Найти тему
Менторы бизнеса

При росте бизнеса затраты растут или снижаются?

Многие основатели стартапа уверены в том, что им бы только вот немного инвестиций и они полетят, а дальше все наладится, будут деньги и заживем.
В каждом питче, с которым приходят фаундеры указано, что при масштабировании бизнеса затраты проекта будут снижаться.

Не будут. И отнюдь, фаундер не врет. Он видит свои затраты на старте и искренне верит, что дальше на увеличении объемов он будет экономить на закупках, а за счет роста выручки его маржа будет необузданно расти.

Дело в том, что собственник бизнеса, который не разу не добегал со своим бизнесом до 100, 500 млн или 1 млрд выручки в год просто не знает о том, какие косты появляются вместе с ростом бизнеса.

Открыл ты например кафешку, вкусный кофе варишь. И пошел твой бизнес в гору. И вот уже на счете образовались первые 100, 200, 300 тыс. И стабильность появилась и клиенты постоянные. И пришла в твою светлую голову прекрасная идея! А построю-ка я сеть таких кафе, например 5 или лучше 10, чтобы с каждой по 100,200,300, так и 1,2,3 млн в месяц заработаю, а там стану инвестором и в дамках.

Допустим нашел в сбережениях денег на новую кафеху, немного кредитнулся и начал стройку, но вот беда, времени на первую точку не хватает и тебе нужно нанимать сотрудников, которые будут управлять твоим текущим бизнесом. И вот загвоздка, наемные не готовы также эффективно работать как и ты по 12 часов к ряду без выходных. Возникает ФОТ. И твои 100,200,300 превращаются в 50,75,100.

Предположим и тут ты справился, открыл вторую точку. И там появилась прибыль, долгожданные 100,200,300. Но тут ты понимаешь, что хотел 5, а лучше 10, ведь план был такой!
Берешь второй кредит, допустим на жену или на родителей, и начинаешь строить третью точку, параллельно нанимаешь персонал для управления второй точкой.
Людей становится все больше, им нужно считать зп, мотивировать, контролировать. И вот появляются в компании менеджеры, которых в народе называют управленцами! Они хорошо управляют и берут за это хорошие деньги. А те, кто мало берут, то и управляют плохо, рыночная экономика, что поделать. ФОТ продолжает неумолимо расти.

Все это нужно кому-то считать. Если раньше ты справлялся с кассой и одной карточкой на свое ИП, то сейчас у тебя три точки и нужна программа учета. А тут еще и налоговая почему-то прислала тебе требование к неверно уплаченным тобою налогам.
Потому что ты растешь и становишься понемногу заметен для налоговой! Как избежать неприятностей? Нужно нанять бухгалтерский аутсорсинг, бах в бюджет еще тысяч 30,50,100 затрат. Зато теперь вроде сон улучшился.

А навыков поварских на точках не хватает и сэндвичи твои на каждой точке разные и уже не такие классные и клиенты жалуются. И справиться с этим не получается, у тебя же 4 точка на подходе. Надо бы нанять шеф повара, пусть занимается кухней! А кто вообще ищет этих людей, которых все время не хватает?!!! Правильно нужен в команду HR (рекрутер). Он и шефа найдет заодно.
Растет и крепнет команда проекта. Растет и крепнет ФОТ!

А вот и подоспел офис! Всех молодцов твоих нужно куда-то посадить, электричеством и теплом обеспечить. Бах еще 30,50,100 в бюджет на аренду, а там ремонт, мебель и прочие истории! Это ж как открыть отдельную кофейню, а то и дороже, только денег эта точка не приносит…

Ну вот запущена 4 точка, только вот беда, рядом с первой и третьей конкуренты открылись и выручка там вниз покатилась. Что-то нудно делать!!!! И тут знающие люди подсказывают, что нужен тебе зверь диковинный, под названием маркетолог, он все твои проблемы решит и все будет как раньше.
Идешь искать зверя этого, а их на рынке тьма тьмущая. И дижитал маркетологи, и бренд маркетологи, и стратегический макетолог попался, и продуктовый и такой и сякой. Голова кругом!

Убегался и после 4 точки понял, что надо бы передохнуть и в отпуск съездить.

🗣 Сергей Третьяков

  • запускал Теле 2 в России, затем развивал мобильный интернет в МТС
  • foodtech, edutech