Найти тему
Светлана Россинская

КОГДА ДУША ПОЕТ И ПЛАЧЕТ...

библиотеке «Фолиант» с участием тольяттинской исполнительницы Инны Полоз, лауреата и дипломанта городских и областных вокальных конкурсов

…Вспомните, когда вы в первый раз влюбились. Бытует мнение, что именно первая любовь - самая сильная, настоящая и безрассудная. Такое счастье выпадает каждому в разные годы. Кто-то уже в школе не мог отвести взгляда с одноклассницы, кто-то студентом потерял голову от любви и часто прогуливал пары в парке с любимой. Кого-то первая любовь застигла в зрелом возрасте и накрыла с головой, словно огромной морской волной.

9 декабря 2022 года в литературном клубе «Прикосновение» модельной библиотеки «Фолиант» состоялось литературно-музыкальное рандеву «Когда душа поет и плачет» с участием Инны Полоз, тольяттинской исполнительницы русских романсов и арий из опер и оперетт.

-2

Родилась Инна Константиновна в Москве в 1940 году, куда ее папа, инженер по профессии, приехал из Баку. Не успел устроиться на работу в Моссовет, как началась война. Инне на тот момент было всего 6 месяцев.

По указу Сталина все женщины с грудными детьми подлежали эвакуации. Мама с Инной на руках поехала к родственникам в село Колышкино в Волгоградскую область. Там она устроилась на мельницу, работала бухгалтером. В 1944 году переписка родителей прекратилась. Маму Инны вызвали в НКВД, сказали, что ее муж - изменник Родины, что он был расстрелян, а ей нужно собраться в 24 часа и вместе с дочерью отправляться в Казахстан.

…Долго ехали в теплушке (вагоне для скота), продукты у них в дороге украли. Приехав в Кустанай, мама Инны сняла квартиру, устроилась на работу бухгалтером, дочка пошла в школу. Через 5 лет пришло разрешение вернуться. Продали все, что было нажито, и выехали в Энгельс, где жила бабушка. Там, в Саратовской области, мама работала на заводе, а Инна окончила школу.

Всю жизнь мама Инны пела, увлечение передалось дочери. Будучи школьницей, Инна записалась в вокальный кружок, который вел педагог Николай Артамонов, оперный артист, бывший солист Мариинского театра. Его сослали без права проживания в крупных городах. Вот у него Инна и училась 2 года по итальянской школе вокала.

По окончании 10-летки девушка хотела стать артисткой, но мама была против. В итоге, Инна поступила в технический ВУЗ в Саратове, вышла замуж. Муж был старше на 6 лет, родился сын Миша (сегодня ему 62 года), но жизнь не сложилась, развелись.

По распределению Инна была направлена в Красноярск, работала там на ТЭЦ, в свободное время пела. В это время в Тольятти началось строительство ВАЗа, появилась надежда на собственное жилье.

В 1967 году Инна приехала в Тольятти, устроилась на работу в электротехнический техникум, преподавала 6 технических дисциплин и вскоре получила малосемейку. Вот в этой 9-метровке и жили первое время с сыном и мамой, 2-х комнатную квартиру ей дали гораздо позже.

Выступала Инна Константиновна всегда. В оперетте «Поцелуй Челиты» было задействовано 40 человек артистов и большой коллектив симфонического оркестра. Повезли эту оперетту в Самару, там Инну прослушали в театре оперы и балета, пригласили на работу. Отказалась.

Поступали предложения из Омского оперного театра, из Украинского театра оперы и балета, из Ровно. Миша в то время заканчивал 7 класс, жил с бабушкой, а Инна Константиновна гастролировала по стране. Принимали везде очень хорошо - в Мурманске, Петрозаводске, в других городах.

Но дом был в Тольятти. Здесь и познакомилась со втором мужем – украинцем. Вышла замуж, поменяв фамилию Алексеева на Полоз. Родился младший сын - Алеша, сегодня ему 47 лет. Дети давно выросли, у них свои семьи, есть внуки. Но Инна Константиновна не сдается - поет всегда и выступает везде, куда позовут. Она - лауреат и дипломант городских и областных вокальных конкурсов.

-3

В программе, которую гостья подготовила для нашей клубной публики, прозвучали прекрасные русские романсы: «Люблю тебя», «Серенада», «О, если б мог выразить в звуке…», «Букет цветов из Ниццы», «Осенние листья», «Побудь со мной», «Ночь светла», «Я встретил Вас», «Под луной золотой», «Скажите, почему…» и «Эй, ямщик, не гони лошадей!»

