Найти тему
Coracero

Ностальгия и халтура. 15 минут фильма "Топ Ган: Маверик".

Оглавление

Трудно сказать, нехватка ли оригинальных идей или неприятие зрителями современного уровня "оригинальности" вынуждает киноделов осваивать высокое искусство снимать кино так, как его снимали тридцать, а то и сорок лет назад.

Первый фильм "Топ Ган", название которого у нас перевели и получился "Лучший стрелок*", снимали в 1986-м году, с "живыми" самолётами, выбор которых был ограничен наличием техники у ВВС, ВМС и Корпуса Морской пехоты США. Из спецэффектов была доступна лишь комбинированная съёмка, а вся компьютерная графика отображалась на экранах радаров.

  • не единственный вариант перевода
  • проблема адаптации иностранных идиом в том, что, например, офицеры палубных команд американских авианосцев тоже "стрелки", настоящие "shooters", а не просто "gun" (стрелковое оружие, в переводе)

Сочетание бодрого музыкального сопровождения, динамичных и неплохо поставленных сцен с реальной техникой, не только самолётами, но и авианосцами, не без хорошей актёрской игры, придало этому фильму определённую и немалую художественную ценность, на длинном отрезке времени. В ином случае, фильм запомнился бы, а точнее, быстро забылся, как очередная агитка американской военщины, которой он и был, по своему сюжету.

скрин с Кинопоиска
скрин с Кинопоиска

Продолжение "Лучшего стрелка", название которого у нас и переводить уже не стали*, "Топ ган: Маверик" снимали с явным расчётом на зрительскую ностальгию.

  • оригинальное название в переводе забылось уже, а "Топ ган" на слуху

И эта ностальгия работает*. По выходу фильма, в 2022-м году, он ещё и оказался тем самым раком, что попадается рыбакам на безрыбье.

  • например, мне понравилось, но я не путаю ощущения от фильма с оценкой его содержания

Одно дело, выходить на экраны в нулевые годы, среди массы оригинальных проектов, как вышли похожие кино-авиационные "Рыцари неба" или "Стелс" 2005-го года,

другое дело, выйти, когда твои конкуренты это такой кадавр как "Матрица: Воскрешение" и невесть какие уже "фазы" кинокомиксов.

У нового фильма, на современном уровне развития визуальных эффектов, не было никаких технических ограничений. Киноделы могли снять почти всё, что пожелают. Даже механически повторяя старый фильм, сделать нечто качественно лучшее.

Что у них вышло, на самом деле? Сейчас разберёмся.

  • или просто повеселимся, как получится

Скиталец возвращается и становится Мавериком.

Начало фильма уже тонко намекает шибко умному зрителю, что он зря сел смотреть кино с включёнными мозгами.

Фильм, буквально, начинается также как и первый, со сцены на палубе авианосца, и под то же самое музло. Кстати, спасибо, порадовали.

Есть только один нюанс, который всё портит. В первом фильме взлетали и садились, если и не герои фильма, то их сослуживцы. Здесь...

-2

...взлетает, наверное, кто-то интересный и очень харизматичный, с особо важным заданием и личной драмой, но к сюжету фильма это отношения не имеет никакого, и сам вылет нам не покажут.

Музло заценили? Заценили. Как флотские шутеры по палубе бегают, посмотрели? Посмотрели. Всё. Вступительную сцену с сюжетом фильма связывать техзадания сценаристам никто не давал.

Том Кукуруз вступает в фильм, с ноткой ностальгии и грусти, на третьей минуте.

-3

И эта нотка ностальгии и грусти по старому фильму звучит ещё минуты полторы, на фоне фотографий и артефактов былой эпохи Голливуда, пока герой Кукуруза не расчехляет свой байк и не выезжает из ангара в котором живёт, в сторону ангара, в котором работает.

-4

На этом моменте российский зритель может попробовать представить себе полковника ВКС, который загоняет дом на колёсах в старый ангар, расставляя по стенкам свою коллекцию "Уралов" разных лет, с колясками. Оно и на киношных американских реалиях смотрится странновато, хотя, со знаменитыми калифорнийскими ценами, может ангар снимать дешевле, чем нормальную квартиру в городе.

Кстати, Кукуруз тут главный. Может не прям на всём объекте, но он капитан 412 испытательного крыла американских ВВС. Зритель мог узнать об этом, если очень внимательно смотрел, не пропустив те две секунды, под грустную музыку, где показывали герб его подразделения (или части).

