В 90-х г.г. XX века появилось исследование Д.Гоулмана «Эмоциональный интеллект» (1995), которое привлекло внимание специалистов. И не только парадоксальной формулировкой объекта исследования, но и некоторой дерзостью – попыткой соединить «разум и чувства». Понятно, что это исследование возникло не на пустом месте. Немного ранее Д.Мейэр и П.Сэловей опубликовали статью об эмоциональном интеллекте как критерии личностных способностей (1990).
В России интерес к этой теме появился после публикации перевода книги Д.Гоулмана в 2010 году.
Привлекательность этого направления не в открытии чего-то принципиально неизвестного в науке (это не новая планета, или элемент в таблице Менделеева). Концепция интересна тем, что появляется новый объект исследования, который представляет как теоретический, так и практический интерес прежде всего для бизнеса.
В самом деле, в течение 50 лет критерием интеллектуального уровня человека (особенно в США – стране-законодателе моды в бизнесе) служил уровень IQ, особенно при устройстве на работу. Жизнь развенчала этот миф. Гоулман признаёт, что высокий IQруководителя компании не обязательно гарантирует процветание фирмы. По экспертным оценкам консалтинговых компаний не IQ, а именно EI (эмоциональный интеллект и его коэффициент EQ) реально увеличивают прибыль компании более, чем на 100%.
В чём же суть EQ по Гоулману? Грани ЭИ следующие:
- самосознание (понимание своего эмоционального состояния);
- самоконтроль (управление своими эмоциями);
- эмпатия (понимание эмоций других людей);
- управление отношениями (управление эмоциями других людей).
Есть и другие признаки ЭИ: оптимизм, эмоциональная инициатива и даже признаки харизмы.
Данное исследование интересно тем, что оно по сути является «приглашением к соучастию», т.е. предлагает сосредоточиться не столько на содержательной (смысловой) стороне обучения, сколько на эмоциональной составляющей человеческого общения. Какие в связи с этим открываются перед нами перспективы, и что может получить бизнес и бизнес-образование в целом при разработке данного направления?
Практика проведения тренингов и семинаров показывает, что в настоящее время наметились четыре уровня рассмотрения данной проблемы, и для каждого из них уже разработанные свои методики обучения. Условно их можно обозначить так: индивидуальный уровень, персональный, групповой и национальный. На каждом уровне важно различать два объекта: внутренний и внешний. Рассмотрим каждый уровень более подробно.
1. Индивидуальный уровень.
Внутренний объект. Это анализ собственных переживаний, развитие компетенций и самодиагностика. Для этого используются тесты, различные приемы «якорения» состояний и амортизации. Важнейшим источником информации может стать анализ видеозаписи собственных публичных выступлений (с использованием различных текстов, как профессиональных, так и эмоциональных).
Внешний объект. Это помощь другому человеку в анализе его эмоционального состояния. В данном случае речь идет о консультировании и коучинге, т.е. о психологической помощи с целью корректировки поведения (в широком смысле слова).
2. Персональный уровень (проявляется в общении двух людей).
Внутренний объект. Это сосредоточенность на собственном состоянии в процессе «интеракции», т.е. диалога с партнером. Анализ состояний базируется на компетенциях первого уровня, а также на информации от партнера.
Внешний объект. В данном случае – фокус внимания на втором участнике коммуникации, его состоянии и поведении. Важным элементом общения является эмпатия («вчувствование», эмоциональная подстройка) и раппорт (двусторонний контакт). При нежелательном варианте общения используются разные типы рефрейминга, включая перенос конфликта из одного полушария в другое. В бизнес-образовании подобные техники обычно включают в курс «Управление конфликтами».
3. Групповой уровень.
Внутренний объект. Внимание обращается на поиск синергии (взаимного усиления членов группы – «командного духа»). На занятиях - это командообразование.
Внешний объект. Это воздействие на группу через корпоративную культуру, донесение до нее ценностей компании, формулировка миссии и видения. Внешним объектом также могут выступать партнеры, тогда мы имеем дело с ведением переговоров.
4. Национальный уровень.
Внутренний объект. Направление исследования – это формулировка национальной идеи, осознание особенностей культурного психотипа нации.
Данная проблематика особенно актуальна для России в историческом плане и, конечно же, в политическом, особенно сейчас. Еще в XIXвеке было известное противостояние «западников» и «славянофилов», а уже в нынешнее время активно разрабатывается новая концепция будущего нашей страны (Русская Доктрина, проект «Россия»).
Внешний объект. Все аспекты кросс-культурных коммуникаций, различные виды PR-деятельности, общение (переговоры, диспуты) с представителями других стран, реклама. Это и создание новых «кластеров» (блоков, объединений, групп), преследующих определенные гуманитарные, культурные, образовательные и идеологические цели.
Концепция ЭИ при надлежащем использовании существенно расширяет наши возможности понимания различных явлений в области психологии человеческих отношений, создает базу для созданий технологий и методик, а также для личностного роста самих участников процесса коммуникации. Могут появиться новые критерии оценки качества руководства, возможно, будут пересмотрены стандарты профессионального обучения и его педагогическое содержание.
Это тем более востребовано в России, потому что важность ЭИ у нас еще полностью не осознана. Например, в бизнес среде при корпоративном обучении персонала тематика развития ЭИ занимает лишь 6%, и это при том, что 50% респондентов хотели бы изучать эту тему. В 2010 году подобная статистика показала, что обучение многие люди проводят самостоятельно (нет методик и тренеров).
Сейчас уже можно предположить, что развитие концепции ЭИ будет проходить в два этапа. На первом – мы имеем дело с ЭИ в узком смысле этого понятия: разработке понятийного аппарата для диагностики различных эмоциональных состояний. Это создание системы тестов, новых критериев оценки и списка эмоциональных компетенций. Это собственно и есть эмоциональный интеллект (ЭИ) в традиционном понимании.
На втором этапе объектом исследований станет управление эмоциональным состоянием через техники, методики и развиваемые с их помощью приемы и навыки. Это уже практический аспект, применение накопленного эмпирического опыта. В данном случае мы по сути имеем дело с интеллектуальной эмоцией или ИЭ. Оба термина взаимно дополняют друг друга, так как по сути являются двумя сторонами одного явления.
В заключение можно с уверенностью сказать, что понятие ЭИ становится объединяющим стимулом для поиска новых решений как в теории, так и в практике. Хочется думать, что как ЭИ, так и ИЭ займут достойное место в новых концепциях и программах российского бизнес-образования (и не только его).