Сельское приходское духовенство в дореволюционной России – самая многочисленная категория служителей русской православной церкви. Помимо проведения обрядов, на них ложилась основная нагрузка по ведению учета населения, сбору статистических данных, образованию прихожан. В связи с этим, священнослужители на селе занимали особое положение.
Приход села Чумайского образовался в 1859 году после постройки однопрестольной церкви во имя Вознесения Господня. Инициатива постройки церкви исходила от чумайцев, как было записано «тщением прихожан». 28 февраля 1859 г. по благословению епископа Парфения была выдана грамота на постройку церкви. В 1860 г. постройка церкви была завершена. Здание церкви и колокольни были деревянные. Причта по штату 1859 г. было положено: священник, дьяк и пономарь. Земель усадебной, пашенных и сенокосных для церкви не отводилось, своих домов для церковнослужителей предусмотрено не было, они должны были пользоваться отведенными обществом квартирами. На содержание церковнослужителей было положено жалованье 212 рублей серебром в год. С постройкой церкви деревня Чумайская приобрела статус села.
Первые метрические книги и исповедные росписи стали вестись с марта 1859 г. Вначале записи вели служители церкви села Алчедатского священник Василий Миловзоров и пономарь Василий Реполовский. Первым священником Чумайского прихода был Федор Гаврилович Казанский (ок.1830-?), переведенный в Чумай 28 февраля 1859 г. Известно, что Федор Гаврилович Казанский родился в семье дьяка, окончил курс богословских наук в Владимирской духовной семинарии с аттестатом второго разряда. В 1855 г. по собственному желанию был принят в Томскую епархию и 29 января того же года епископом Томским и Енисейским Парфением был рукоположен в священники в Тяжинскую церковь. В 1859 г. Федор Гаврилович Казанский награжден наперстным бронзовым крестом за минувшую войну 1854, 1855, 1856 и 1857 гг. Священник Федор Казанский прибыл в Чумай вместе с женой Раисой Петровной. Сведений о их детях нет. Казанские принадлежали к потомственным церковнослужителям. В 1886 г. в Томской Христорождественской церкви служил священник Иоанн Иоаннович Казанский, а в с. Камышенском Томской губернии Ефимий Иванович Казанский, рукоположенный в священники в 1860 г.
С июня 1859 г. в приходе стал исправлять должность дьяка «запрещенный священник» Василий Чернявский. В связи с чем Василий Чернявский был подвергнут наказанию в виде запрета на служение не известно. Василий Чернявский исполнял обязанности дьяка до июня 1861 г. Династия Чернявских также ведет свое происхождение из духовенства Томской губернии. В 1886 г. священник Демид Васильевич Чернявский был священником в селе Маслянинском в Томской губернии. Его сын Василий Демидович Чернявский в 1907 г. служил псаломщиком в Тисуле.
1 июня 1861 г. дьяком в Чумай определен Иван Алексеевич Дроздов (ок. 1812-?), происходивший из дьяческой семьи. После исключения из среднего отделения Тамбовского уездного училища он был назначен в село Ольшанку Борисоглебского округа пономарем, а 10 апреля 1841 года переведен в село Дмитривщину Тамбовского округа дьяком. В 1853 г. Иван Алексеевич Дроздов был уволен из духовного звания, но в июне 1861 г. преосвященным Порфирием принят обратно в духовное звание. В Чумае Иван Алексеевич Дроздов жил с семьей: жена Марфа Яковлевна, дети: Пелагея, Екатерина, Павел, Алексей, Петр и Василий. Старшие сыновья обучались в низшем отделении Томского уездного училища на казенном содержании. По всей видимости церковнослужители Дроздовы переселились в Сибирь из Тамбовской губернии.
Священник Федор Гаврилович Казанский и дьяк Иван Алексеевич Дроздов служили в приходе села Чумайского до декабря 1862 г. Вместо Федора Казанского в село Чумай прибыл священник Алексей Николаевич Постлов, а место дьяка занял Фавст Семенович Попов. Священник Алексей Постлов в июле 1867 г. попросил епархиальное начальство перевести его из занимаемого прихода в укрепление Надеждинское Семипалатинской области. В связи с этим, на должность священника в село Чумай 10 июля 1867 г. подал прошение епископу Алексию студент семинарии Иван Федотович Белорусов. В сентябре 1867 г. Иван Федотович Белорусов был посвящен в стихарь, однако по каким-то причинам в клир чумайской церкви он не вошел. Священник Алексей Постлов продолжил службу в приходе до августа 1868 г. Происхождение Алексея Постлова и дальнейшая судьба не известны.
