На обложке первого номера журнала «Мурзилка» – обыкновенная собачка. И только 85 лет назад, в 1937 году художник Аминадав Каневский нарисовал пушистого героя в красном берете и шарфе
Он жёлтый, живой и светится
«Ой, а “Мурзилка” еще выходит?!» – первая реакция собеседников на рассказ о близком вековом юбилее знаменитого детского журнала. Живет себе и как-то незаметно стал рекордсменом. Попал в 2012 году в Книгу рекордов Гиннесса как детское издание с самой долгой историей существования. Его парижский коллега «Пиф» – был куда «медийнее». Приключениями сообразительной одноименной собачки зачитывались дети из многих стран. А он взял и помахал ребятам лапкой, едва отпраздновав 50-летие.
А «Мурзилке» скоро пойдёт 99-й год, и он все не стареет – продолжает подстраиваться под современные запросы читателей. Есть сайт (интерактивный – ребенку всегда отвечают на его вопрос) с ежедневными викторинами. Не так давно редакция запустила и iPad-версию, сразу ставшую лидером среди детских русскоязычных приложений.
Что в имени тебе моём
Не знаю, как у вас, но у меня слово «Мурзилка» кроме журнала ассоциируется разве что с котёнком. Вот есть маленький пушистый и тихий Мурзик. Если он будет не столько тихим, сколько озорным, вот он для меня становится Мурзилкой. И это моё личное представление, как выясняется, имеет под собой реальное основание.
Итак, первый Мурзилка появился значительно раньше журнала, ещё в конце XIX века.
Всё началось в 1879 году, когда канадский художник Палмер Кокс создал серию комиксов о брауни. Брауни – этот такие маленькие, ростом 8-10 сантиметров, человечки, предтечи наших носовских коротышек. Истории о них пользовались такой сумасшедшей популярностью, что компания Kodak один из своих самых популярных аппаратов назвала «брауни».
Правда до поры у этих брауни не было имён, только прозвища: Китаец, Моряк, Денди, Жокей, Русский, Индус, Король, Студент, Полицейский, Канадец и так далее.
Впервые именно Мурзилка появился в 1887 году в рассказе русской детской писательницы Анны Хвольсон «Мальчик – с пальчик, девочка – с ноготок», проиллюстрированным рисунками Кокса. Первым Мурзилкой в нём стал эдакий настоящий малюсенький лондонский денди. Он был одет во фрак с огромной белой хризантемой, цилиндр, сапоги с узкими носами, его непременными атрибутами были тросточка и монокль. У Мурзилки был сложный характер. Он был упрям, ленив, болтлив и склонен к вранью. Друзья в рассказе называли его «Пустой головой». Несмотря на всё это, был он достаточно мил, добр и обаятелен. Если сравнивать с коротышками, это был такой прообраз Незнайки.
Рассказ пошёл так хорошо, что вскоре Хвольсон написала ещё один, потом ещё один и вскоре таких рассказов накопилось на книжку. Получившую название «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А. Хвольсон с 182 рисунками Кокса». Книжка эта выдержала несколько переизданий, а в продолжение были написаны ещё несколько книг о приключениях «Мурзилки и его друзей».
Так что к 1924 году бренд «Мурзилка» был настолько раскручен, что в редакции только рождавшегося советского детского журнала это название было принято единогласно.
А для того, чтобы как-то оправдать название, имя «Мурзилка» присвоили щенку, главному герою напечатанного в первом номере журнала рассказа Александры Фёдоровой-Давыдовой «Мурзилкин первый день». В рассказе Мурзилка —четвёртый щенок собаки Жучки, получивший кличку от слесаря Степана: «Вот так песик! И шустрый же! Мурзилка да и только!». Так что я была не далека от истины: один из Мурзилок был пусть не котёнком, но озорным щенком
Этот щенок и появился на первой обложке.
Кузница гениев
Я попала под обаяние сказочного персонажа непонятной породы в шесть лет, когда долго лежала в больнице. Три укола утром, еще два вечером, а в перерывах – капельницы. И ни тебе телевизора, ни общения. И тут мама стала приносить «Мурзилку». И так мне полюбились его комиксы, головоломки, самоделки – которые я всегда вырезала, от удовольствия высунув язык. Жизнь в больничных стенах наладилась.
Произведения лучших авторов приходили к читателю сначала в журнале. А уж потом переселялись в книжки. Сложно сказать, кто из прославленных детских мастеров – писателей, поэтов, иллюстраторов – не печатался в «Мурзилке». С него начинали Самуил Маршак (как детский поэт), Сергей Михалков, Елена Благинина, Борис Заходер, Агния Барто, Николай Носов...