На арт-встрече мы чуть ближе прикоснулись к мировой музыкальной классике. Познакомились с произведениями великих композиторов - Жака Оффенбаха, Имре Кальмана, Франца Легара, Фредерика Лоу и Исаака Дунаевского. Узнали о том, что оперетта - прекрасный, искрометный, жизнеутверждающий жанр музыкальной комедии, возникший в 19 веке. Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Жак Оффенбах, истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кёльна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях - «Буфф-Паризьен".

-4

Арии из оперетт и опер, которые исполнила Инна Константиновна, помогли всем нам вспомнить те прекрасные моменты, когда мы под первыми дозами «кайфа» под названием любовь меняли свою жизнь и совершали безумные поступки.

Поклонники жанра смогли пережить эти чувства заново, послушав песенку Пепиты из оперетты Исаака Дунаевского «Вольный ветер» и арию Периколы (сцену опьянения) из оперетты «Перикола» Жака Оффенбаха, окунувшись в любовные переживания героев оперы Жоржа Бизе «Кармен» («Хабанера»), оперетт Имре Кальмана «Джудитта» (песня Джудитты) и Франца Легара «Цыганская любовь» (вальс Илоны).

-5

ЖАК ОФФЕНБАХ - «МОЦАРТ ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЕЙ»

Жак Оффенбах (1819-1880) - французский композитор и музыкант, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.

-6

- Оффенбах - как ни громко это звучит - был одним из одареннейших композиторов XIX века, - писал его современник И. Соллертинский. - Только работал совсем в ином жанре, нежели Шуман или Мендельсон, Вагнер или Брамс. Это был блестящий музыкальный фельетонист, сатирик-буфф, импровизатор...

Он создал шесть опер, ряд романсов и вокальных ансамблей, но основной жанр его творчества - оперетта. Их он написал около ста. Среди них по своей значимости выделяются «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Парижская жизнь», «Герцогиня Герольштейнская», «Перикола» и др.

Став во Франции родоначальником жанра, призванного развлекать, Оффенбах вносит в оперетту социальную остроту. Нередко он превращает ее в пародию на жизнь современной ему Второй империи, обличает цинизм и разврат общества, «лихорадочно пляшущего на вулкане»

Музыка Оффенбаха неистощима по мелодической щедрости и ритмической изобретательности. Она опирается на французский городской фольклор, практику парижских шансонье, на популярные в то время танцы - галоп и кадриль. Более всего по легкости и изяществу Оффенбах перекликается с В. А. Моцартом, недаром его называли «Моцарт Елисейских полей».

Ж. Оффенбах родился в семье кантора синагоги. Обладая исключительными музыкальными способностями, к 7 годам он с помощью отца овладел игрой на скрипке, к 10-ти - самостоятельно выучился игре на виолончели, а к 12-ти стал выступать в концертах как виолончелист-виртуоз и композитор.

В 1833 г., переехав в Париж - город, ставший его второй родиной, где он прожил практически всю жизнь, - юный музыкант поступил в консерваторию в класс Ф. Галеви. В первые годы после окончания консерватории работал виолончелистом в оркестре театра, выступал в увеселительных заведениях и салонах, писал театральную и эстрадную музыку.

Концертировал в Париже, гастролировал в Лондоне и Кельне. В Кельне в одном из концертов в знак особого признания дарования молодого исполнителя ему аккомпанировал Ф. Лист. Сочинял музыку к трагедиям П. Корнеля и Ж. Расина.

В 1855 г. Оффенбах открывает собственный театр, в котором работает не только как композитор, но и как антрепренер, режиссер-постановщик, дирижер, соавтор либреттистов. Оффенбах насыщает свои спектакли тонким и язвительным остроумием, а подчас и сарказмом, привлекает близких по духу писателей-либреттистов А. Мельяка и Л. Галеви - подлинных соавторов его спектаклей. И маленький, скромный театрик на Елисейских полях постепенно становится любимым местом собрания парижской публики.

Первый грандиозный успех завоевала оперетта «Орфей в аду», поставленная в 1858 г. и выдержавшая подряд 288 представлений. Эта хлесткая пародия на академическую античность, в которой боги спускаются с Олимпа и отплясывают бешеный канкан, содержала явный намек на устройство современного общества и современные нравы.

Дальнейшие музыкально-сценические произведения - на какой бы сюжет они ни писались (античность и образы популярных сказок, средневековье и перуанская экзотика, события французской истории XVIII в. и быт современников) - неизменно отражают современные нравы в пародийном, комическом или в лирическом ключе.

