Из интервью А.Леонова в 2017 г.
"Когда я почувствовал, что у меня произошло, я не стал говорить ничего. Открытая связь...И вот я представил, я бы сказал: я не могу войти, у меня проблемы. Что бы делалось на Земле? Кошмар...На 8-й минуте пальцы вышли из перчаток. Я стал думать, как собрать фал, да еще одной рукой. И я понял, что это не выполнить. Тогда я принял решение сбросить давление. Я должен был войти ногами вперед, но у меня камера в руках. И я ухватился рукой за левый леер, камеру толкнул и пошел головой вперед. Я понимал, что надо разворачиваться, а это было страшно тяжело."
О раздувшемся скафандре, развороте в шлюзе есть и в фильме "Время первых". Не надо обвинять создателей фильма в том, что они слегка приукрасили события и нагнали жути. Это художественный фильм. И один из лучших фильмов о покорении космоса.
Действительно, советским космонавтам на орбите строго запрещалось в эфире говорить прямо о плохом самочувствии, неполадках, нештатных ситуациях. Для этого у "Восход-2" были условные слова и фразы. Это было записано в бортовом журнале.
А теперь - официальные документы. Взяты с сайта Роскосмос.
В предварительном техническом отчете КБ ничего нет о проблеме со скафандром А.Леонова.
Есть про нештатный наддув кислорода из-за неполадок системы кондиционирования и наддув из воздушного баллона из-за случайного включения тумблера. И, конечно, о ручном ориентировании при посадке.
Что же пишет А.Леонов в бортовом журнале о выходе в открытый космос и возвращении в шлюз.
"Вход в СА: Развернулся в шлюзе, вошел в СА головой, одел С-97, 08 <кинокамеры>, вернулся назад и вошел штатно".
А что же написано в Протоколе технического руководства.
А вот что пишет А.Леонов в отчете экипажа:
Не понятно следующее:
Снижение давления в скафандре с 0,4 до 0,27 атм Леонов произвел "с целью испытания режима". А входило ли это в задание?
Из отчета следует, что из космоса в шлюз Леонов все же вошел штатно - ногами вперед. После наполнения шлюза воздухом он развернулся лицом к СА и установил кинокамеры. Потом он ЕЩЕ РАЗ развернулся и вошел в СА ногами вперед. Всё это он делал не открывая шлем.
Зачем он развернулся еще раз? Полагаю, чтобы занять место в кресле.
Беляев же все это время находился в кресле. Помочь установить камеры он не должен был.
Почему же такие противоречия между современным рассказом А.Леонова и отчетами экипажа, КБ, технического руководства?
У меня такая версия. Скафандр существенно сковывал движения, что Леонов пишет в отчете. Тренировки в воде тогда не проводились, а тренировки в невесомости в самолете были очень кратковременными, то есть, опыта входа в шлюз было недостаточно.
Времени на принятие решения было мало. К тому же это все же был первый выход в космос человека.
В итоге вход в корабль был произведен нештатно. А