108K подписчиков

Сделай себя сам-8

5,4K прочитали

НАЧАЛО

– Мне еще на занятия, а вернувшись домой я сразу начну читать.
– Ну звони, если что, – сказал дядя Саша, не найдя более подходящих слов для поддержки племянника, ведь он понимал, что ему сейчас очень тяжело.

А Илья побежал на занятия. Весь день он был как на иголках, конверт лежал у него во внутреннем кармане куртки, он ее не снимал, боялся его потерять, хоть в аудитории было тепло. Он старался быть внимательным, но мысли снова и снова возвращались к картинке, что описывал ему дядя Саша: разгром в чужой квартире в поисках завещания. Он уже был твердо уверен в том, что его версия верна, хотя письмо он все еще не прочел.

НАЧАЛО – Мне еще на занятия, а вернувшись домой я сразу начну читать.
– Письмо! Что же там? – сегодня он пожалел что у него живет Серега, ему как никогда требовалось одиночество. Он хотел, чтобы ему никто не мешал. Скоро, совсем скоро, он, наконец, приступит к чтению письма. Письмо! Он вдруг понял,что за всю свою жизнь ни разу не получал писем.
– Это загадочное письмо первое и, вероятно, единственное.

Его встретил Серега и радостно сказал:

– А меня однокурсница сегодня на день рождения пригласила, как ты думаешь, что ей подарить? Илья с радостью отвлекся от своих навязчивых мыслей, окунувшись в приятные проблемы друга. Через 5 минут, уже сидя за поздним обедом, они решали, что подарить девушке.

Много чего перебрав, от банальных духов до необычных светильников, Илья спросил:

– Ты может знаешь, чем она увлекается?
– Знаю, фотографирует все подряд: солнечный луч, желтый лист упавший в лужу, улицу, через мокрые от дождя стекла, цветок, распустившийся на подоконнике.
– Ну вот значит подари ей набор фотрамок, вдруг она когда-нибудь выставку своих работ организует.
– Ну ты даешь! – фыркнул Сергей.
И цветок подари, – размечтался Илья, но не розу, а орхидею в горшочке.
– Я не знаю что это такое?
– Тогда давай мы с тобой быстренько сбегаем в магазин и купим все.

Илья хотел, очень хотел прочитать письмо, но боялся, даже не понимая, что именно. Поэтому он был просто одержим идеей угодить незнакомой девушке. Он вспомнил, как был влюблен в девушку, работающую на почте, но потом она вдруг уволились, а вместе с ней пропала и его любовь.

Он помог другу все купить и проводил его. И даже открыл ему дверь в подъезд, чтобы не сломать орхидею.

Илья шел неспеша, и уже перед самым домом он вдруг побежал. Дома быстро разделся, сделал себе чай и сел на диван с уже раскрытым конвертом. Письмо было на пяти листах. Почерк у Аллы был красивый.

– Интересно, а ошибки в письме есть? – ему почему-то не хотелось, чтобы ко всем недостаткам матери прибавилась еще неграмотность.

И вот первый лист:

– Илья, Я пишу тебе первое и последнее письмо. Письмо-исповедь, надеюсь, что ты поймешь и простишь меня, а если нет, то просто сожги его и забудь.

А дальше началось ее трагическое повествование:

