Сегодня Аддамсы — среди самых известных семейств в истории кино и телевидения. Их невероятные приключения экранизировались в формате полнометражных фильмов, сериалов и анимации. А начиналось всё, как это часто бывает в случае американской поп-культуры, с комиксов.
Аддамсов придумал художник-карикатурист Чарльз Сэмьюэл Аддамс. Фамилию Мортиша, Гомес и их дети получили от своего создателя. Впервые Аддамсы появились на страницах журнала New Yorker в 1938 году.
На рисунке коммивояжёр пытался продать пылесос женщине в чёрном, которая стояла на ступеньках мрачного заброшенного особняка. Это была Мортиша Аддамс, а за ней виднеется фигура высокого мужчины, с безумным видом наблюдающего за этой сценкой. Вполне возможно, что это прообраз Ларча — дворецкого и верного слуги семейки.
В 1940 году Чарльза Аддамса пригласили на постоянную работу в New Yorker. И до конца своих дней художник проработал в еженедельнике, нарисовав в общей сложности более 1300 комиксов. Почти все они были посвящены семейке со странностями.
В 1940-е Аддамсы разрослись. К Мортише добавился муж Гомес, а затем парочка обзавелась детьми и многочисленными родственниками.
Канонический состав Аддамсов включает главу семейства Гомеса, его жену Мортишу, дочь Уэнздэй и сына Пагсли, бабушку, дядю Фестера, Ларча, Вещь и кузена Итта.
Гомес — эксцентричный миллиардер испанского происхождения с пышными усами, занимается фехтованием и гимнастикой, курит сигары и страстно любит жену.
Мортиша — высокая худощавая женщина с бледной кожей и в неизменном чёрном платье, в оранжерее выращивает растения, умеет накладывать порчу и колдовать, любит Гомеса не меньше, чем он её.
Уэнздэй — мрачная девочка с косичками тёмных волос, не снимает одежду, смахивающую на школьную форму, обожает причинять другим людям страдания, чаще других объектом её проделок становится брат Пагсли.
Пагсли — добродушный пухловатый мальчик, который после любых жестоких шуток сестры остаётся цел и невредим.
Дядя Фестер — брат Гомеса, полный лысый мужчина с запавшими глазами и бледной кожей, большой любитель садистских шуток, обычно одет в длинную тёмную одежду.
Ларч — дворецкий и слуга Аддамсов, молчаливый здоровяк, напоминающий чудовище Франкенштейна.
Бабушка — классическая колдунья с длинными седыми волосами, её представляют матерью то Фестера и Гомеса, то Мортиши.
Вещь — самый странный член семьи Аддамсов, живая правая кисть руки, общается жестами и живёт в шкатулке.
Кузен Итт — комок шерсти ростом чуть больше метра в шляпе и тёмных очках, общается визгами, которые понимают только Аддамсы.
Художник признавался, что образ особняка Аддамсов был навеян архитектурой его родного города Уэстфилд в штате Нью-Джерси. Детство он также провёл в подобном здании. Примечательно, что располагалось оно на улице Вязов.
На волне популярности комиксов об Аддамсах и широкого распространения телевидения в США появление сериала о чудаковатой семейке было лишь вопросом времени.
Телесериал транслировался в течение двух сезонов на телеканале ABC с 18 сентября 1964 года по 8 апреля 1966 года в общей сложности вышло 64 эпизода.
Внутреннее убранство дома Аддамсов было скопировано с манхэттенской квартиры Чарльза Аддамса, в которой располагались рыцарские доспехи, коллекция старинных арбалетов и другие раритеты. Интерьер дома Аддамсов состоял в основном из элементов декора из мюзикла «Непотопляемая Молли Браун».
Внешность Мортише подарила довольно известная на тот момент актриса Кэролин Джонс. На то чтобы нанести актрисе грим Мортиши, уходило 2 часа. Парик, в котором она снималась, был сделан из человеческих волос.