Вслед за «Орфеем» ставятся «Женевьева Брабантская» (1859), «Песнь Фортунио» (1861), «Прекрасная Елена» (1864), «Синяя Борода» (1866), «Парижская жизнь» (1866), «Герцогиня Герольштейнская» (1867), «Перикола» (1868), «Разбойники» (1869).

Слава Оффенбаха распространяется за пределами Франции. Его оперетты ставят за границей, особенно часто в Вене и Петербурге. В 1861 г. он устраняется от руководства театром, чтобы иметь возможность постоянно выезжать на гастроли.

Зенит его славы - Парижская Всемирная выставка 1867 г., где исполняется «Парижская жизнь», собравшая в партере театра королей Португалии, Швеции, Норвегии, вице-короля Египта, принца Уэльского и русского царя Александра II.

Франко-прусская война прерывает блестящую карьеру Оффенбаха. Его оперетты сходят со сцены. В 1875г. он вынужден объявить себя банкротом. В 1876 г., чтобы материально поддержать семью, он выезжает на гастроли в США, где дирижирует садовыми концертами.

В год Второй Всемирной выставки (1878) Оффенбах почти забыт. Успех двух его поздних оперетт «Мадам Фавар» (1878) и«Дочь тамбур-мажора» (1879) несколько скрашивает положение, но славу Оффенбаха окончательно затмевают оперетты молодого французского композитора Ш. Лекока.

Пораженный болезнью сердца, Оффенбах работает над произведением, которое считает делом всей своей жизни, - лирико-комической оперой «Сказки Гофмана». В ней находит отражение романтическая тема о недостижимости идеала, о призрачности земного существования. Но композитор не дожил до ее премьеры, она была закончена и поставлена Э. Гиро в 1881 г.

(В записи можно послушать арию Периколы (сцену опьянения) из оперетты «Перикола»)

ФРАНЦ ЛЕГАР: «ЖИТЬ И УМИРАТЬ БУДЕМ НА СЦЕНЕ»

Франц (Ференц) Легар (1870- 1948) -венгерский и австрийский композитор и дирижёр. Наряду с Иоганном Штраусом и Имре Кальманом - крупнейший композитор венской оперетты.

-7

Либреттист Пауль Кнеплер писал: «Существуют три вида музыкальной драмы: опера, оперетта и Легар».

Франц Легар выбрал для себя жанр оперетты в качестве компромисса. На самом деле, он метил выше, - творить в области чистой классической музыки. В дни его молодости оперетта отстояла лишь на шаг от жанра, с которого он начинал: музыки к военному параду.

Легар родился в 1870 году в тогда венгерской (а ныне словакской) области, в семье тамбурмажора полкового оркестра австро-венгерской императорской армии. В пражской консерватории он учился по классам скрипки и композиции, но затем последовал по стопам отца, дирижируя и сочиняя для военного оркестра.

Легар утверждал, что до 32-х лет никогда не видел ни одной оперетты, пока не посмотрел премьеру своей собственной - «Венки». Был ли Легар удовлетворен своей карьерой «легкого» композитора или нет, но финансовый успех его был поистине велик. Он приобрел роскошную виллу (в дальнейшем ставшую, согласно его завещанию, «Музеем Франца Легара»), нравился женщинам.

Двадцать лет он прождал, пока его «официальная» замужняя любовница не стала вдовой (все это время они снимали квартиры по соседству), а затем сочетался с ней счастливым браком.

Неважно, насколько его либретто были нудны и сентиментальны (говорят, когда ему устроили однажды разнос, он скупил в Вене все экземпляры газеты), музыка к ним постоянно удостаивалась похвал за мастерство и изысканную оркестровку.

Легар пытался расширить границы опереточной формулы. Герои его поздних созданий - исторические персонажи, такие как Гете («Фридерика»), Паганини (в одноименной оперетте) и сын Петра Великого («Царевич»), а также вымышленные экзотические личности, как, например китайский дипломат Су-Чонг-Куанг («Страна улыбок»).

Конечно, оперные композиторы хотят уважить публику, не забывая при этом и о своем личном преуспевании. Подлинная цель авторов оперетты - достичь наибольшей аудитории по возможности в наикратчайший срок. Трудно представить себе какую- либо оперу, исполняющуюся вечер за вечером, год за годом с неизменным успехом. С появлением оперетты такое стало возможным, поскольку она предъявляет скромные вокальные требования к исполнителям, разбавляя пение разговорными диалогами.