– Я начала себя помнить лет в пять. И поняла, что у меня кроме бабушки никого нет. Но я видела, что у остальных детей были папы и мамы. Какое-то время у бабушки ничего не спрашивала, наверное, просто мала была. Когда же я пошла в школу, то увидела первого сентября не только красивых и нарядных детей, но и их счастливых родителей. Бабушка моя тоже была довольна, но озабоченность никогда не сходила с ее лица. Но это я позже поняла, а тогда я удивленно думала почему я не такая, как все, почему у меня нет не отца ни матери, и я стала задавать вопросы.
– Бабушка сказала, что родители уехали на Север зарабатывать деньги, в то время она еще работала и нам денег хватало. Но через несколько лет она ушла на пенсию, и тогда нам с ней пришлось затянуть пояса. Ведь меня надо было одеть, обуть и накормить. И я опять стала задавать ей вопросы, ведь я видела, как живут мои одноклассники и соседи. И спрашивала у бабушки:
– Почему же мои родители нам не помогают, я еще маленькая, а ты старенькая, говорила я ей, у моей подружки есть бабушка, они к ней каждую субботу ездят в гости. Она им пирожки печет, а они ей продукты приносят, стирают и убирают в квартире.
– Ну постирать я и сама могу, машинка же стирает, а убираем мы с тобой вдвоем, – отвечала бабушка, – нам же не трудно. Вот только с продуктами у нас загвоздка, ну ничего, я что-нибудь придумаю, – говорила она и уводила разговор в другое русло.

Илья заметил, что ошибок в письме нет, и написано оно так, как будто это рассказ какой-то. И продолжил читать дальше.

– В школе звали меня серой мышкой, несмотря на мою яркую внешность и светлые волосы, в это время я начала понимать что такое зависть. У меня и у моих одноклассниц зависть была обоюдная: я завидовала их благополучию, а они моей красоте. На этой почве часто происходили ссоры, на меня жаловались родители, со мной не дружили одноклассницы, у меня была только одна подруга, она жила по-соседству.

Когда мне было лет 12, я нечаянно подслушала разговор бабушки с соседкой, та говорила:

– Видела Алкиных родителей, что же они тебе так и не помогают?
– Нет, по моей версии они на Севере живут.

И тут я решила, что бабушка, назло моим прекрасным трудолюбивым родителям отобрала меня у них и удерживает, как пленницу. И стала показывать свой характер: я вредничала, перестала ей помогать, скатилась на тройки.

Тогда в один прекрасный день, мне тогда было 14 лет, она посадила меня рядом и сказала:

– Что ж, ты уже большая девочка и должна все знать, больше я это все держать в себе не могу, мои нервы не железные, – говорила она мне, – да и болеть я часто стала. Так что пора тебе, Алла, взрослеть.

И тут я поняла, что мои родители не настолько хороши, как я считала, ведь они не только меня бросили, но и бабушку. Хотя должны были ей помогать, как делают все остальные люди вокруг меня: и в нашем подъезде, и в соседних.

То, что, я буду писать дальше, может тебя несколько смутить. Но без этого всей картины произошедшего ты не поймешь. Моя мать вышла замуж, как считала бабушка, очень удачно. У ее мужа было высшее образование, он работал каким-то начальником на заводе, а моя мать была простым бухгалтером. Детей у них долго не было. Они уже решили, что надо бы проверить свое здоровье, но вдруг произошла трагедия.

– Возвращаясь с работы твоя мать попала в руки насильников. Когда она поздно ночью пришла ко мне, на нее страшно было смотреть, но мы все же пошли тогда еще в милицию, нам пообещали их найти, ну этого так и не случилось. А она была в депрессии. К тому же муж ее всячески терроризировал и даже бил ее, считая, что она сама спровоцировала этих ублюдков. Но его семья была какая-то очень религиозная, развод там был запрещен, она так и жила с ним, а он ее просто презирал, продолжая издеваться над ней. За всей этой нервотрепкой она слишком поздно поняла, что беременна, но делать аборт было уже поздно. Рассказывая, бабушка все время плакала.

Вот так я и родилась на свою беду, я была потрясена рассказом бабушки, которая продолжала:

– Ее муж требовал, чтобы она отказалась от ребенка, но я ей не разрешила, посчитав, что смогу тебя вырастить.

Сама бабушка была хорошим воспитателем. Она закалила мою волю, заставила поверить в себя, постоянно повторяя, что я могу горы свернуть, и должна это сделать.