На тот момент, Кэролин имела за плечами роли в фильме «Дом восковых фигур», «Вторжение похитителей тел» и др, а так же уже получила номинации на Оскар, и свой Золотой Глобус как «самая многообещающая актриса».
Так же на Золотой Глобус актрису номинировали за ее роль Мортиши, однако после завершения сериала карьера актрисы пошла на убыль. Она появлялась в не значительных ролях на телевидении, а позднее, в 53 года скончалась от рака.
Внешность главе семейства Гомесу Аддамсу, подарил актер Джон Аллен Эстин, начинавший свою карьеру в качестве дублера на Бродвее, и затем получивший признание за некоторые свои роли как очень хороший комедийный актер.
Кстати, именно он озвучил Гомеса в мультсериале 1992 года о сумасшедшей семейке, а так же исполнил роль в телешоу «Новая семейка Аддамс» как дедушка Аддамс в 1998 году.
Вначале Джеки Кугэна на роль Фестера не утвердили. Актёр вернулся домой, постригся наголо и придумал соответствующие образу костюм и грим. В таком виде его взяли без раздумий.
Венсди Аддамс обязана своим именем строчке из детской песенки»… Тот, кто в среду был рождён, Горьким горем будет полн». Это песенка-потешка, предназначенная для обучения маленьких детей названиям дней недели.
В роли Вещи выступала, как правило, рука Теда Кэссиди, который исполняет роль известного нам Ларча. Когда же ему самому надо было быть в кадре в роли Ларча, Вещью становилась рука помощника продюсера Джека Воглина.
Сериал имел большой успех среди зрителей, получил такие номинации как:
Лучший сериал о дворецком (Тед Кэссиди)
Самая запоминающаяся причёска (Феликс Силла)
Theme Song You Just Cannot Get out of Your Head\ Главная тема кинофильма, которая просто не выходит у вас из головы.
В 1973 году на краны вышел мультсериал о семейке Аддамс, в котором кстати, голос Пагсли принадлежит Джоди Фостер. Но еще до выхода мультфильма, мультверсия Аддамсов появилась в Скуби Ду, в 1972 году, в серии Scooby-Doo Meets the Addams Family или (Wednesday is Missing).
После выхода серий в эфир поклонники потребовали продолжения приключений Аддамсов, и Hanna-Barbera продолжили работу сделав отдельный мультсериал.
Руководство 20th Century Fox ехали с премьеры фильма, то в машине, ребенок Тома Шерака начал напевать мелодию из «Семейки Аддамс» 1964г. Все присутствующие подхватили и пропели полностью всю песню.
Уже на следующий день после этой поездки, Скотт Рудин, глава производственного отдела, пришел к Барри Диллеру и Леонарду Голдбергу (которые тоже были в машине) и предложил им снять полнометражный фильм. Идея была одобрена без промедлений.
Снять фильм предлагали Терри Гиллиаму («Страх и ненависть в Лас-Вегасе») и Тиму Бертону, но оба по разным причинам отказались.
Тогда за роль постановщика взялся Барри Зонненфельд, бывший оператор братьев Коэн и Роба Райнера, стоявший за камерой в фильмах «Мизери», «Когда Гарри встретил Салли», «Перекресток Миллера», «Воспитание Аризоны» и «Просто кровь». «Семейка Аддамс» стала его первой работой в качестве режиссера.
После Зонненфельд сделает, например, трилогию «Люди в черном», комедию «Достать коротышку», сериалы «Лемони Сникет: 33 несчастья» и «Шмигадун!».
Картина Зонненфельда впервые успешно перекладывает иронично-макабрическую эстетику «Семейки Аддамс» в пространство цветного кино.
Даже те, кого фильм в свое время расстроил, в основном отмечали его потрясающее художественное оформление — в равной степени мрачное и яркое, готическое и при этом экстравагантное.