Легар был прозорлив в отношении театра. Он выказал себя бизнесменом, способным состязаться с издателем Риккорди. Он с самого начала осознал, что обречен терять ощутимую долю доходов до тех пор, пока кто- либо кроме него будет издавать ноты его музыки. Так на свет появилась его собственная издательская фирма, которая занималась только музыкой самого Легара. Он стал контролировать эту индустрию наряду с постановками.

Будучи плодовитым композитором, с 25-ю опереттами в портфеле, Легар неустанно адаптировал и переделывал свои прошлые работы, превращая ранние неудачи в нынешние успешные премьеры. Он постоянно разъезжал между Европой и Великобританией, координируя новые постановки и часто ими дирижируя.

В 1938 году Австрия была аннексирована Третьим Рейхом, и многие коллеги Легара вынуждены были эмигрировать, добровольно или по необходимости, но он не смог оставить отчизну.

Даже угроза расправы над еврейкой-женой не смогла поколебать его решения остаться. Ему удалось вырвать ее из машины расистского законодательства благодаря прямому вмешательству Геббельса и даже заступничеству самого Гитлера. Этим в какой -то степени можно оправдать непростительное в глазах многих поведение Легара, посвящение музыкальных программ «моему дорогому фюреру» и ежегодные поздравительные открытки ко дню рождения Гитлера и других фашистских бонз.

Многие сотрудники Легара, либреттисты, исполнители, театральные продюсеры были арестованы и депортированы нацистами. Ему удалось помочь некоторым. Однажды, сама София Легар была схвачена гестаповцами во время одной из облав, лишь чудом мужу удалось ее вовремя вызволить.

По окончании войны пара смогла вздохнуть свободно: София, наконец, уничтожила капсулу с цианидом, которую постоянно носила при себе на протяжении всех лет коричневой чумы.

(В записи можно послушать «Песнь Ганны» из оперетты «Веселая вдова» и арию Джудитты из одноименной оперетты)

ИМРЕ КАЛЬМАН - КОРОЛЬ ОПЕРЕТТ

Имре Кальман (1882- 1953) - венгерский композитор, автор Популярных

оперетт: «Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и других.

-8

24 октября 1882 года, в обеспеченной еврейской буржуазной семье Кароля Кальмана родился сын, которого назвали Эммерих. Произошло это в Венгрии в маленьком городке Шиофок. Во время рождения ребенка все родственники переругались, обсуждая дату его рождения. Дело в том, что родился он в 23 часа 59 минут, как утверждал отец ребенка, но у многих родственников на часах было уже за полночь. Жаркие дебаты закончились победой отца.

Отец мальчика занимался курортным делом, а на курорт приезжали различные знаменитые люди. Среди них был и профессор, знаменитый скрипач того времени Лидль. Кальману было всего четыре года, но ребенка невозможно было выгнать из-под окон этого музыканта.

Имре с наслаждением слушал игру профессора, мальчик, буквально бредил музыкой. В конце концов, Имре был замечен профессором, тот его прослушал. Он-то и посоветовал отдать ребенка учиться музыке.

Сначала Имре Кальман учился в престижной гимназии, где преподавали и музыку, но вскоре был вынужден перейти в обычную школу, так как бизнес отца потерпел крах, и старшим детям пришлось идти работать. В их числе оказался и четырнадцатилетний Имре, он стал давать уроки латыни и греческого языка детям богатых родителей.

Однажды, проходя через базар, он увидел очень красивые персики, денег не было, а персик так и манил к себе. Мальчик не удержался и стащил один, но был пойман, хозяйка персика размазала его по лицу Имре, при этом обозвав его вором. По свидетельству самого Кальмана, после этого он разучился смеяться навсегда.

Семья экономила на всем, но все же для Имре был куплен подержанный рояль. Мальчик практически не отходил от него. Его упорство было вознаграждено - Имре поступил в музыкальное училище, но и здесь его постигла неудача. Сначала все шло хорошо, и первые его концерты принесли ему известность, но, готовясь к международному конкурсу, он повредил руку, и о карьере пианиста можно было забыть.

И тогда Кальман поступает в Будапештскую академию музыки на отделение композиции. Сначала он занимался серьезной музыкой, но признания не получил. И тогда по совету своего друга Я. Кеслера, Имре решил написать оперетту. Так появилась на свет первая оперетта Кальмана «Осенние маневры».

Оперетта была поставлена и имела ошеломляющий успех на европейских и американских сценах. Кальман становится известным композитором. С 1909 года Кальман жил, в основном, в Вене, где были созданы его лучшие оперетты: «Цыган-премьер», «Баядерка», «Марица», «Принцесса цирка» и «Фиалка Монмартра» и «Княгиня Чардаш» (Сильва). Ферри, герой оперетты «Сильвы», говорит знаменитую фразу, ставшую крылатой: «Жить и умирать будем на сцене».