Фавст Семенович Попов приступил к исполнению обязанностей дьякона с января 1863 г. Проживал в Чумае он вместе с женой Екатериной Андреевной. Известно, что 25 марта 1865 г. у дьячка Фавста Попова и его жены Екатерины Андреевны родился сын Иван. Фавст Попов в причте Вознесенской церкви находился до 1871 г. В первой половине 1871 г. дьяк Фавст Попов исполнял должность псаломщика, после чего убыл из Чумая. Позднее Фавст Попов стал священником. В 1878 г. он служил священником при Космо-Дамиановской церкви в селе Верх- Чебулинском. Позднее Фавст Попов вышел из духовного звания. Согласно заметке в Томских губернских ведомостях за 1884 г., канцелярский служитель Фавст Попов, состоящий в штате Барнаульского Окружного Суда был определен письмоводителем Барнаульского окружного стряпчего. Фавст Попов происходил из старинной фамилии священноцерковнослужителей Томской губернии.
7 октября 1864 г. согласно прошения на пономарскую вакансию к Чумайской Вознесенской церкви был определен Иван Николаевич Мухин (ок. 1820-?). Иван Мухин был сыном священника. Церковнослужители Мухины происходили родом из села Легостаевского на Алтае. После окончания Томского духовного приходского училища по прошению Иван Мухин был уволен из духовного звания, после чего 2 августа 1847 года с разрешения томского гражданского губернатора поступил в Барнаульский земский суд. 26 марта 1857 г. Иван Мухин оставил и гражданскую службу. 30 ноября 1860 г. указом Томской духовной консистории согласно прошения, Иван Мухин помещен в Томский Алексеевский монастырь чтобы потом перейти в монашество, и по истечении «3-летнего искуса» принят на послушническую вакансию. Из послушников Иван Мухин в 1864 г. был переведен пономарем в Чумай. В Чумае Иван Мухин проживал вместе с семьей: жена Феодосия Осиповна и дети: Любовь, Власий, Арсений, Александра, Наталья. Иван Мухин исправлял обязанности пономаря в Чумае до 1874 г. Позднее, согласно Справочной книге Томской епархии за 1886 г. Иван Николаевич Мухин был псаломщиком в селе Бердском.
24 августа 1868 г. взамен ушедшего Алексея Постлова, епископом Томским и Семипалатинским Алексием рукоположен к Чумайской Вознесенской церкви священником Флегонт Петрович Тихомиров (прим. 1845-10.10.1896), только что окончивший курс богословских наук в Томской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда. Флегонт Тихомиров был сыном священника. В Чумае он проживал с семьей. Жена Флегонта Тихомирова Екатерина Ивановна (1851 г.р.), дочь Мария (01.01.1870 г.р.), сын Петр (27.05.1871 г.р.). Священник Флегонт Петрович Тихомиров ушел с должности приходского священника села Чумай в 1873 г. После этого Флегонт Тихомиров был священником в с. Койновском Барнаульского округа, занимал должность благочинного церквей 16-го благочиния, потом служил в с. Карпысакском в Томском округе, с 1889 г. согласно выбору духовенства благочиния № 7 утвержден в звании духовника благочиния. С 1894 г. исполнял обязанности благочинного церквей вновь образованного 37-го благочиния и при этом был священником с. Парфеновского в Барнаульском округе. Дочь Флегонта Тихомирова Мария впоследствии будет женой священника Алексея Гавриловича Михайловского.
По состоянию на 1870 г. штат причта чумайской церкви состоял из священника и пономаря. Земель усадебной, пашенных и сенокосных церкви не отводилось. Дома священника и пономаря были общественными, и как записано в клировых ведомостях: «совершенно негодные». На содержание церковнослужителей полагалось жалованье в размере 171 р. 37 коп. серебром в год. Церковным старостой с июля 1869 г. был крестьянин села Чумайского Иван Егорович Киляшев. Собственной просвирни при церкви не было, просфоры пекла вдова Варвара Мартыновна Молодцова с 1863 г., получая от общества 8 руб. серебром в год.