Не зря фильм в свое время получил номинацию на «Оскар» за лучшие костюмы.
«Семейке Аддамс» 1991-го удается придумать и интригующий сюжет, к чему особенно не располагали ни 30-минутные эпизоды ситкома 1960-х, ни уж тем более однопанельные комиксы самого Чарльза Аддамса.
Здесь по сюжету Гомес переживает из-за потери брата Фестера: тот уехал в далекое путешествие и сгинул вот уже пару десятков лет назад. Узнав об этом, адвокат семьи Эбигейл Талли решает провернуть мошенническую схему.
Ее сын, Гордон, безумно похож на Фестера, так что женщина хочет выдать его за потерянного родственника и забрать себе огромные богатства Аддамсов.
В фильме Зонненфельда герои позволяют себе больше, чем в телесериале 1960-х — они чаще шутят про смерть и намекают на свое, мягко говоря, проблемное прошлое.
Но даже при этом всем злодеями выглядят вовсе не семейка Аддамс, а «нормальные» люди вокруг них. Зонненфельд хорошо уловил основную мысль и старого сериала, и оригинальных зарисовок Чарльза Аддамса.
При всей чудаковатости Аддамсы — удивительно функциональная семья. Так и фильм о них при всей абсурдности и шутках на грани фола остается доброй сказкой о воссоединении любящей семьи вопреки ужасному миру вокруг.
Просто эта «ужасность» переворачивается с ног на голову. Здесь искренние чувства проще найти в жутком готическом особняке с монстрами, чем в уютном офисе образованного адвоката.
Кроме прочего, версия 1991 года подарила нам, вероятно, лучшую из возможных семеек Аддамс: прекрасен и Рауль Хулиа в роли Гомеса, и Анжелика Хьюстон в образе Мортиши (за эту роль актриса аж дважды номинировалась на «Золотой глобус»), Кристофер Ллойд со своей фирменной экспрессией — восхитительный Фестер, ну а Кристина Риччи всегда теперь будет ассоциироваться с холодной бледной Уэнсдей. Впрочем, это работает и в обратную сторону. Уэнсдей теперь тоже всегда будет ассоциироваться с Риччи.
1993 год: выходит сиквел картины Зонненфельда — «Ценности семейки Аддамс». Фильм еще более безумный, чем предшественник, а иногда и откровенно тестирующий на прочность рейтинг PG-13.
«Ценности семейки Аддамс» пропитаны какой-то странной сексуальной энергией, это фильм, который всегда балансирует на грани совсем недетского кино, но все равно умудряется быть довольно безобидной семейной комедией.
Во многом эта трансформация связана с новой злодейкой, обольстительницей Дебби (ее играет неузнаваемая Джоан Кьюсак), которая хочет совратить Фестера и затем убить супруга, оставив себе все наследство.
В это время Пагсли и Уэнсдей отправляют в элитный детский лагерь, в который они, разумеется, совершенно не вписываются: люди со светлыми жизнерадостными лицами мучают их диснеевскими мультиками, заставляют петь и танцевать.
Здесь «Ценности семейки Аддамс» уморительно критикуют мейнстримную поп-культуру, зацикленную на наигранной жизнерадостности. А также откровенно измываются над образом идеального американца: белокурые, правильные, всегда активные дети из лагеря показаны тут ужасными лицемерами.
Достается от Аддамсов даже колониальной истории США. В ключевой момент Уэнсдей посреди спектакля ко Дню благодарения обрушивает на зрителей монолог о том, как белые пилигримы уничтожили коренных американцев.
Даже по сегодняшним меркам — а может, особенно по сегодняшим меркам — «Ценности семейки Аддамс» выглядят очень смелым и дерзким для своего жанра фильмом.
Критики в свое время его за это хвалили, да и картину, в принципе, приняли куда лучше, чем первую часть.
А вот зрители деньгами не проголосовали: «Ценности семейки Аддамс» собрали всего $49 миллионов при бюджете $47 миллионов. Поэтому продолжения не последовало.
