15-летняя жизнь Виктора Бута в американской тюрьме могла бы стать сюжетом для вдохновляющего фильма о саморазвитии. Не хуже «Побега из Шоушенка». С той лишь разницей, что Виктор не сбежал, а дождался законного освобождения по обмену. По словам правозащитников и жены заключенного Аллы Бут, каждый день в четырех стенах Виктор старался работать над собой.
Вегетарианец в спецблоке
Виктор Бут отбывал заключение в Южном Иллинойсе, недалеко от городка Мэрион. Местная тюрьма была построена в 1963 году для замены всемирно известному Алькатрасу. В ней есть особый блок на 40 человек, который подчиняется не местному управлению, а напрямую Вашингтону. В этом месте, которое представляет из себя «тюрьму в тюрьме», содержатся осужденные по делам, связанным с терроризмом. Большая часть контингента — иностранцы (арабы, иранцы, мексиканцы и т. д.). В этом спецблоке Бут провел первые пять лет заключения в США.
«У него полная изоляция. Камера-одиночка без окон. Пять шагов в одну сторону, пять — в другую. Круглосуточно включен электрический свет. Цепи и наручники в камере, правда, снимают», — описывала условия содержания Бута его жена Алла в разговоре с журналистами.
По фото было заметно, что в первые годы заключения Виктор Бут очень сильно похудел. По словам жены, причиной стал не только стресс, но и полный отказ Виктора Бута от американских блюд.
Будучи убежденным вегетарианцем, Бут не притрагивался к бургерам, жареной картошке и фанте, просто выбрасывая их. Из овощей за неделю могли дать только пару ломтиков огурца и пару листьев салата.
Несмотря на это, за решеткой Виктор Бут ещё сильнее увлекся здоровым питанием и через несколько лет начал выращивать и собирать на тюремном дворе зелень и лекарственные травы.
Стихи и танцевальная медитация
Во время отсидки на самом строгом режиме в камере Бута не было телевизора, интернета. Не допускали его и в местную библиотеку. Когда жена попыталась отправить ему книги с русской классикой, администрация тюрьмы вернула их с пометкой: «непонятно, что написано». Единственное окно в мир — маленький радиоприемник, работающий на батарейках. Новые батарейки в камеру доставляли очень редко, поэтому россиянину постоянно приходилось мять их и обстукивать, чтобы хоть как-то продлить срок службы.
Каждую минуту в камере Бут старался быть чем-то занят. Жена так описывала его режим дня: ранний подъем, медитация, тренировки, танцевальная медитация, пение песен, чтение стихов вслух, изучение иностранных языков. Полиглотом Виктор Бут был и до попадания за решетку, но под конец срока мог изъясняться уже на 15 наречиях, рассказал aif.ru вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников. Среди них английский, португальский, испанский, французский, итальянский, хинди, санскрит, турецкий и т. д. В самом конце Виктор Бут добрался и до китайского.
Рисовал и выставлял картины
По словам правозащитника Ивана Мельникова, в тюрьме Виктор Бут увлекся ещё и рисованием. Этому его научила жена Алла — декоратор по профессии. Технику рисования они обсуждали во время редких свиданий.
«Виктор вообще очень талантливый человек. У него получались очень неплохие картины. Не так давно я помогал его супруге проводить выставку в Совете Федерации, который любезно предоставил площадку. После этого, я знаю, многие переживали за судьбу Виктора и звонили в различные ведомства. Чем он займется в России — зависит от него самого. Я думаю, рано или поздно он вернется к предпринимательской стезе. Для него это близко и понятно», — сказал Иван Мельников.