25 марта 1873 г. епископом Платоном по прошению рукоположен в священники чумайской Вознесенской церкви Иоанн Михайлович Моцартов (ок.1842-27.09.1880). Иоанн Моцартов был из дьяческих детей. Семья Моцартовых происходила из потомственного духовенства. Братья Иоанна Моцартова, Даниил Михайлович Моцартов был священником в селе Горевском, Петр Михайлович Моцартов и.д. псаломщика в селе Кольчугинском, Николай Михайлович Моцартов служил псаломщиком в г. Барнауле в Знаменской церкви. 14 июля 1859 г. Иоанн Моцартов был исключен из среднего отделения Томского духовного училища и определен к Николаевской церкви села Усть-Сосновского Кузнецкого округа для изучения причетнической должности. С 1 января 1860 г. Иоанн Моцартов епископом Парфением был посвящен в стихарь с определением в село Булатовское Каинского округа пономарем. 18 декабря 1870 г. Иоанн Моцартов переведен в село Касмалинское к Покровской церкви исправлять должность псаломщика, где он и служил до переезда в Чумай. В Чумае священник Иоанн Моцартов проживал вместе с семьей. Жена Иоанна Моцартова Анна Петровна и дети: Олимпиада, Агриппина, Ольга, Павел, Виталий. Кроме этого, некоторое время вместе с отцом Иоанном Моцартовым проживал его брат Даниил, бывший в то время воспитанником Томской духовной семинарии. 30.01.1878 г. Даниил Михайлович Моцартов в Чумае женился на мещанской дочери города Петропавловска Леонтине (Алевтине) Дмитриевне Коузовой, мать которой была родом из чумайских старожилов Ачкасовых. Сыновья Даниила Михайловича Моцартова и Алевтины Дмитриевны впоследствии посвятили себя священнической службе. Сын Иоанна Моцартова Павел также после окончания Томской духовной семинарии примет сан священника. В 1899 г. священник Павел Иоаннович Моцартов служил в с. Ново-Шипуновском. 27 сентября 1880 г. чумайский священник Иоанн Моцартов скоропостижно скончался в возрасте 38 лет, как было записано в метриках «от головной боли». Иоанн Моцартов был погребен при Вознесенской церкви, обряд проводил священник Усманской церкви Дмитрий Чернявский. В настоящее время могила священника утрачена.
С января 1875 г. на должность псаломщика к чумайской церкви был поставлен Стефан Прозоров, который проживал в Чумае вместе с женой Елизаветой Константиновной. Из метрических книг известно, что в 1878 г. у Стефана Прозорова родился сын Никон. В этом же году Стефан Прозоров ушел с должности чумайского псаломщика.
5 сентября 1878 г. исключенный из 2 класса Тобольской духовной семинарии Иннокентий (Ипполит) Зиновьевич Емельянов (1859/1860-08.03.1905) подал прошение на имя епископа Петра зачислить его на вакантное псаломщическое место к Вознесенской церкви села Чумайского. 9 сентября 1878 г. епископом Томским и Семипалатинским Петром прошение было удовлетворено. Иннокентий (Ипполит) Зиновьевич Емельянов родился в семье священника Богоявленской церкви Тобольского округа Зиновия Петровича Емельянова. Родоначальником династии священноцерковнослужителей Емельяновых был священник Тимофей Емельянов, служивший в Туринском уезде Тобольской губернии. Его сын, Степан Тимофеевич Емельянов, бывший священником в селе Жуковском Туринского уезда был дедом отца Иннокентия Зиновьевича Емельянова-Зиновия Петровича. Дед и отец Иннокентия Емельянова также были священниками в Туринском уезде Тобольской губернии. Иннокентий Емельянов по окончанию курса в Тобольском духовном училище, поступил в Тобольскую духовную семинарию в 1876 г., которую окончил в 1878 г. По воспоминаниям, в Томскую епархию Иннокентий Емельянов пришел пешком. Проживая в Чумае, 15.02.1880 г. псаломщик Иннокентий Емельянов женился на дочери священника Олимпиаде Ивановне Моцартовой. В 1883 г. Иннокентий Емельянов был переведен псаломщиком в село Колыонское, а потом в г. Томск в Благовещенский собор. В 1886 г. в Томске у него родился сын Александр. В 1886 г. Иннокентий Емельянов был рукоположен в священники в Михаило-Архангельскую церковь с. Старо-Чемровского Бийского уезда. С 1903 Иннокентий Емельянов становится духовником причтов церквей благочиния № 24. 8 марта 1905 г. Иннокентий Емельянов скончался. В Томских губернских ведомостях был помещен некролог с описанием его жизни. В некрологе было написано, что Старо-Чемровские прихожане очень любили и уважали отца Иннокентия. Богослужение он совершал благоговейно, по уставу. Большую часть треб исправлял бесплатно или за очень малое вознаграждение. По совету и настоянию отца Иннокентия, крестьяне завели общественную запашку земли с тем, чтобы доход от запашки поступал на приходские нужды. В голодный 1900 год отец Иннокентий, отложив на время заботы о постройке новой церкви, раздал нуждающемуся населению весь накопленный к этому времени в церковном амбаре хлеб: «Отдадите, когда хлеб уродиться». 13 января 1899 года как один из ревностных «в деле охранения народного здравия в деревенском быту» был награжден епископом Томским и Барнаульским Макарием (Невским) книгой доктора медицины Фейгина «Уход за больными, ранеными, умалишенными, родильницами, новорожденными и первая помощь в случаях, грозящих жизни опасностию». На отпевание отца Иннокентия, несмотря на весеннюю распутицу, собралось очень много народа с окрестных деревень. Отпевание было совершено протоиереем Бийского собора Василием Лебедевым в сослужении духовенства благочиния № 24.
