Будда учил, что желания удерживают человека в рамках Сансары - бесконечной цепочки страдания и перерождений этого мира. Он говорил, что нужно избавиться от них - и обрести свободу. Однажды ученики спросили его, где источник этих желаний, кто дал их человеку. Будда ответил, что когда тебя поразили стрелой - в первую очередь нужно вытащить ее из раны и избавиться от причины страдания, и не важно, кто пустил эту стрелу. Но действительно ли это так? Неужели, пока ты занят стрелой, враг уйдет? Или он подойдет ближе и добьет тебя? И, когда ты достанешь стрелу и выдохнешь с облегчением, решив, что все закончилось - острый нож войдет в сердце?
Ключевой момент буддизма - порочная природа этого мира и безальтернативные страдания, порожденные желаниями. " Любое движение ума, занятого поиском счастья, является страданием или становится его причиной". Враждебная природа этого мира - безапелляционная догма. Схожие мотивы объединяют все древние религии и философские концепции. В Шумере верили, что люди созданы как слуги богов. Мысль о прикладном назначении человека красной нитью проходит от индуизма до греческой космогонии. Наиболее яркое развитие эти идеи получили в гностицизме - философско-религиозном раннехристианском течении, заклейменном позднее официальной церковью ересью и сатанизмом. Гностики считали, что наш мир создан злым божеством, наполнен желаниями, и необходимо избавиться от оков этого мира через познание и просветление - гнозис, знание.
В момент, когда заканчивается вера, и возникают вопросы - зарождаются подобные течения. Гностицизм, суфизм, герметизм с его поиском первого Слова, каббала, как попытка найти тайные знания в Торе.
Очевидные вещи, понятные любому взрослому человеку, далекому от философских поисков и оккультных практик.
Мы приходим в этот мир, словно падающий с ветки дерева листок в глухом осеннем лесу. И легкий ветер ненавязчиво несет этот листок между деревьев, пока он не упадет на землю. Мы как капля воска, стекающая по горящей свече, думающая о себе как о капле и забывшая о том, что она такой же воск, как и сама свеча. Мы забыли о том, что листок - часть дерева, а капля - часть свечи. И мы даже не пытаемся задать главный, экзистенциональный вопрос - кто и зачем поджег свечу и сорвал листок?
Мы покупаем шкаф, и пытаемся его собрать. А когда понимаем, что не получается - ищем инструкцию. И находим ее, читаем. Собираем по этой инструкции. И, рано или поздно, осознаем - инструкцию написал не производитель. Ее написал сосед, который собирал такой же шкаф, что-то собрал, и решил описать свой опыт. Это может быть скрижаль с заповедями, древние откровения, философский трактат, "Капитал", интервью в журнале. Но это все такие же соседи, в жизни не видевшие настоящий шкаф, и это лишь их видение конструкции из деталей в коробке. Инструкции от производителя и фотки шкафа в том виде, как его задумали на фабрике, нет. Самое обидное - даже этикетки нет, на которой написано, что это шкаф. Может в коробке детали от кровати, а мы упорно собираем шкаф?
И когда в нем не получается хранить вещи, мы говорим себе - нужно верить, что это шкаф, вера научит нас пользоваться им. Или, если веры не достаточно, придумываем как пользоваться этой конструкцией, как хранить в ней вещи. Может, в итоге, мы храним вещи в посудомоечной машине?
Мы наполняем свою жизнь смыслами - семья, карьера, религия - но это лишь попытки придать смысл бессмысленному. Все это лишь обезболивающее, дающее короткое забвение, и у каждого случаются моменты прозрения, когда понимаешь - это все ты сам для себя придумал, это лишь пепел, который унесет ветер вечности вместе с самовосприятием того, что ты называешь "Я" . Но мы находим в себе силы снова рухнуть в теплые объятья выдуманного счастья и забыться. А как иначе - инструкции от производителя нет, мы придумываем ее себе сами. А почему ее нет? Если отбросить красивые выдумки про искупление и духовные поиски? Если воспользоваться Бритвой Оккамы? Может, в Замысле наши интересы и не учитывались? Может, Замысел вообще противоречит нашим интересам?