Судьбы многих композиторов были трагичными, вот и Имре Кальмана словно преследовал злой рок. В 1915 году, когда он писал куплеты к «Сильве», пришло известие о смерти его брата, затем в 1924 году, когда работа над «Марицей» была в самом разгаре, умирает его отец. И композитор стал верить в мистику. У Кальмана почти все оперетты носят женские имена, премьеры оперетт он почти всегда назначает на 17 число и так далее.

Имре Кальман был невысокого роста, всегда хмурый, успехом у женщин он не пользовался. Но однажды на его пути встретилась красавица, актриса их театра оперетты, Паола Дворжак. Несколько раз он делал ей предложение руки и сердца, но молодая женщина отказывала. Имре переживал, но поделать ничего не мог.

И вот на одной из киностудий он встречает Агнесс Эстергази, их отношения быстро перерастают в роман. Но для Агнесс это только игра, ни о каких серьезных отношениях с ее стороны речи не шло. Измена Агнесс стала для Кальмана настоящим ударом, но в это время он узнает о неизлечимой болезни первой своей любви Паолы и понимает, что она отказывала ему, чтобы не стать для него обузой. Имре Кальман остается со своей возлюбленной до самой ее смерти. После этого он два года не брался за перо.

Прошло время, и Кальман встречает в кафе бедную русскую эмигрантку Веру Макинскую. Разница в возрасте у них была в тридцать лет, но, несмотря на это, они поженились. Произошло это скорее по настоянию матери Веры, чем по большой любви. Вскоре в семье рождается сын - Карой Имре Федор. Вера стала новой музой композитора, и на свет появилась «Фиалка Монмартра».

В 1932 году Кальману исполнилось 50 лет, и эту дату праздновала вся Европа. Композитор был награжден многими международными наградами. Но на следующий год к власти в Германии пришли фашисты, в 1938 году Австрия была захвачена Гитлером, и еврей Кальман перебирается во Францию, а оттуда в Америку.

Здесь Кальман не был так известен, как в Европе, и сначала семье пришлось трудно. Но помогла Грета Гарбо, и жизнь начала налаживаться. Здесь же встретили они и День Победы, но вместе с этим известием пришло и сообщение о смерти его младших сестер в фашистских концлагерях. Композитор не выдержал такого горя и его свалил инфаркт. И только в 1949 году он вернулся в Европу и поселился в Париже, но писать веселой, жизнерадостной музыки Имре Кальман не мог.

И все же любовь к музыке взяла верх, и в начале 50-х годов композитор приступает к новой оперетте «Леди из Аризоны». Закончив партитуру, и отпраздновав свой день рождения, 30 октября 1953 года. Имре Кальман скончался в возрасте 71 года. Похоронен он на венском кладбище.

(В записи можно послушать арию «Все мы - театралы», выходную арию и «Песню Сильвы» из оперетты «Сильва», «Песнь Марицы» из оперетты «Марица», арию Карамболины из оперетты «Фиалка Монмартра» и «Песню Александры» из оперетты «Фея карнавала»)

ФРЕДЕРИК ЛОУ, НЕ ЛЮБИВШИЙ СВОЮ МУЗЫКУ

Фредерик Лоу (1901- 1988) - американский композитор австро-немецкого происхождения. Его настоящее имя было Фридрих (Фриц) Лёве. Позже, уже в США, он сменит его на Фредерика Лоу.

-9

Будущий композитор и автор бродвейских мюзиклов родился в Вене 10 июня 1901 года, в семье артистов венской оперетты Розы и Эдмонда Лёве. Его отец был настоящей звездой, постоянно гастролировал по миру, много выступал в Европе, а также в Северной и Южной Америке. Дома он бывал нечасто, а потому Фридрих провел все свое детство и юность с матерью в Берлине.

Там он в течение восьми лет посещал Прусскую кадетскую школу, куда Фрица определили, едва ему исполнилось пять лет. Мальчик ненавидел это учебное заведение всем сердцем. Дело в том, что его мать совершенно не желала отказываться от собственной карьеры, и, как и отец, концертировала по всему миру. Чтобы не возить сына повсюду за собой, она записала его в интернат.

К числу самых горьких детских воспоминаний композитора относится одно Рождество, которое ему пришлось отмечать не дома, а в стенах школы с несколькими друзьями-мальчишками, так как родители не могли прервать гастрольный график. С тех пор этот праздник утратил для Фрица свое волшебство, и всю дальнейшую жизнь он не придавал ему особого значения.

