранжан (француженки, родом из Швейцарии) был единственный сын, который погиб в подростковом возрасте (утонул в реке Тузлов). После этого, по мнению многих современников, генерал стал мрачным, замкнутым человеком, который с презрением относился к смерти и даже выказывал на войне суицидальные признаки (решимость или даже желание погибнуть). Фото в свободном доступе.

11 января казаки, ратовавшие за советскую власть, собрали альтернативный круг в Каменской станице, объявили о низложении Каледина, Войскового правительства. и о создании Донского казачьего военно-революционного комитета во главе с бывшим подхорунжим Подтёлковым.

29 января 1918 года Каледин заявил своим соратникам, что «положение безнадёжно»: мобилизация на Дону провалилась. Нашлось лишь 147 добровольцев. Не желая репрессивными методами развязывать братоубийственную войну, он заявил о сложении с себя полномочий войскового атамана и предложил правительству тоже уйти в отставку. А начавшиеся обсуждения – оборвал раздражённым замечанием: «Господа, короче говорите, время не ждёт. Ведь от болтунов Россия погибла».

В тот же день он покончил с собой. Военачальник, который превосходно проявил себя на Юго-Западном фронте Первой Мировой войны, оказался не в силах выдержать груз разгорающейся гражданской войны. В своём предсмертном письме он объяснил свой уход из жизни «отказом казачества следовать за своим атаманом».

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, почему Каледин так поступил?