Зачем вводят санкции, если они неэффективны, кто такие «черные рыцари» и как они могут помочь российской экономике, можно ли сделать политику импортозамещения более эффективной? Эти и другие вопросы исследователи обсудили в ходе одной из сессий X ежегодной конференции по мировой экономике «Мировая экономика в эпоху турбулентности» на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
Санкции навсегда?
Вопреки все еще оптимистичным ожиданиям бизнеса, надо признать, что «западные санкции — это долгосрочный фактор развития нашей экономики», подчеркнул в своем выступлении программный директор Российского совета по международным делам (РСМД), доцент МГИМО Иван Тимофеев. Несмотря на то что качественно арсенал санкций исчерпан и все возможные инструменты уже задействованы, их количественный потенциал практически неограничен, признал он.
У санкций есть три главные цели: повлиять на политический курс страны-мишени, ослабить ее экономику и вынудить собственный бизнес прекратить сотрудничество со страной под угрозой вторичных санкций. «С точки зрения этих целей и их осуществимости в теории российский кейс достаточно стандартен. Уникальность состоит в количестве и масштабе санкционных мер», — отметил Иван Тимофеев.
Отмена санкций — процесс более сложный. В странах, их налагающих, подобные шаги могут привести к внутренним политическим противоречиям. «Условия для отмены часто прописываются формально и нереалистично. До февраля я дискутировал с американскими и европейскими коллегами и спросил их: а почему бы не синхронизировать отмену санкций с поэтапным выполнением условий? Но на Западе такой вариант пока не рассматривают», — констатировал Иван Тимофеев.
Рыцари осторожничают
Исследования показывают, что подавляющее большинство санкций неэффективно с точки зрения смены политического курса, а в случае России их влияние ведет к обратному результату. Почему тогда ограничения активно продолжают вводить?
По словам Ивана Тимофеева, хотя курс не меняется в краткосрочной перспективе, экономическое давление на страну-мишень может вынудить ее изменить повестку в будущем, особенно если в дополнение к санкциям страна столкнется с внешними экономическими шоками. Именно на это рассчитывают западные страны, поясняет он.
Смягчить ущерб для экономики страны-мишени могут так называемые черные рыцари — страны, прямо или косвенно поддерживающие страну — объект санкций. «У России хоть и есть “черные рыцари” в виде дружественных стран, но часто они действуют осторожно», — подчеркнул Иван Тимофеев.
Хотя официально государства выступают против санкций в отношении страны-мишени, бизнес не всегда готов жертвовать своими устоявшимися отношениями с западными партнерами и проявляет комплаенс (от англ. compliance — «повиновение»). «Черные рыцари» могут выделять отдельные кластеры экономики под взаимодействие с объектами санкций. Так, Китай осознанно выделил городской округ Даньдун под сотрудничество с Северной Кореей.
По мнению директора Института международной экономики и финансов Александра Кнобеля, в случае России на подобные кластеры надеяться не стоит. «Размеры России слишком большие, поэтому надежды на то, что Китай выделит отдельный сегмент, нацеленный только на взаимодействие с Россией, малы», — отметил он, добавив, что в целом «и по масштабу страны, к которой применяют санкции, и по глубине их применения и последствий текущая мировая ситуация уникальна».