Музыкальный талант Лёве проявился уже в детстве: в 5 лет он сам научился играть на пианино, в семь написал первую музыку для выступлений отца. Также он с легкостью разучивал новые музыкальные произведения, которые репетировал отец, и аккомпанировал ему. Это очень впечатлило Эдмонда, и он сам начал давать уроки фортепиано сыну. Мама мальчика относилась к его увлечению музыкой несерьезно и попросту не замечала явного дарования Фрица.

В 13 лет Лёве стал самым юным солистом оркестра Берлинской филармонии, а спустя два года написал песню «Катрина», ноты которой разошлись тиражом более одного миллиона экземпляров. После этого музыкальные критики стали называть Лёве многообещающим молодым пианистом-виртуозом.

Потом Фриц Лоу поступил в знаменитую Берлинскую консерваторию, где обучался игре на фортепиано у великого итальянского композитора и пианиста Ферруччо Бузони, а также немецкого педагога Эжена Д´Альбера. Композицию Лёве преподавал австрийский композитор барон Эмиль фон Резничек. Параллельно с учебой молодой музыкант часто давал концерты в различных городах Германии.

На тот момент Лёве мечтал обрести славу известного концертного пианиста. В 1924 году его отец как нельзя более кстати получил предложение поработать в Нью-Йорке, и Фридрих оставил Европу и переехал вслед за ним в США, где взял имя Фредерик Лоу. Однако здесь пути отца и сына разошлись: юноша отказался от протекции отца и пытался всеми силами самостоятельно покорить Бродвей.

Его попытки пробиться на Бродвей были долгими и, в конце концов, увенчались успехом. Но, увы, не все сразу складывалось так, как мечталось 23-летнему Фредерику. Особой популярности как пианист он не снискал. Чтобы как-то продержаться на плаву, музыканту, как и многим эмигрантам, пришлось перепробовать в Америке целый ряд самых разнообразных профессий. Среди прочего он работал тапером в ресторанах и ночных клубах Нью-Йорка, аккомпанировал немым фильмам в кинотеатрах, был золотоискателем, ковбоем, посудомойщиком и даже выступал на ринге в качестве боксера.

Нередко у него вообще не было денег, и Фредерику приходилось ночевать на скамье в Центральном парке. Несмотря на это, Лоу продолжал писать музыку и неустанно обивал пороги различных театров. Постепенно его имя стало более-менее известным в среде бродвейских музыкантов.

Тогда Фредерик начал посещать известный нью-йоркский клуб, где часто отдыхали деятели театра, актеры, звезды, продюсеры, агенты и директора. Однажды вечером 1942 года, в клубе он столкнулся с Аланом Джеем Лернером. Фредерик подошел к нему со словами: «Я так понимаю, вы пишете лирику». На что Алан ответил: «Ну а как я понимаю, вы сочиняете музыку». Эта знаменательная встреча оказалась судьбоносной для обоих мужчин и стала отправной точкой для начала блистательной карьеры Лернера и Лоу.

Алан Джей Лернер был на семнадцать лет младше Лоу. Он родился в 1918 году в Нью-Йорке, происходил из состоятельной семьи, владевшей сетью магазинов дамского платья. Обучался в Гарварде, где в боксерском студенческом поединке лишился левого глаза. Случай свел его с Лоу как раз тогда, когда Фредерик искал партнера-либреттиста. С тех пор австрийский композитор работал исключительно с Лернером.

В то время Алан трудился над идеей для шоу «Великая Леди», и они решили сотрудничать. Мюзикл не имел ошеломляющего успеха, но, тем не менее, получил положительные отзывы критиков. Их следующая постановка «День до весны» также снискала хорошие рецензии, и работа команды Лернера -Лоу постепенно начала получать признание.

Первым совместным успехом тандема стал мюзикл «Брагадун», выпущенный в 1947 году. Лоу на тот момент исполнилось уже сорок шесть лет. Затем, в 1952 году, вышел мюзикл «Золото Калифорнии». Однако истинный триумф настал спустя четыре года, когда Фредерик и его постоянный соавтор поставили на Бродвее «Мою прекрасную леди», вошедшую в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Как из простой цветочницы за несколько месяцев превратиться в истинную леди? Ответ на этот вопрос содержит знаменитая пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион», ставшая литературной основой для мюзикла Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» (1956). Премьера популярной музыкальной комедии состоялась 15 февраля 1956 года.

После нее Лоу и Лернер проснулись по-настоящему знаменитыми. Алан Лернер позже вспоминал:

- Годами мы с композитором барахтались, пытаясь определить верный путь в работе. «Леди» открыла его нам.