После смерти Иоанна Моцартова место священника в Чумае некоторое время было вакантным. 5 декабря 1880 г. на имя епископа Петра поступило прошение доверенных от крестьян села Чумайского Степана Фенченко и Афанасия Колмогорова, в котором они по решению схода, прошедшего в ноябре 1880 г. просили о рукоположении к ним в священники дьякона села Алчедатского Алексея Фирсовича Ломовицкого. При этом, сам Алексей Ломовицкий также был не против. В январе 1881 г. из благочиния пришел отказ. Епархиальное начальство мотивировало отказ тем, что Алексей Ломовицкий не обучался в семинарии и не окончил курса в училище, исполняет должность дьякона только с 23 сентября 1879 г. Кроме этого, ранее в 1869 г. будучи послушником в Томском Алексеевском монастыре Алексей Ломовицкий судом подозревался в соучастии в совершении кражи 5-процентных билетов госбанка у архимандрита Виктора и это было внесено в его послужной список. Алексей Ломовицкий происходил из семьи священников. В 1886 г. Алексей Фирсович Ломовицкий был рукоположен в священники и возглавил приход в селе Пышкинском Томской губернии. Брат Алексея Ломовицкого Василий Фирсович также был церковнослужителем. Другой брат Алексея Ломовицкого - Ломовицкий Павел Фирсович, напротив, после окончания духовной семинарии, поступил в только что открывшийся университет в Томске в первом набор студентов и закончил его в первом выпуске в 1894 г. Павел Фирсович Ломовицкий стал известным врачом в Томске. Он принимал активное участие в открытии Высших женских курсов, входил в состав городской думы, являлся председателем комиссии по благотворительности, председателем врачебно-санитарного совета. В 1914-1917 гг. Павел Фирсович Ломовицкий был городским головой. Также, у Алексея Фирсовича Ломовицкого была дочь Людмила, которая по семейной традиции стала женой священника, работала учительницей, а в 30-е гг. подверглась репрессиям и была расстреляна в 1937 г. Сын Алексея Фирсовича Павлин Алексеевич также пошел по стопам дяди и стал известным врачом. Павлин Ломовицкий с отличием закончил медицинский факультет Императорского Томского университета в 1904 году, получив степень лекаря (медика). С 1909 года становится первым в Томской губернии заведующим рентгеновским кабинетом. В 1912 году Павлин Алексеевич Ломовицкий защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора медицины. Когда в Томске в конце 1919 года установилась советская власть, П.А. Ломовицкий продолжал оставаться на преподавательской работе в томском университете, более того, весной 1920 года утверждён доцентом по курсу рентгенологии. В 1921 году был переведён в число университетских профессоров (на основании декрета Совнаркома РСФСР). Кроме работы в ТГУ учёный был в числе специалистов-медиков, создававших Первый Сибирский Физиотерапевтический институт лечения бойцов и командиров РККА — ветеранов Гражданской войны. В 1934 году П.А. Ломовицкий не смотря на наличие с 1912 года учёной степени доктора медицины, был заново утверждён ВАК СССР в степени доктора медицинских наук. Павлин Ломовицкий скончался в Томске 10 июня 1941 года. Был похоронен с почестями от коллег и граждан города на «профессорской аллее».
