Найти тему

На чёрной мещёрской лодке к предполагаемому месту гибели Евпатия Коловрата

В минувший вторник культурно-историческим проектом «Сердце Мещеры» (руководитель известный писатель-сказитель Ю. Белоусов) и шатурским краеведческим сообществом, при участии главы городского округа Шатура А. В. Артюхина, в наш музей была передана традиционная лодка-долбленка, изготовленная одним из последних мещерских мастеров — традиционщиков Н. И. Гогиным.

Вместе с Алексеем Артюхиным, исследователи мещерского края обсуждали экспедицию на чёрной лодке по рекам Поля и Клязьма от древнего села Кривандино (Шатура, Московская Область) до городища Осовец (Собинка, Владимирская область) — предполагаемого места гибели Рязанского воеводы Евпатия Коловрата.
Вместе с Алексеем Артюхиным, исследователи мещерского края обсуждали экспедицию на чёрной лодке по рекам Поля и Клязьма от древнего села Кривандино (Шатура, Московская Область) до городища Осовец (Собинка, Владимирская область) — предполагаемого места гибели Рязанского воеводы Евпатия Коловрата.

Данный тип лодок был распространён на территории Мещеры: на стыке Московской, Владимирской и Рязанской областей. Лодка относится к долбленкам сборного типа и является одним из переходных вариантов от долбленок-цельнодеревок к сборно-шитым лодкам.

-3

Древние лодки выдалбливались из цельного дерева, но её размер был ограничен размером дерева и задача увеличения грузоподъемности далеко не сразу была решена переходом к шитым лодкам, существовал ряд промежуточных типов например, распаривание и раскрытие бортов, увеличение высоты бортов пришивными досками и наконец этот: сборка из нескольких частей в данном случае из 5.

-4

До появления пил (то есть до 18 в, а широкого их распространения лишь во второй половине 19-го) доски делались путём раскалывания бревна клиньями, в результате из бревна получалась одна доска и две полуплахи-горбылины. По всей видимости эта технология и лежит в основе возникновения такого типа лодок: полуплахи выдалбливались из них получались борта, а доска шла на дно, оставалось сделать два носа, для чего так же кололи более короткое бревно, затем части сшивались между собой корнем, а щель смолилась.

-5

Таким образом эта лодка также как и цельнодолбленка делалась из одного бревна, но данная технология позволяла увеличить ширину бортов значительно превзойдя размер дерева тем самым увеличив вместительность.

Примечательно, что эта лодка не имеет выраженной кормы и носа и может двигаться в любом направлении не разворачиваясь, что очень актуально для узких мещерских речек и озерных протоков, так же на этой лодке нос задран как на драккаре.

Вероятно, это так же связанно с особенностью местных водоёмов, такой нос мог помогать раздвигать кусты при движении по заросшим протокам. Подробнее о мещерских лодках можно узнать из книги Юрия Белоусова «Черные лодки, мещерские челны или долбленки приозерной Мещеры».