В главных ролях были задействованы начинающая певица Джули Эндрюс и Рекс Харрингтон. В течение года после премьеры Фриц, окрыленный успехом, периодически выходил к людям, спящим на тротуаре в очереди возле билетных касс и мечтавшим увидеть шоу, и разносил им горячий кофе. Этот жест обычно вызывал недоумение у стоящих в очереди, они смотрели на Лоу как на сумасшедшего и спрашивали:

- Зачем вы это делаете?!
- Потому что я - композитор, ­- гордо говорил он.
- Да, да, а я - датский король! - неизменно отвечали ему. Никто не мог поверить, что перед ними находился композитор того самого мюзикла, который произвел в Нью-Йорке настоящий фурор.
Второй страной, увидевшей «Леди», стала Австрия. На этом настоял сам Фредерик Лоу. В Австрии и по сей день считают комедию не американской, а своей.

Европейская премьера спектакля прошла в 1958 году в венской Фольксопере.
В 1964 году по мюзиклу был поставлен фильм, получивший восемь призов премии
«Оскар». Но сам Лоу не выдвигался ни по одной музыкальной категории, а приз получил человек, переложивший музыку для фильма.

Своего «Оскара» Лоу получил в 1959 году за лучшую песню к фильму «Жижи». В 1975 году Лоу стал номинантом по двум категориям за музыку к фильму «Маленький принц».
После работы над мюзиклом «Камелот» и перенесенного в 1958 году инфаркта Лоу решил временно отказаться от работы. К творчеству и сотрудничеству с Лернером он вернулся снова только в начале 1970-х годов.

Как ни странно, успешный композитор Лоу сам очень критически относился к своему творчеству и частенько повторял:

- Я не люблю свою музыку, но что значит мое мнение по сравнению с мнением миллионов?

Успех не покидает творческий тандем Лернера и Лоу и после смерти обоих авторов: их фамилии неизменно входят в список самых богатых умерших знаменитостей. Авторы «Моей прекрасной леди», по-прежнему любимой публикой, зарабатывают в среднем около 6 млн. долларов США в год.

(В записи можно послушать песню Элизы «Я танцевать могу» из мюзикла «Моя прекрасная леди»)

ОСНОВАТЕЛЬ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ ИСААК ДУНАЕВСКИЙ

Исаак Дунаевский(1903-1955) - один из самых знаменитых и любимых музыкантов нашей страны.

-10

Без него немыслима российская культура прошлого и настоящего веков. Потому что он был не только великолепным композитором, но и основателем целых жанров советской музыки - массовой песни, джаза, оперетты, киномузыки.

Родился Исаак Осипович (Иосифович) 30 января 1900 года в украинском городке Лохвица в семье мелкого банковского служащего Цали Симоновича и Розалии Исааковны Дунаевских.

Когда Исааку было 10 лет, семья переехала в Харьков. В 1918 году он с золотой медалью окончил гимназию, а через год - харьковскую консерваторию по классу скрипки и композиции.

Работал скрипачом в оркестре, концертмейстером. С 1920 - композитор и дирижёр в Харьковском русском драматическом театре. Дебютировал, как театральный композитор, написав в 1920 году музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро».

В 1924 году переехал в Москву, два года работал музыкальным руководителем театра «Эрмитаж», потом перешел в Театр сатиры. Здесь были поставлены его первые оперетты - «Женихи», «Ножи». А всего он их написал двенадцать.

До 1941 Исаак Дунаевский был музыкальным руководителем и главным дирижером мюзик-холла в Ленинграде, сотрудничал с джазом Леонида Утесова, был председателем Ленинградского отделения Союза композиторов (1937-1941).

В 1943 переехал в Москву, где в течение 10-ти лет работал художественным руководителем ансамбля Центрального Дома культуры железнодорожников.

В 1947 году написал музыку к фильму «Весна», в 1950 - м к фильму Ивана Пырьева «Кубанские казаки».

В 1925 году Дунаевский женился на Зинаиде Судейкиной, через семь лет у них родился сын Евгений. В 1945 году у Дунаевского от гражданской жены Зои Пашковой родился сын Максим.

Умер композитор в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма, хотя существует неподтверждённая версия о его самоубийстве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1962 году его именем была названа улица в Москве, на которой он жил (бывший 5-й Можайский переулок).

(В записи можно послушать песенку Пепиты из оперетты «Вольный ветер» и песню об Одессе из оперетты «Белая акация»)

В модельной библиотеке «Фолиант» всегда можно послушать арии из самых известных мировых опер и оперетт, но - в записи.