В связи с тем, что Алексея Ломовицкого не утвердили, с января 1881 г. по декабрь 1882 г. священник села Алчедатского Федор Львович Сосунов был вынужден совмещать свою должность с вакантной должностью священника села Чумайского. Вероятно, должность священника в селе Чумай была мало привлекательна для священников Томской епархии. По состоянию на 1880 г., состав штата причта, как и ранее, состоял из священника и псаломщика. Своей пахотной земли при церкви не было, а сенокосная земля была отведена прихожанами с 1872 г. Дома у церковнослужителей по-прежнему были общественные, т.е. выделялись обществом крестьян. Размер жалованья священника немного вырос. На содержание церковнослужителей в 1880 г. было положено 180 руб. серебром в год на весь причт, и от прихожан священнику полагалась руга 350 пудов в год, а псаломщику 125 пудов. Церковным старостой с 1878 г. был крестьянин села Чумай Степан Абрамович Ачкасов. Просфоры для прихожан пекла вдова Ульяна Селивестровна Ачкасова, за что получала от общества 80 руб. серебром.
В декабре 1882 г. в приход села Чумайского был назначен новый священник Иоанн Григорьевич Григорьев (ок. 1834-до1898). До назначения в Чумай Иоанн Григорьев имел внушительный послужной список. Иван Григорьев был сыном дьякона, обучался в Симбирском духовном училище, после чего в 1851 г. принят в Томскую епархию и определен причетником. 27 июля 1852 г. Иоанн Григорьев становится пономарем в Градо-Томской Воскресенской церкви. 22 декабря 1854 г. переведен по прошению в село Кийское в Николаевскую церковь. В 1857 г. по прошению уволен из духовного в гражданское ведомство, а 3 сентября 1858 г. по прошению принят обратно в духовное звание и определен на дьяческое место к Введенской церкви на Павловские заводы. В 1861 г. был рукоположен в диаконы к Покровской церкви г. Барнаула, но оставлен на дьяческой вакансии при Введенской церкви. В 1862 г. Иоанн Григорьев перемещен к Воскресенской церкви в г. Томск на дьяческое место. 21 сентября 1862 г. Иоанн Григорьев переведен в Духосошественскую церковь в Томске для исправления дьяконской должности. 9 августа 1867 г. по прошению перемещен в село Тальменское Барнаульского округа к Михаило-Архангельской церкви дьяконом. 16 мая 1868 г. по резолюции епископа Алексия перемещен в село Карачинское Каинского округа к Михаило-Архангельской церкви. 15 сентября 1869 г. определен в село Нелюбинское к Михаило-Архангельской церкви дьяконом. 2 февраля 1872 г. рукоположен в священники и оставлен при той же церкви. Весной 1873 г. постановлением Томской духовной консистории и епископом Платоном определен в село Кожевниковское Томского округа к Покровской церкви настоятелем. 12 июля 1873 г. указом Томской духовной консистории подвергнут денежному взысканию (15 руб. сереб. в пользу бедных духовного звания) за неисправное ведение обыскной книги Нелюбинской Михаило-Архангельской церкви.
В Чумае Иоанн Григорьев проживал вместе с семьей. Жена священника Татьяна Васильевна Григорьева (1835-?). Сыновья Ивана Григорьева Николай и Ефимий в 1890 г. уже состояли в духовном звании. Сын Федор уволился из духовного звания и проживал отдельно. Средний сын Михаил, отбыв воинскую повинность проживал в доме отца. Сын Николай обучался в Красноярской учительской семинарии, а сын Вениамин - в Томской духовной семинарии. Сын Василий, по окончанию курса Красноярской учительской семинарии с 1889 г. состоял учителем в селе Еланском Енисейской губернии. Дочь Ивана Григорьева Екатерина в 1890 г. была вдовой дьякона заштатного города Колывани Семена Низяева.
