Рассказ Льва Толстого "После бала" - это прекрасный пример короткой прозы, однако наталкивающей на долгие и интересные размышления, поэтому и входит в школьную программу, впрочем, заслуженно. После прочтения я начал думать: почему же Иван Васильевич так сильно отдалился от семьи Варечки после всем известной сцены издевательства над предателем . Ведь он сам говорил, что не считает это дело чем-то плохим, потому что не знает каких-то деталей, какие знает отец Вари, но и при таком обстоятельстве всё равно охладел к семейству. В ходе размышлений у меня появились три слагаемых, которые в итоге все сливаются в невозможность любить Варечку и её папеньку. В этой статье я и хочу вам о них рассказать.
Контраст.
Пожалуй, один из самых эффективных и мощных психологических приёмов. Писатели часто его использовали, чтобы показать какое-то качество персонажа посредством появления нового героя, абсолютной противоположности. И ведь правда, с помощью этого трюка люди лучше понимают, это мощно влияет на восприятие. Но раз контрастность обладает такой силой, то она может и рушить, что и случилось в "После бала". Студент видел счастливого, заботливого и воспитанного человека, радостно и нежно отплясывающего со своей любимой дочерью. Конечно, сразу же наложилось очень приятное впечатление, ведь этот мужчина просто восхитил ухажёра девушки. Так что же он почувствовал, когда увидел того же полковника, жестокого и беспощадного к татарину-дезертиру? Конечно же, обман и тотальное разочарование разрушили все отношения с ним и даже с любимой Варечкой, хоть влюблённый и понимал, что военный, по сути, просто делал то, что нужно. Но контрастность разбила его сердце.
Неизвестность.
Уже давно выявлено, что люди или боятся чего-то непонятного и неизведанного, или же тянутся к нему. Но частенько люди всё же сторонятся всего нового, даже если это принесёт им пользу. Тут хоть и немного другой случай, но всё же старик сам говорил, что понятия не имел о том, о чём ведал папа Вари, поэтому и не считает его поступок неправильным и судить о нём не может. Однако же, эта недосказанность как раз и могла оттолкнуть нашего героя, ведь его мучило непонимание страшной жестокости от такого благородного и высокопоставленного дворянина. Возможно, если бы главный герой понимал всю ситуацию и почему всё же татарина наказывают, то он мог бы даже и согласиться с такой расправой, ведь на каждое преступление находится своё наказание. Однако ему никто ничего не прояснил, потому наблюдатель и принял всё это шествие как акт зверства и дикости, в которой и был уличён отец Варвары.
Стыд.
Самое необычное и интересное лично для меня чувство в этом эпизоде. Главный герой говорит, что когда полковник во время страшного шествия заметил юношу, танцевавшего с его дочерью весь вечер, ухажёру стало стыдно, и он постарался как можно скорее уйти прочь. Странная реакция при условии, что зритель-то ни в чём и не провинился, однако, мне кажется, что это можно сравнить со стыдом и неловкостью, когда застал человека за чем-то непотребным или гнусным. Это очень связано с контрастом, ведь суть стыда в том, что можно даже и не думать, что близкий человек на такое способен, а тут внезапно поймал его за руку. Вот и студент "обманулся", поймав полковника за жестоким наказанием дезертира и постыдился этого.
Я считаю, что именно эти три чувства заставили Ивана Васильевича навсегда распрощаться со своей любовью, которую он называл "самой сильной", хоть он и много раз влюблялся. Про полковника и говорить нечего, ведь свидетель публичного наказания и в глаза не смог бы посмотреть тому, кем совсем недавно восхищался. И самое интересное именно то, что исполнитель вердикта даже и не виноват в том, что про него подумал незнакомый парень с бала, ведь он просто выполнял свою страшную работу.
На этом я всё! Желаю вам "не обманываться" и не мучаться, как мучился наш герой! Удачи!
Мои обзоры:
Евгений Замятин. "Мы".
Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита".
Мои статьи:
Жертва безумной любви, или как Эраст Лизу "любил".
Русская фантастика, прогремевшая на весь мир.