– Но каким-то образом в школе узнали тайну моего рождения, с того дня и пошли все мои неприятности. Что бы где-то не случилось, стали обвинять меня, стали унижать, смеяться, и я, не выдержав, начала грубить, огрызаться. В восьмом классе дело дошло до исключения из школы, хотя виноваты были мальчики девятого класса, решившие, что со мной можно делать все, что угодно. И, в результате, их всех поставили на учет.
– Их родители возмутились и потребовали моего исключения из школы, но тут бабушка написала в областной отдел образования. Была проверка, меня даже гинеколог осматривал. Директора уволили и отношение ко мне изменилось, так что правильно делают собаки, которые защищаясь, показывают свой оскал. Без этого не проживешь. Училась я хорошо, бабушка контролировала меня всегда, но моя самооценка была ниже плинтуса.
– Я не считала себя полноценным человеком, ведь родители от меня отказались. Да и рождения моего никто не ждал, никто ему не радовался. Оно было никому не нужно. И вот мои комплексы, накладываясь на правильное бабушкино воспитание, сделали из меня какого-то недочеловека. К тому же все замечали, что к чему бы я руку не приложила, все ломалось и портилось. И любовь, вскоре все же возникшая, закончилась печально на пятый ее день, в этот день родители мальчика, в которого я влюбилась, рассказали ему обо мне, сказав, что я ему не пара.
– И я решила посвятить себя только работе, но надо было сначала закончить колледж, уйдя из школы после девятого класса я посчитала, что медицинский будет самым подходящим, бабушка меня поддержала, вскоре я устроилась на работу на полставки и мы с бабушкой выбрались из нищеты.

Изредка она встречалась со своей дочерью, но та ни разу не спросила у нее обо мне. Эти встречи становились все реже, а бабушка старела, появились болячки, но она держалась.

– Алла, – говорила она, – до твоих 18 я доживу, а потом…– бодро начинала она, и слова ее переходили в плач.
– Я закончила колледж, стала работать в больнице, познакомилась с твоим отцом и вскоре родился ты, но шлейф славы “непонятно чьей дочери” так и несся за мной, и когда старая нянечка в роддоме язвительно спросила меня “что же, твой ребенок такой же приблудный, как и ты?” я не выдержала, сломалась и, бросив тебя, ушла из роддома, больше к твоему отцу не вернулась, посчитав себя недостойной его.
– Бабушка взять малыша уже не могла, она пошла к твоему отцу и сказала, что сделала все, чтобы было ее силах, чтобы сделать меня счастливой. Но люди, как я убедилась, гораздо злее собак, и кусают больнее. И заноза изгоя навсегда осталась в моей душе. Сначала она помогала твоему отцу, а потом появилась Нина, и она оставила тебя на нее. Я благодарна Нине за то что она воспитала тебя, дала тебе любовь, но жизнь и ее не щадила. Я надеюсь, что дальше у вас все будет хорошо.
– Ах, как мне хочется заглянуть в будущее и увидеть тебя, читающего мое письмо, уже взрослого. Но жизнь шла дальше мне, как и всем женщинам, хотелось счастья. Я не скажу, что очень любила Мишиного отца, но чувства привязанности и благодарности у меня были. Мы жили с его матерью, сначала все было хорошо, мы нашли общий язык. Но однажды, уже будучи беременной, я пришла домой и, зайдя в квартиру увидела высокого элегантно одетого мужчину, который брезгливо оглядел меня, мой живот и сверкнув на меня злыми глазами, вышел.

Свекровь, ехидно глянув на меня, спросила:

– А ты знаешь кто это был?
– Нет, понятия не имею.
– Это муж твоей матери.

И с этого момента моя жизнь превратилась в ад, она обвиняла меня во всех грехах: в неумении готовить, лишних тратах, даже в смерти сына обвинила, сказав, что он расстроился от того что я ему изменила и упал с высоты на стройке.