Священник Иоанн Григорьев неоднократно избирался на различные общественные должности и отмечался епархиальным начальством. С образованием в Чумае сельской школы в 1883 г. священник Иоанн Григорьевич Григорьев стал первым в ней законоучителем. В 1888 г. Иоанн Григорьев утвержден в звании сотрудника Томского епархиального Попечительства о бедных духовного звания, с 1889 по 1892 гг. являлся кандидатом в депутаты на общеепархиальные и окружные училищные съезды от 10-го благочиния. В 1888 г. Иоанн Григорьев был награжден набедренником, в 1892 г. поощрен правом ношения скуфьи, а в 1897 г. правом ношения камилавки. Иоанн Григорьев был священником чумайской церкви до середины 1897 г. В конце 90-х гг. в жизни Иоанна Григорьева началась череда неприятностей. Так, по сведениям Томских губернских ведомостей, в феврале 1897 г. священника Иоанна Григорьева при следовании из Мариинского округа в Томск, на станции Тайга в поезде обокрали. Как сообщалось, во время сна у священника похитили 2 билета государственной ренты. После служения в Чумае, в июне 1898 г. Иоанн Григорьев по собственному прошению был определен в число братии в Томский архиерейский дом, но в октябре этого же года был исключен за штат «за нетрезвость и частые отлучки из архиерейского дома». Сын Иоанна Григорьева Вениамин стал известным священником Томской епархии. В начале 1900-х годов он состоял духовным следователем 9-го и 11-го благочиний, противораскольническим миссионером, членом Мариинского отделения епархиального училищного совета. Дети Вениамина Григорьева выбрали военное служение. Иннокентий Вениаминович Григорьев (род. 22.8.1897) обучался в Томской духовной семинарии, после революции поддержал большевиков, впоследствии стал членом компартии. Накануне войны Иннокентий Вениаминович Григорьев являлся военврачом 2-го ранга 27-й армии. В 40-гг. подвергся репрессиям, но остался жив. Алексей Вениаминович Григорьев прошел всю войну в должности командира минометной батареи.
В 1883 г. после Иннокентия Емельянова в Чумае некоторое время был причетником Александр Павлович Саввин, но в этом же году он перевелся в село Богородское Томского округа. С 30 июля 1883 г. причетником Вознесенской церкви в Чумае становится Александр Варфоломеевич Мальцев (ок.1866-ок.1900). Александр Варфоломеевич происходил из старинного священнического рода Тотемского уезда Вологодской губернии. Он родился в селе Верх-Кокша Тотемского уезда Вологодской губернии, в 70-е гг. поступил в Вологодскую духовную семинарию, но не окончив 1-го класса, в 1879 г. вместе с семьей отца переехал в Томскую губернию, куда его отец был сослан «за злоупотребления в церковном хозяйстве». В Томской губернии Александр Мальцев перешел в духовное звание и первой его должностью стала должность псаломщика в селе Чумайском. В Чумае Александр Мальцев проживал вместе с женой Анной Александровной. Александр Мальцев оставался в Чумае до 16 мая 1889 г., после чего был определен в село Пачинское на вакансию псаломщика, где он также совмещал должность учителя Пачинской церковной школы. После 1897 г. служил в Барнаульском уезде Томской губернии. В 1899-1900 гг. Александр Мальцев был псаломщиком в селе Зюзинском Каинского уезда.
Сестра Александра Мальцева Юлия Варфоломеевна Мальцева в 1884 г. была причисленной к числу сиротствующих Мариинского Никольского собора. Брат Александра Мальцева Иван Варфоломеевич в 1886 г. сдал экзамены духовного лица и поступил псаломщиком в село Верх-Чебулинское. В 1905 г. Иван Варфоломеевич Мальцев был рукоположен в священника. Потом он служил священником в с. Кожевниково, после революции остался в духовном звании. Известно, что в 1931 г. Иван Мальцев был священником в Нагорном Иштане. В последние годы в силу возраста переехал в Томск, работал сторожем. В 1937 г. Иван Мальцев был арестован и расстрелян.
Согласно сведений клировых ведомостей, положение священноцерковнослужителей в приходе Вознесенской Чумайской церкви незначительно изменилось. В приходе, кроме села Чумай и инородческой деревни Кураково появилась вновь образованная деревня Карачарово-Преображенская. Между тем состав причта также включал священника и псаломщика. Земли церкви не отводились. Дома у церковнослужителей были отведенные прихожанами деревянные на крестьянской земле с надворными удобствами ветхие, и ремонтировались за счет прихожан. На содержание причта из государственного казначейства полагалось жалованье священнику 140 руб. и псаломщику 40 руб. в год (всего 180 руб. на весь причт). Кроме этого, от прихожан полагалась хлебная руга священнику 350 пудов в год, псаломщику 125 пудов (всего 475). При этом, хлебная руга получалась из общественного магазина несвоевременно. Также, с 1882 г. на имя церкви имелся 3-х процентный вклад Сберегательной кассы Томского отделения государственного банка, что давало 6 рублей в год дохода. В приходе имелось сельское училище гражданского ведомства, которое содержалось за счет казны. Законоучителем в нем был местный священник, получающий жалованье 60 руб. в год, а учительница гражданского сословия получала 200 руб. серебром в год. Церковным старостой с 1890 г. был инородец Александр Федорович Буланаков, содержание которого обходилось 25 рублей серебром в год от прихожан.