Судя по табличке, он капитан и по должности, и по званию. И капитан он флотский. Разница с сухопутным капитаном, как у обычных макарон с макаронами по-флотски*.

  • если без моего натужного юмора, то он, в привычных нам званиях, полковник, ну или капитан первого ранга
  • сама табличка, почему-то, от подразделения техобслуживания 412-го крыла, или киноделы не нашли правильную, или тут какая-то сложная заморочка

Эти нюансы зрителю объяснять никто не будет, вряд ли даже среди родных американских баобабов, или что у них там растёт, все поняли, что Кукуруз дослужился до наивысшего офицерского звания, дальше только адмиральство. Он уважаемый командир и состоявшийся офицер, которому прощают некоторые причуды, ввиду прошлых заслуг и высокой квалификации. Это не так-то и просто понять, потому что и с подчинёнными он общается запанибрата, и строят его старшие по званию, как щегла.

-7

Если смотреть так, как фильм свой сюжет представляет, то какой-то вконец обалдевший, на старости лет, летун заваливается на режимный объект на мотоцикле, подъезжая прямо к секретному опытному аппарату. И, перекинувшись парой фраз непонятно с кем, о приезде злого адмирала и урезании бюджета, самовольно решает полетать и всё разрулить.

Хотели показать бесшабашную отвагу лётчика и уверенность командира в своих людях, а показали раздолбайство и пофигизм. Про сержанта Графоуни, на заднем плане, помолчим.

Однако, кроме лихих раскатов на байке по ангару с авиатехникой, Маверик, в исполнении Тома Круза, имеет и права, и компетенции делать всё то, что он делает в кадре.

-8

Он не только лётчик-испытатель, но и командир подразделения (или части), который может отдать приказ на вылет и знает состояние работ по опытной машине. Несмотря на спешку, ведь до приезда злого адмирала остался всего день, вылет готовят не менее 10-12 часов, судя по наступлению ночи между монтажными склейками, возможно даже пашут без перерыва до следующего утра, потому что адмирал-таки успевает приехать.

-9

Это могло бы быть заявкой на интеллектуальное испытание. Если просто смотреть фильм, то ощущение одно, а если вникать, крутить кадры в замедлении и ставить на паузу, то совсем другое. Главное, не обращать внимание на графон*. Жаль, что зрители в кинозале так делать не могли.

  • не обращать внимание, не обращать внимание..., не обращать внимание...
-10

Злой адмирал, между тем, гневаясь со страшной силой и хлопая дверью об стену, вламывается в местный центр управления полётом. Без предупреждения и без сопровождения. Режим на объекте вызывает почтительную зависть у любого анархиста. Особые обстоятельства, вроде той мелкой детали, что это авиабаза американских ВВС, а не флота, только добавляют картине очарования.

-11

Дальше разыгрывается типовая сцена с плохой связью. Адмирал отдаёт, военнослужащим подразделения ВВС на авиабазе тех же ВВС, приказ прекратить согласованный испытательный полёт. В фильме, про переговоры с диспетчером не забыли. Но, вместо совета адмиралу выйти и зайти нормально, герой Кукуруза начинает изображать помехи, намеренно заикаясь, спасибо, что не в микрофон дуть. А его команда затирает про феномен искривления связи горизонтом или искривления горизонта связью.

Лицо адмирала выражает полнейшее доверие этому правдоподобному объяснению, команда и сам Кукуруз смеются чуть ли не в голос. Экраны в зале управления безмолвно отображают состояние аппарата по телеметрии, получаемой через совершенно стабильную спутниковую связь.

Мысль о том, что сейчас адмирал промолчит, а потом потребует записи телеметрии, и та покажет не только исправную связь, но и ухмыляющегося Кукуруза в кабине, а значит и неисполнение прямого приказа, с последующим трибуналом, никому в голову не приходит. Даже адмиралу.

-14

Заканчиваются испытания катастрофой. Фильм всячески намекает, что по вине нашего мега-аса, который решил выжать из пепелаца лишние километры в час.

И вот тут уже никак не получится игнорировать то скопление пикселей, что фильм пытается выдать за гиперзвуковой самолёт.

Гиперзвук на бэтмобиле.

Потому что это халтура не только на техническом, но и на сценарном уровне.

Начнём с того, с чего его срисовали и почему вышла халтура. И претензия не в том, что именно срисовывали, понятно, что реально проектировать самолёт для фильма никто не станет.