– Я оплакивала его, оплакивала свою несчастную судьбу, судьбу еще не родившегося сына, которого обрекла на сиротство. Ведь я уже окончательно убедилась в своей несостоятельности и как мать, и как женщина, какой-то злой рок не позволял мне добиться даже толики счастья, я оставила Мишу в роддоме и уехала в Москву, уверенная, что там это человек меня не достанет. Я устроилась на хорошо оплачиваемую работу в известной клинике. Сняла квартиру и жила, спокойно закрывшись в ней от всего мира. У меня каждый день был один и тот же маршрут: работа, дом, работа.
– Вскоре умерла бабушка, мой единственный родной и близкий человек, я похоронила ее достойно. В квартире ты найдешь папку с документами, там в одном из файлов лежит листочек с указанием номера ее могилы. Я сдала квартиру многодетной семье, как они там размещаются, не знаю но они добрые, верующие люди. Они единственные, кому и рассказала я о своей жизни. Если ты вступишь в наследство, то не выпроваживай их сразу, пусть они найдут сначала себе жилье.
– Вернувшись в Москву, я вскоре узнала что больна, и это меня обрадовало. У меня уже не было сил бороться. Я вернулась в квартиру, ведь там я была прописана. Мишу я видела почти каждый день но у меня в мыслях не было, говорить ему про себя, я хотела ему только счастья, а чужих людей бояться было нечего, он был слишком мал чтобы слушать чьи-то домыслы. А потом я съездила глянуть на тебя, но сначала побывала на могилах бабушки и твоего отца. А за тобой ходила два дня, провожала в школу, и встречала из школы. Но ты меня на меня внимание не обращал. Нина была тогда не в лучшем виде, но я решила, что она должна справиться. Думаю, что я угадала.

P.S. Записала тебе и Мишин адрес, но мне почему-то кажется, что ты, Илья, сам его найдешь. И вы будете любить друг друга. Прости.

– И больше ни слова, – с печалью подумал Илья, решив сразу записать адрес Миши, ведь он помнил его только визуально. – Но читать ему письмо рано, маленький еще.

Илья позвонил матери:

– Я только что прочитал письмо, знаешь, ее жизни не позавидуешь, но она смело поступала так, как считала нужным. Да, это были порой неразумные решения, но я ее понимаю, – и неожиданно для себя он сказал, – царство ей небесное.

На следующий день он пошел в квартиру прабабушки, предупредил жившую еще там семью, что пока пусть живут, а потом он попросил найти документы, о которых писала мать, и забрал их с собой. Нашел в них и справку, а в субботу поехал на кладбище. Бабушкина могила была, оказывается, рядом с отцовской. И Нина, почему то всегда убирала ее весной.

Потом он съездил к маме в деревню. Дал ей письмо, она читала его долго, возвращаясь к некоторым моментам, даже плакала. А потом Илья предложил:

– Мама, а что если я просто подарю ту злосчастную квартиру тому семейству, что живет в квартире прабабушки, просто подарю.
– А если они верующие, как ты говоришь, они должны знать, как избавиться от негатива в помещении. А нам она действительно не нужна, как не нужна и память о живших там совсем недавно людях. Пусть это будет подарок нуждающимся. А Аллу я простил и понял, ведь она оказалась жертвой обстоятельств и злых людей. И Миша, когда вырастет, поймет.

****************

Прошло три года, вступивший в наследство никому не нужной квартирой Илья продал ее за символические 200 тысяч рублей многодетному семейству. Он успешно заканчивает университет, а его многочисленная семья живет очень дружно, поддерживая друг друга, но каждый знает, что свою жизнь он должен сделать сам.

Сегодня Илья идет на свидание, он решил, что пора и ему заводить семью. В кармане у него коробочка с золотым колечком, а в руках красивая орхидея.

Навигация

Мои благодарные читатели, пишите о своих впечатлениях от прочитанного, ставьте лайки и не забывайте подписываться. Здоровья вам!

Буду рада, если вас заинтересуют и другие мои рассказы:

Деревенские каникулы

Федорово детство

Вера, Надежда, Любовь

Просто мама