С 16 мая 1889 г. взамен ушедшего Александра Мальцева на должность псаломщика в Чумай был назначен Владимир Тихонович Минералов (1860-?). Он происходил из потомственных церковнослужителей, был дьяческим сыном, получил домашнее образование. По вынутому им жребию в Кузнецком окружном по воинской повинности присутствию зачислен в ратники ополчения с 12 ноября 1880 г. После службы в армии, 20 декабря 1884 г. епископом Владимиром определен к исправлению должности псаломщика на 1 год для ознакомления с порядком богослужений к Пачинской Иоанно-Предтеченской церкви, а в мае 1889 г. по резолюции епископа Исаакия перемещен в Чумай. В Чумае проживал с женой Марией Николаевной. При Вознесенской Чумайской церкви Владимир Минералов служил до конца 1894 г. Дальнейшая его судьба не известна. Братья Владимира Минералова были в составе духовенства Томской губернии. Константин Тихонович Минералов служил псаломщиком в Томске. Виссарион Тихонович Минералов был заслуженным священником города Кузнецка. После окончания курса Томской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда в 1888 г., Виссарион Минералов был рукоположен во священника и назначен на штатное священническое место к Градокузнецкому собору. Виссарион Минералов состоял членом кузнецкого отделения томского епархиального училищного совета, духовником благочиния. Впоследствии, Виссарион Минералов был перемещен настоятелем градокузнецкой Одигитриевской церкви и председателем кузнецкого отделения томского епархиального училищного совета. 27 августа 1904 г. Виссарион Минералов перемещен настоятелем градокузнецкого Спасопреображенского собора с возложением обязанности благочинного № 14. Состоял законоучителем кузнецкого городского 3-классного училища. Возведен в сан протоирея 27 февраля 1905 г. В 1909 назначен благочинным для церквей г. Кузнецка. В Спасопреображенском соборе Виссарион Минералов прослужил до декабря 1919 г., став последним соборным благочинным. Виссарион Тихонович Минераллов, за благочестивое поведение и ревностное служение церкви награждался набедренником, камилавкою, в 1904 г. Святейшим Синодом награжден золотым крестом. Кроме этого, Виссарион Минералов награждался серебряной медалью в память царствования императора Александра I и Николая II, в память 25-летия существования церковно-приходских школ в империи на двойной Владимирской Александровской ленте. Награжден орденом Святой Анны III степени.
С июля 1895 г. в Вознесенской церкви чумайского прихода стал исправлять должность псаломщика Тимофей Мартышкин. Он служил в приходе до середины 1897 г. Судя по семинарской фамилии, Мартышкин происходил из семьи потомственных церковнослужителей. Биография Тимофея Мартышкина не известна.
В июне 1897 г. по прошению резолюцией епископа Макария к Вознесенской церкви села Чумайского был переведен священник Павел Исидорович Соловьев (1866-?). Он был сыном умершего священником села Колыванского Исидора Ивановича Соловьева (ок. 1820-03.03.1890). Исидор Иванович Соловьев был рукоположен в священники в 1848 г. За время служения неоднократно награждался, имел право ношения наперсного креста («золотой наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый»), ношения набедренника, ношения скуфьи, право ношения камилавки. Был награжден наперсным крестом в память войны 1853–1856 гг. Павел Исидорович Соловьев после исключения из первого класса Томской духовной семинарии «за малоуспешность», с 19 декабря 1883 г. определен на 1 год для изучения причетнических обязанностей к Иннокентьевской церкви села Плоского Томской епархии. 1 сентября 1884 г. Павел Соловьев утвержден в должности псаломщика, а 28 ноября 1885 г. переведен на такую же должность к Воскресенской церкви села Колыванского. 3 сентября 1886 г. переведен на такую же должность к Преображенской Змеиногорской церкви. Журнальным постановлением Барнаульского духовного училища 2 мая 1891 г. Павел Соловьев избран экономом в это же училище с возведением в сан дьякона к домовой училищной церкви. 7 июня 1891 г. рукоположен в диакона. 18 октября 1894 г. по резолюции епископа Макария определен на священническое место в село Константиновское Мариинского уезда. 10 февраля 1897 г. Павел Соловьев был оштрафован на 15 рублей в пользу бедных духовного звания за оскорблением действием («одному плюнул в лицо, другого рукой ударил»). 22 июня 1896 г. утвержден в звании сотрудника попечительства. 20 июня 1897 г. Павел Соловьев переведен к Вознесенской церкви села Чумайского. В Чумае Павел Соловьев проживал с женой Августой Акимовной (1871-?) и детьми: Евгений (1887-?), Анатолий (1890-?). Также у священника Павла Соловьева была приемная дочь, воспитанница Агриппина Павловна Соловьева. Сын Павла Соловьева Анатолий был участником 1-й мировой войны, находился в плену в Германии. Дальнейшая его судьба не известна. Сестра Павла Соловьева Клавдия Исидоровна в 1915 г. являлась слушательницей Сибирских высших женских курсов. Также, у Павла Соловьева был брат Исидор Исидорович Соловьев (ок.1860-08.02.1897), служивший псаломщиком в г. Семипалатинске, а затем в разных селах Алтая.