Однажды Мурзилка чуть не пошел «по политической статье». Было это в 1946 году, когда развязалась идеологическая борьба против журналов «Звезда» и «Ленинград», а точнее, жертвами политической порки стали Михаил Зощенко и Анна Ахматова. За год до этого журнал напечатал невинный рассказ Зощенко «Приключения обезьянки». И тут в разгар кампании против «подонков от литературы» кто-то не очень умный шепнул Сталину, что в детском журнале напечатан вредный опус. Мол, за историей с обезьянкой, убегающей из клетки, замаскировано желание советского человека покинуть опостылевший Советский Союз. Вождь помрачнел: «И “Мурзилка” туда же, какой же это поганый журнал, оказывается!». К счастью, в нелепости обвинений быстро разобрались.
Неведома Зверушка
В самом начале было решено, что рассказы о щенке Мурзилке должны появляться во всех номерах журнала. Так и было до конца 1926 года. После этого все рассказы о щенке вышли отдельной книгой «Похождения Мурзилки, удивительно шустрой собачки», а журнал на несколько лет потерял своего главного героя.
Лишь в 1937 году только что назначенный на пост главного редактора Лев Кассиль решил, что олицетворение Мурзилки в журнал надо вернуть. Это было вполне понятно, ибо за эти 10 лет выросло уже новое поколение читателей, которые не помнили ни щенка, ни, тем более, коротышку-брауни. В редакцию всё чаще приходили письма с вопросом, а кто собственно такой, этот самый «Мурзилка» и куда он пропал.
И вот, в июльском номере. наконец, появилась заметка:
«Экстренное сообщение:
Наконец-то нашёлся Мурзилка. Его поймал художник Аминадав Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку — там ты увидишь Мурзилкин портрет».
Вот там, на обложке, и был впервые изображён тот самый жёлтый пушистый герой в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо, которого мы знаем.
Говорят, что Кассиль попросил художника нарисовать существо, некому не знакомое, но милое и человекоподобное.
Однако пушистым зверьком символ журнала был не всегда. С июля 1941 года «Мурзилкой» был крошечный, ростом с тех же брауни, мальчик-пионер в жёлтой рубашке и рыжими волосами с чубом.
Несмотря на малый рост и очевидно юный возраст, у этого Мурзилки уже была профессия – журналист. Не юнкор, во всяком случае он сам везде называет себя именно "журналистом". Он же стал героем серии советских мультфильмов.
Но в 1959 году на страницы журнала вернулось милое, пушистое, жёлтое существо. С тех пор оно живёт на страницах журнала, а с начала нынешнего века – ещё и на его интернет-портале.
Вечно живой, вечно юный
Сейчас детской периодики – море. Но свежих идей в них, умения разговаривать с детьми на их языке почти нет. Яркая обертка, внутри – пустота. Или, в лучшем случае – информация из Интернета.
Листаю один из последних номеров. Возможно, обложки 30-летней давности были шедевральнее, да и верстка мне показалась какой-то «взрослой», но интересно. Есть материалы о диких племенах, населяющих нашу планету, о животных из Красной книги, головоломки, помогающие осваивать нормы правописания, самоделки, математические задачки. И всё это – в обрамлении нарядных картинок, подвижных и звенящих, как ожерелье из пестрых камешков.
На днях в редакции «Мурзилки» раздался звонок из Башкирии. Молодая девушка на том конце провода сказала, что, к ее удивлению, «Мурзилка» существовал, когда ее дедушка Иван Степанович под стол пешком ходил. Было это в 1945 году, и мальчик Ваня написал трогательное письмо в журнал: «Я живу на стекольном заводе, и каждый день хожу смотреть, как делаются банки, бутылки, чернильницы. Скоро у нас откроется другой завод, где будут вырабатывать исключительно оконное стекло. Я тебя люблю, Мурзилка. Я себя веду хорошо, и мама тебя всегда мне покупает».
Это письмо «Мурзилка» напечатал в одном из недавних номеров, и внучка того самого Вани его случайно прочитала, когда племяннику журнал покупала. «Наш дедушка писал, сомнений быть не может! – восторженно кричала в трубку девушка. – Он у нас так “бумажным” романтиком и остался. Говорит, “для меня что айпад, что водопад, – одно и то же, но качественные журналы, в том числе и детские, до сих пор разглядываю”».
Наталия МАРГИЕВА, Валерий ЧУМАКОВ
фото: murzilka.org, tunnel.ru
© "Союзное государство", №4 2013
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!