Проблема сразу и в выборе исходного образца, и в его адаптации под кино.

Исходник - это американский сверхзвуковой разведчик постройки конца 1960-х годов - SR-71 "Blackbird"/"Чёрный дрозд".

-16

Некоторые элементы сделаны даже нарочито похожими, как визуальная отсылка. Проще говоря, узнавание исходника в фильм заложено.

-17

Остекление, например, сведено к самому минимуму, но при той же узнаваемой форме. Вертикальное оперение "посажено" на гондолы двигателей и точно также "завалено" внутрь, что для современных самолётов нехарактерно.

"Чёрный дрозд" достаточно хорошо разрекламирован, для того, чтоб любители авиации отсылки на него могли распознать. И его характеристики, сегодня, уже не секретны и ровно также широко известны.

Если не думать дальше формулы - "тот быстро летал, этот тоже должен быстро летать", то выбор отсылки можно признать годным. SR-71 и по сию пору может претендовать на звание самого быстрого серийного самолёта.

В комиксах этот подход сработал бы без осечек.

Но даже в авиационном кино всё упирается в то, что "Дрозд" не просто так был и остался, в виде поставленных рекордов, самым быстрым. Его максимальная скорость - 3,2 М (Маха*) - около 3,5 тыс километров в час или около 1 километра в секунду, а крейсерская равна 3 М (более 3 тысяч км/ч). Эти показатели близки к пределу возможного, для полноценного самолёта. Он, был, буквально, быстрее пули и быстрее многих типов зенитных ракет. И поддерживал такую скорость на протяжении тысяч километров. До 5 тысяч километров, по прямой, от полутора до двух часов полёта на сверхзвуке, в зависимости от скорости. Дело было не только в максимальной скорости, для большей части сверхзвуковых самолётов их предельные 1,5-2,5 М - это короткий, на 4-5 минут, рывок на форсаже, за время которого самолёт расходует большую часть горючего и сильно нагревается.

  • число Маха - для авиации - это скорость звука, если очень по-простому, но его значение, как и скорость звука, меняется в зависимости от плотности воздуха, то есть, на разных высотах - разное значение М

Конструкция SR-71 приспосабливалась именно под длительный полёт на огромной скорости. Человек, который узнает отсылку, будет знать и об этом.

Что это значит для внимательного зрителя, которого подманивают всеми этими деталями?

У пепелаца, что представлен в кино, заявлена скорость в 10 М, более 3 километров в секунду. Именно за её достижением летит герой Тома Круза.

Вышло у киноделов так, что взяли они самолёт, поставивший рекорд скорости, срисовали, не заморачиваясь, а потом сказали сценаристам, - "пусть он летает в три раза быстрей".

В фильме, кстати, есть детальные 3d модельки предсерийных Су-57 - иранские "бандиты" - и, глядя на гиперзвуковой пепелац в анфас, терзают смутные сомнения, что и тут ребята из Голливуда нашли, где сэкономить умственные усилия, рисуя свой "Dark Star".

-19
-20

140 млн долларов производственного бюджета, если что, у фильма.

При этом, визуальное свидетельство халтуры, при перерисовке - явно видимые гондолы двигателей, которые сохранили, как одну из самых узнаваемых черт SR-71, но исполнены они так, что просто торчат в поток воздуха нерабочей своей частью. И ведь это должно летать на скорости более 3 км/с (более 10.800 км/ч). Даже у Джорджа Лукаса переделка "Дрозда" в космический корабль смотрелась адекватнее.

-21

С точки зрения сценария, не особо понятно, чего хотят испытатели и чего хотят от испытателей. Потому что заявленная цель полёта, именно 10 М, не полёт по маршруту со скоростью 10 М, а сами 10 Маха. Когда какой-то загадочный спидометр показывает десятку, все сразу начинают от счастья прыгать так, будто достигли своей цели, а, судя по спецэффектам и лицу Кукуруза, он не на гиперзвуке летит, а уже на гипердрайве.

Визуал сделан красиво, в целом.

-23

Но столь же бестолково, в деталях.

Стандартные футажи компьютерного огня, которым в нынешнем кино горит всё, от сверхновых звёзд, до сельских сортиров.

-24

Даже если не знать, что при той скорости истечения реактивной струи, которая нужна для таких скоростей, должны возникать такие эффекты как кольца или диски Маха... Даже если этого не знать, они ведь видны уже у современных самолётов! Даже днём фотографы ухитряются кадры ловить.