Хотя была и другая причина. Актер Рауль Хулиа, потрясающе исполнивший роль Гомеса, умер в 1994 году от инсульта, в свою очередь спровоцированного раком желудка. Актер долго боролся с болезнью и на съемках «Ценностей» часто играл сквозь боль. Что вообще не скажешь по его перформансу — невероятно яркому и эксцентричному. До конца жизни Рауль Хулиа радовался, когда его на улице узнавали как Гомеса Аддамса.
2022 год: 23 ноября на Netflix вышел сериал «Уэнсдей» — история подросшей дочери четы Аддамсов (тут ее играет Джена Ортега, звезда нового «Крика» и хоррора Х). Она учится в школе Nevermore и разгадывает местные секреты.
Режиссером первых серий выступил сам Тим Бертон — легендарный автор «Биттлджуса», «Сонной лощины» и «Суини Тодда». Готическая эстетика семейки Аддамс и их черный юмор идеально подходят стилю Бертона, да и это не первый раз, когда он пытается сделать кино о них.
Интересные факты:
Актрисе, игравшей Мортишу, пришлось, пожалуй, тяжелее всех на съемках фильма. Чтобы придать ее и без того изящной фигуре еще более худощавый силуэт, от нее требовалось ежедневно ходить в металлическом корсете, который обтягивал бедра, ужимал талию и поднимал бюст, — носить это было неприятно, но именно такой образ Мортиши стал культовым.
По замыслу художника по костюмам Рут Майерс, Мортиша должна была двигаться, словно существо из потустороннего мира. Достичь этого оказалось достаточно просто: из-за корсета актриса не могла толком ходить — только скользить.
Чтобы создать характерный прищур Мортиши, использовалась изощренная техника: к вискам прикреплялись полоски ткани, которые стягивали кожу и вытягивали внешние уголки глаз наверх. Эти повязки крепились эластичной лентой на затылке. Чтобы уравновесить и нижнюю часть лица, ниже располагалась вторая лента. Если актриса не снимала повязки на время обеденного перерыва, ее мучили сильные головные боли и появлялась сыпь. А стоило снять — и требовались дополнительные часы по нанесению макияжа. Несмотря на все испытания, которые ей пришлось переносить, актриса не жаловалась. И лишь в последний день съемок психанула и сожгла и парик, и корсет.
Роль Мортиши вполне могла достаться Шер или Ким Бейсингер, но досталась Анжелике Хьюстон, которая была давно под впечатлением от образа этой мрачной красавицы.
В юные годы Кристина Риччи, которая играла Уэнздей, дочь Аддамсов, была коварна, как ее героиня. Актриса рассказала, что в 8 лет, чтобы получить роль в школьной постановке, доставшуюся другому мальчику, она насмехалась над ним, пока соперник не набросился на нее. А после Кристина пожаловалась на «обидчика», получила роль и ее заметил местный театральный критик.
Изначально роль дяди Фестера была предложена Энтони Хопкинсу, но он отказался. Тогда ее талантливо воплотил в жизнь Кристофер Ллойд, хорошо известный по роли доктора Эмметта Брауна из трилогии «Назад в будущее».
Еще один маленький, но важный герой фильма — рука, которую зовут Вещь или Нечто. Принадлежала она актеру-фокуснику Кристоферу Харту. Чтобы ее засняли с нужного ракурса, почти во всех кадрах актеру приходилось лежать на тележке лицом вниз,выставив вперед кисть руки, а остальная часть руки и все тело прятались под черным трико.
В сериале 1964 года на Нечто не возлагалось особых задач: рука просто появлялась из коробки. В фильме 1991 года она стала самостоятельным героем, который общается при помощи письма и азбуки Морзе, выполняет небольшие задачи, а в продолжении фильма 1993 года еще и спасает жизнь Фестеру.