Столь любимые метросексуалами коктейли означают буквально "петушиный хвост", где "cock" это с английского петушиный, а "tail" это хвост.
Причиной такого названия наукой назначено то, что, выпив этот напиток, человек становится таким же задиристым, как и эта птица с красивым хвостом. Из-за свойственного этому напитку бодрящего эффекта, в общем.
Короче, выпил коктейль - стал петухом. Такой вот научный факт.
Справедливости ради скажу, что есть и более культурные версии, аж семь штук, и все научные. Приведу некоторые из них.
Например, историк коктейлей Дэвид Уондрич считает, что коктейль - это отсылка к имбирю, практике воодушевления старой лошади с помощью имбирной свечи, чтобы животное «подняло хвост и было резво».
Или вот, Дейл ДеГрофф считает, что это слово произошло от французского слова coquetier, обозначающего чашку для яиц, в которой Антуан А. Пейшо, создатель Peychaud's Bitters , предположительно использовал для своих гостей смесь коньяка с каплей своего биттера. Как это мило, предположительно...
Или вот ещё, этимолог Анатолий Либерман считает, что коктейлем изначально назывался подрезанный хвост непородистой лошади, который из-за этого торчал как у петуха. Потом это понятие перешло на саму нечистокровную лошадь. А затем и на алкогольный напиток, не "чистокровный", а разбавленный.
В общем, полное ощущение, что этимология это и не наука вовсе, а сборник анекдотов, или, говоря по-английски, tail tales, isn't it? Анекдотов весьма, впрочем, уместных в пятницу вечером.
Штошь, расскажу байку и я. Как всегда, коротенько, минут на сорок. В общем, в узких кругах широко известно, что выгоняемый с помощью самогонного аппарата зелёный змий, он выходит не весь сразу целиком, а частями. Ну, как выгоняемый, выкуриваемый медленным нагревом.
Сначала появляется первак, он же первач, или на профессиональном сленге голова, это начальная фракция с резким неприятным запахом. Содержит самые опасные примеси: метиловый спирт (много в зерновых и фруктовых брагах), ацетон, уксусный альдегид и другие. Благодаря тому, что температура кипения вредных веществ ниже, чем у этилового спирта, при перегонке они выходят первыми, следственно, можно не допустить их попадания в основной продукт. Голову пить нельзя, это чистый яд, дающий не опьянение, а отравление. Голову с ядом лучше отделить и выбросить.
Следом за головой из самогонного аппарата тонкой струйкой выползает тело зелёного змия, это питьевая часть, так как в теории содержит только этиловый спирт и воду. На практике же в теле всегда есть и чуть-чуть других примесей, ведь при дистилляции разные вещества с близкой температурой кипения выгоняются одновременно. Но это нормально, ведь именно эти примеси отвечают за органолептические, самые важные свойства напитка.
И последним выползает хвост самогона, третья фракция. Кроме этилового спирта хвост содержит сивушные масла, дающие неприятный запах, вкус и мутный цвет. Не хвост, в общем, а какая-то жопа. Температура кипения сивухи выше, чем у этилового спирта, поэтому чтобы отделить хвост самогона, достаточно вовремя прекратить отбор основного продукта – тела.
Хотя после дистилляции в хвостах остается много этилового спирта (от 15 до 40%), но выход вместе с ним других веществ портит качество самогона, поэтому так важно вовремя закончить перегонку.
В отличие от головы, хвост поддается переработке. Вариантов, по сути два: либо хвост в последствии добавляется в следующую порцию браги, и тогда змея как бы кусает себя за хвост, либо же все хвосты с перегонок собирают в отдельную ёмкость, а когда их накопится изрядное количество — разбавляют водой и снова перегоняют.
Или не перегоняют. Пьют прямо так. Как первач, который тоже пить нельзя, но считают самым забористым, и поэтому пьют. Так и хвосты, они хоть и слабоалкогольные, да выбрасывать жалко. А неприятные запах, вкус и муть скрывают добавлением в это пойло сиропа или сока. И вуаля - модный напиток готов.
Вот отсюда у коктейлей и растет хвост. Этот хвост - это просто пучок хвостов нескольких перегонов, иногда даже из разного сырья. Он то и есть коктейль.
Возможно, этот пучок разноцветных хвостов образно похож на петушиный хвост с разноцветными перьями. А возможно петух тут взялся от того, что петух это по-старому кур, курение же вина на винокурнях и называется сегодня самогоноварением.
Штошь, пить или не пить, каждый решает самостоятельно. Но судя по приведенным здесь петушиным официальным версиям, ни один этимолог, видимо, толком и не пил. А зря. Лучше бы пил. И курил. Хотя бы один...