Но мы упорно пытаемся вытащить стрелу или как-то забыть о ней, заглушить боль, забывая - тот, кто пустил стрелу, кто бросил нас в этот мир - рядом, и он смотрит на нас, с острым ножом наготове.
Время наивных инструкций затянулось, мы все еще дети, придумывающие себе забавы в песочнице, продающие друг другу песочные куличики за фантики. Первый парень в нашей песочнице - тот, у кого больше фантиков. Строитель самых красивых куличиков - мечта девчонок, они с радостью поиграют с ним в маму и папу за жвачку и зависть в глазах подружек при взгляде на его песочный замок. Мы играем в войнушки с соседними песочницами. Придумываем себе отличия, галстуки разных цветов, отряды. И упорно ждем взрослых, которые придут, закончат наши игры, и заберут нас домой. И упорно пытаемся привлечь внимание этих самых взрослых - смотрите, мы молодцы, у меня хорошие оценки в дневнике, я лучший ученик в классе!
Только взрослые не приходят, и наши игры в самообман продолжаются.
Тот факт, что мы здесь чужие, легко можно почувствовать в дикой природе. В горах нам нужна специальная обувь и одежда, в то время как горные козлы прыгают по скалам без всякого снаряжения. Мы замерзнем насмерть в зимнем лесу без огня и одежды. Что бы выжить, нам нужны специальные приспособления, нам нужно менять мир под себя. Согласитесь, очень похоже на космонавта на луне. Без скафандра его ждет смерть. Потому что он не создан для существования в этой среде. Так с чего мы решили, что созданы для этой планеты?
Что делать? Духовные поиски, оккультные практики? Лишь очередная форма эскапизма - попытка уйти от реальности и обмануть себя, заполнить пустоту. Революции, перевороты, громкие слова? Очередной сад расходящихся тропок, ведущих к тем же фантикам. Самый просветленный отшельник в пещере Тибета ничем не отличается от лидера списка Форбс - его так же греет чувство исключительности и счастье от итогов стяжательства и отличия от других детей в песочнице. Он, как и самый богатый человек в миру - просто построил самый большой дом в деревне (в своей системе координат), на зависть соседям. Как бы себя чувствовал монах в келье, ушедший от мирской суеты, если бы не сравнивал себя с грешниками в миру? Он ведь праведник только в сравнении с грешниками? Он исключительный, потому что есть, с кем сравнивать? Грешники сгорят в геенне огненной, а он не как они? Без сравнения с грехом, что праведность? А без сравнения с чем-либо что-то вообще может быть чем-то? Или все таки личность рождается как набор субъективных оценочных суждений объективной реальности? А есть ли вообще эта объективная реальность, вне этого восприятия?
Громкие красивые политические идеи - коммунизм, равенство, братство - чем закончились они? Разбились о простое желание человека носить самые крутые джинсы в деревне на зависть соседям.
Может пора перестать раскрашивать раскраски по заданным контурам? Без красивых жестов, громких слов, масштабных "свершений" ?
Может пора понять, что взрослых не будет? Выйти из песочниц, прекратить игры, и начинать искать причину? Начать путь понимания, что здесь происходит, и перестать придумывать сказки?
Как насчет того, чтобы переосмыслить гностицизм, избавить его от суеверий и религиозного окраса, выделить здравое зерно, и вывести на новый уровень - научный гностицизм?
Пока мы придумываем себе инструкции по сборке шкафа - где-то завод, поставляющий нам детали в коробке, получает прибыли. И эти прибыли - за наш счет. Не пора ли прекратить пытаться это все собрать, драться за детали, а поинтересоваться - что на самом деле в коробке?
Инструкция для сборки "шкафа" в масштабах нашей песочницы - здесь:
Простая схема действий для каждого:
Рано или поздно мы должны закончить эти игры. Это пройдет, исчезнут сказки, страны, религии, суеверия, фантики, песочные куличики. И в наших силах это сделать - иначе в бесконечном самообмане будут жить поколения после нас.
Пора пойти дальше Будды, найти того, кто выпустил стрелу, и посмотреть в глаза бенефициару мира сего.