фото - ЖЖ vipernn. МиГ-29М2 на МАКС-2017.
фото - ЖЖ vipernn. МиГ-29М2 на МАКС-2017.

А с такой заявленной дурью, как у киношного "Dark Star", да ещё и ночью...

Короче, вот "текстура" реактивной струи, что выдавал двигатель J-58 на SR-71:

-26

Как оно смотрится на фоне газовой горелки из крутого голливудского кино? Фото гуглится по первому запросу, оно давно уже не в секретных архивах Пентагона.

Можно было бы сказать, что, хотя бы, к отображению работы двигателя изнутри придираться не стоит, такое уж точно для "продвинутого пользователя кино".

Но киноделы "смогли".

Вот так выглядит переход на гиперзвуковой прямоточный режим работы двигателей пепелаца, Кукуруз жмёт на одну пимпочку, реактивный двигатель просто целиком закрывается какой-то створкой и загорается новый беленький огонёк.

-27
-28

Никакой сложной системы подвижных конусов-обтекателей, створок и воздуховодов, как на "Чёрном дрозде". Выглядит так, будто на пепелаце не два, а четыре двигателя, потому что обычные турбореактивные теперь явно едут мертвым грузом. Эффективность системы поражает воображение..., прямо в лобные доли мозга.

  • тут хотелось бы расписать особенности прямоточного двигателя, турбореактивного и того, как инженеры фирмы Пратт-Уитни сумели их совместить в одном агрегате, сделав ПВРД продолжением и дополнением форсажного режима ТРД, но мне лень, а вам надоело - будет аналогия

Зритель мог бы вообразить и другую картину. Представить поход в кино на фильм про крутых гонщиков, вступительной сценой которого станет одиночная поездка по прямой на Жигулях с автоматической коробкой передач. Громкие звуки и много спецэффектов! Крутяк невообразимый, правда ведь?

Если кто-то скажет, что Жигулей с автоматической коробкой не бывает, можно ответить, что это ж просто кино.

Котострофа.

Самое ироничное, что одна из важнейших сцен фильма, раскрывающих характер Маверика, завязана на этот кривой бэтмобиль с непонятным полётным заданием.

Когда Кукуруз добивает, наконец, свою десятку Махов, пепелац, который только что трясся, кряхтел, горел и готовился к проходу через горизонт событий, успокаивается, а главпомзам в местном ЦУПе, наоборот, начинает бояться, что мега-ас захочет погонять.

-29

Мега-ас не просто хочет, но и начинает гонять. Пепелац опять трясётся, горит и стонет. К уже достигнутым одиннадцати тысячам километров в час, Кукуруз успевает прибавить ещё где-то триста... тех же километров в час.

И происходит настоящая котострофа. Со сценарием фильма.

В этой сцене почти нет монтажных склеек, нет даже намёка, что она длится дольше, чем показано зрителю. То есть, цена разрушения пепелаца - это лишние 200-300 км/ч в течении минуты?

Ребят, вы там нормальные, вообще? В стратосфере струйные воздушные течения бывает под 100 км/ч надувают, а у вас пепелац из-за лишних 300 разваливается. А если бы он просто летел несколько минут, не набирая скорость, ничего бы не произошло, обшивка сама собой гореть перестала? Для чего эти 10 Маха, с тряской и горящей обшивкой, для книги рекордов Гиннеса, что-ли? Или, по сюжету фильма, самолёт-погорелец по новой запускать планировали?

-31

Просто для понимая случившегося, поддержание температурного режима, на "долгоиграющих" сверхзвуковых самолётах, вроде того же "Дрозда" или советского МиГ-25, происходит за счёт запасов топлива. Самолёт отводит тепло от обшивки и/или важных агрегатов и кабины пилота в свои топливные баки.

Это одна из причин того, почему SR-71, да и любой другой самолёт нормальной схемы, для гиперзвука не подходит - слишком большие поверхности, которые дадут чудовищный перегрев, и в баки такой объём тепла уже не отвести.

Но и показанная катастрофа с МиГами или "Дроздами" невозможна, нет причин для мгновенного перегрева, даже с нарушением системы охлаждения.

Вот так выглядит реальный, пусть и экспериментальный, гиперзвуковой беспилотник с прямоточным двигателем. На фото можно рассмотреть и две его небольшие разгонные ступени - бомбардировщик Б-52 и ракету "Пегас".

-32

От фильма "Топ Ган: Маверик" прошло 15 минут...