Найти в Дзене
Tanks History

История танка Т-34

Оглавление

Читатели мои, привет! Это моя первая статья и в ней я решил поведать историю такого великого танка, как Т-34, который помог Советскому народу одержать победу над Нацистами во время ВОВ (Великой Отечественной Войны).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

История создания начинается с конца 30-ых годов, когда всем стало очевидно, что новая мировая война неизбежна и необходимо перевооружаться, так как старые танки уже были непригодны для ведения боёв (их характеристики уже были слабы в сравнении с европейской техникой). Перед конструкторскими бюро стояла задача построить нечто инновационное, что превосходило бы предыдущие модели танков БТ и КВ в подвижности и огневой мощи.

БТ-5.
БТ-5.

За разработку взялось Харьковское Конструкторское бюро завода №183 под руководством Михаила Ильича Кошкина. Танк т-34 родился не сразу, сначала, в январе - начале февраля 1939-ого были созданы чертежи ЛЁГКИХ танков А-20 И А-32, затем, в феврале, несколько образцов были изготовлены и начали тестироваться.

Опытный образец танка А-32.
Опытный образец танка А-32.
Для наглядности, А-20.
Для наглядности, А-20.

После того, как все образцы были проверены, стали выноситься вердикты, а они были таковы: А-20 был слишком лёгким, не имел возможности модернизации, в отличии от его аналога А-32, которым уж слишком понравился военным. Было принято решение развить лёгкий танк А-32, а именно:

усилить бронирование до 45 мм (до этого было 32 мм),

1) Улучшить обзорность из танка,

2) Установить пушку Л-11 калибра 76 мм, спаренную с пулемётом калибра 7,62 мм,

3) Отдельный пулемёт у радиста — калибра 7,62 мм,

4) Отдельный пулемёт калибра 7,62 мм,

5) Зенитный пулемёт калибра 7,62 мм.

6) Присвоить указанному танку обозначение Т-34.

Руководство установило сроки, а именно Март 1940 года, именно тогда завод должен был сделать и завершить испытания 2-ух опытных образцов.

К слову, главный "отец", если так можно выразиться, танка Т-34, Кошкин заболевает пневмонией и умирает во время испытаний опытных образцов, разработка переходит в руки Александра Александровича Морозова.

Испытания проходят успешно, военные отзываются об улучшенной версии танка только позитивно, а следовательно, танк можно отправлять в серийное производство.

Начало производства.

Приказ о постановлении танка в серийное производство был принят 31-ого марта 1941-ого года Комитетом обороны СССР. Первую партию всё также, должны были разработать в Харькове. Изначально, следовать плану не удавалось, из-за больших проблем с нехваткой оборудования и комплектующих. Потом, в связи с новыми данными, танк предлагали доработать, однако, приняли решение заняться доработкой в период серийного производства танка. Так, например, в Июле, заводу №183 (к слову, на тот момент разработкой танка занималось всего 2 завода) Поступил приказ о разработке улучшенной версии танка Т-34, под кодовым названием Т-34М. К осени, когда темпы производства танка удалось поднять (однако они всё ещё были далеки от нормы плана), завод №183 приступил-таки к разработке СРЕДНЕГО танка Т-34М.

требования для Т-34М были таковы: увеличить толщину брони лобовой части корпуса до 100 мм;

1) Установить цельноштампованную башню;

2) Вместо 76-мм пушки Л-11 установить 76-мм пушку Ф-34;

3) Вместо 4-скоростной установить 5-скоростную коробку передач;

4) Установить навесные фальшборты над верхними ветвями гусениц;

5) Повысить надёжность танка.

Когда танк всё-таки стал появляться в Армии, отзывы стали крайне противоречивы, однако, производство не прекратилось, хотя были предложения выпускать А-32 и БТ-7М (предшественники Т-34), но в последствии от них отказались. На заводах стали решать проблемы, улучшать качества танка, убирать минусы.

Танк Т-34, образца 1940 г.
Танк Т-34, образца 1940 г.

Но не стоит забывать о том, что в это же время, пока налаживалось производство танка Т-34, велась попутная доработка и модификация с названием Т-34М, совершенно другой машины, т.к. её характеристики практически везде отличались от своего предшественника. Но проблема в том, что Т-34М был лишь на чертежах, совершенно не были учтены все ньюансы, однако руководство решило прекратить выпуск Т-34 и начать выпуск Т-34М.

Т-34М, в последствии - А-43. Весна 1941
Т-34М, в последствии - А-43. Весна 1941

Однако танк в серийное производство не пошёл. Думаю вы догадываетесь почему, если нет, сейчас объясню.

Начало Великой Отечественной войны.

Случилось то, что случилось. Я не буду обсуждать подробно, просто скажу, Немецкие захватчики вторглись в СССР 22 Июня 1941-ого года.

Проблема Т-34М заключалась в том, что у танка даже не было опытных образцов. Поэтому конвеерное производство не представлялось возможным. По итогу, начальство вернулось к Т-34, который мог встать на массовое производство. Практически сразу после начала войны, по всей стране, где это было возможно, стали открываться заводы по производству танка Т-34.

Т-34 во время военных лет.
Т-34 во время военных лет.

Даже во время войны, танк постоянно дорабатывался и исправлялся. По итогу, Т-34 стал символом победы над нацизмом, эталоном силы, гордости нашего народа, Танк - "Легенда" , который прошёл всю великую войну. На протяжении всей войны люди совершали настоящие подвиги, управляя этим танком. Он стал самым "популярным" если так можно выразиться, танком войны, самым массовым, выпущено было около 30 000 тысяч единиц техники.

Конечно, был ещё танк Т-34-85, но лично я отношу его к модификации, да и думаю что про него можно сделать отдельную статью, если кому-то понравится эта! Да и в принципе, в дальнейшем было придумано много модификаций, начиная от 85, заканчивая танками Т-54 и даже СУ-152!

ИТОГИ.

Т-34 стал в своё время чем-то инновационным, прорывным. Танк сам стал легендой своего времени, но и также дал толчок на дальнейшее развитие бронетехники СССР. Для своего времени, машина была хороша, пускай у него и были некоторые минусы, но они были незаметны, на фоне плюсов, отличная подвижность, нормальное, для своего времени орудие, да и общие характеристики были не так уж плохи, в сравнении с техникой других стран.