P.S. https://vk.com/album-46420619_289738081 - вот в этом фотоальбоме – «Когда душа поет и плачет…» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные 9.12.22. в модельной библиотеке «Фолиант» в ходе литературно- музыкального рандеву с участием тольяттинской исполнительницы Инны Полоз, лауреата городских и областных вокальных конкурсов.

ЛИТЕРАТУРА (по алфавиту фамилий композиторов):

И. ДУНАЕВСКИЙ и о нем:

1. Дунаевский И. Если Вам нужны мои письма…: Письма к Л.Г. Вытчиковой/Вступ. статья, комментарии и послесл. Н. Г. Шафера. - Павлодар: «ТОО НПФ «ЭКО», 2005. - 136 с.

2. Дунаевский И. Когда душа горит творчеством: Письма к Раисе Рыськиной/Сост., вступ. статья, коммент. и послесл. Н. Г. Шафера. - Астана: «Елорда», 2000.

3. Дунаевский И. Райнль Л. Почтовый роман/Сост., вступ. статья, коммент. и послесл. Н. Г. Шафера. - М.: «Композитор», 2001.

4. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты. - Гл. 7.- Л.: «Искусство», 1975.

Исаак Дунаевский в гостях у Михаила Булгакова: Пьесы для фортепиано. Нотный сборник/Сост. и вступит. статья Н. Г. Шафера/Ред. Л. Топорковой. - М., 2001.

5. Самин Д. К. Сто великих композиторов. - М.: «Вече», 2004.

6. Сараева-Бондарь А. М. Дунаевский в Ленинграде. - Л.: «Лениздат», 1985. - 216 с. - (Серия «Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде»). -Тираж: 50 000 экз. (в пер.)

7. Шафер Н. Г. Дунаевский сегодня. - М.: «Советский композитор», 1988.

И. КАЛЬМАН и о нем:
1. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты. - Л.: «Искусство», 1975. - 136 с.

2. Имре Кальман: Сборник статей и воспоминаний/Сост. В. Савранский. - М.: «Советский композитор», 1980.

3. Кальман В. Помнишь ли ты? Жизнь Имре Кальмана/Вера Кальман. - М.: «Познавательная книга плюс», 2002.- 336 с.

4. Нагибин Ю. Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана/Юрий Нагибин// Нагибин Ю. Музыканты. - М.: «Современник», 1986. - (Серия «Новинки «Современника»»).

5. Самин Д. К. Сто великих композиторов. - М.: «Вече», 2004.

6. Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. - Гл. 12-я: Кальман. - М.: «Искусство», 1987.

7. Ярон Г. М. О любимом жанре. - М.: «Искусство», 1960.

Ф. ЛЕГАР, о нем:

1. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты. - Л.: «Искусство», 1975. - 136 с.

2. Владимирская А. Р. Франц Легар. - 2-е изд., испр. - М.: «Лань. Планета музыки», 2009. - 224 с.

3. 3. Макдермотт А. Франц Легар: В плену отчаяния/Алекс Макдермотт//Караван историй. - 2013.- №1

4. Самин Д. К. Сто великих композиторов. - М.: «Вече», 2004.

5. Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. – Гл. 11: Легар. - М.: «Искусство», 1987. - 320 с.

6. Ярон Г. М. О любимом жанре. - М.: «Искусство», 1960. - 255 с.

Ф. ЛОУ, о нем:

1. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты. - Л.: «Искусство», 1975. - 136 с.

2. Лоу. Ф. Ленер А.Д. Великие мюзиклы мира/Фредерик Лоу. Алан Джей Ленер . – М., 2004. - 112 с. – Тираж: 1000 экз. (В сборнике представлен легендарный мюзикл «Моя прекрасная леди», созданный на основе пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион»).

3. Самин Д. К. Сто великих композиторов. - М.: «Вече», 2004.

Ж. ОФФЕНБАХ, о нем:

1. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты. - Л.: «Искусство», 1975. - 136 с.

2. Кракауэр З. Жак Оффенбах и Париж его времени. - М.: «Аграф», 2000. - 416 с. 3. Соллертинский И. И. Оффенбах. - М.: «Гос. муз. изд-во», 1962. - (Серия «Библиотечка любителя музыки»).

3. Трауберг Л. З. Жак Оффенбах и другие. - М.: «Искусство», 1987.

4. Ярон Г. М. О любимом жанре. - М.: «Искусство», 1960.

9.12.22. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь модельной библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти» e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте http://vk.com/library_foliant; 30-78-00