21 сентября в Чумай был определен исполнять должность псаломщика Сергей Никифорович Гришаков (ок.1864-15.04.1905). Сергей Гришаков происходил из крестьян села Чимеевского Курганского уезда Тобольской губернии. Переехал в Томскую губернию Сергей Гришаков с семьей в 90-е гг. ХIХ в. 9 сентября 1895 г. по резолюции епископа Макария он был допущен к исполнению обязанности псаломщика к Михаило-Архангельской церкви в селе Константиновском, а в сентябре 1897 г. перемещен в чумайский приход. У Сергея Гришакова и его жены Анны Сергеевны (ок.1867-?) были дети: Ипатий (1885-17/19.10.1937), Яков (1892-?), Степан (1894-?), Ольга (1898-?). В Чумае Сергей Гришаков имел собственное домообзаводство. Сергей Гришаков служил чумайским псаломщиком до своей смерти 15 апреля 1905 г. Сын Сергея Гришакова Ипатий Сергеевич закончил Томское духовное училище в 1901 г., работал учителем и псаломщиком. После смерти отца некоторое время проживал в Чумае. С 1917 по 1928 гг. жил на Дальнем Востоке. В 1928 г. был выслан в Томск. Всего за контрреволюционную деятельность Ипатий Гришаков арестовывался 6 раз. В 1931 г. Ипат Гришаков служил в с. Наумовка, в 1932-1935 гг. был настоятелем церкви в с. Зоркальцево. Последний раз был арестован в 1937 г. 17 или 19.10.1937 г. Ипат Гришаков был расстрелян.
Период служения Павла Соловьева в Чумае ознаменовался построением нового храма во имя Вознесения Христова. Еще при священнике Иоанне Григорьеве журнальным постановлением Томской духовной консистории, утвержденным Преосвященным 20 февраля 1895 г., прихожанам села Чумайского было разрешено построить на собственные средства церковь. В марте 1898 г. прихожане Вознесенской церкви села Чумайского (крестьяне Чумая, Карачарово-Преображенской и Кураково) составили общественный приговор епископу Макарию о сборе средств на строительство новой церкви, и уполномочили для этих целей церковного старосту Якова Петровича Пересыпкина. Однако, Яков Пересыпкин в июне 1895 г. посчитал эту обязанность для себя обременительной и общество решило наделить полномочиями сбора средств крестьян Лазаря Федоровича Лазарева и Василия Петровича Пересыпкина. 16 июня 1896 г. руководителем строительства церкви крестьянским обществом был избран крестьянин Борис Абрамович Гуляев. Все кандидатуры благочинным были удовлетворены.
К началу ХХ века состояние чумайской церкви было удручающее. Согласно клировым ведомостям за 1900 год здание церкви признавалось ветхим «до того что слышится сильный треск в потолке», а колокольня «покривилась». Священник Иоанн Григорьев поддерживал прошение чумайцев о постройке церкви и сообщал благочинному Федору Сосунову, что крестьяне уклоняются от посещения церкви в холодное время. Дома церковнослужителей, предоставляемые прихожанами, также считались ветхими. Дом священника для проживания был не годен, сам Иоанн Григорьев проживал на частной квартире. Церковным старостой в 1899 г. был избран Даниил Васильевич Вагаев.
Строительство церкви из-за недостатка средств постоянно затягивалось. 27 января 1898 г. новый священник Павел Соловьев передал приговор прихожан епископу Макарию, в котором они подтвердили выбор плана будущей церкви и просили расчитать средства на постройку храма и домов для церковнослужителей. В мае 1899 г. и.д. благочинного 11-го благочиния священник Степан Мраморнов освятил закладку нового храма. Только в мае 1899 г. началось строительство церкви. В сентябре 1899 г. отец Павел Соловьев доносил благочинному, что храм уже построен, а кладка печей и оконные рамы остаются до весны ввиду недостаточности средств прихожан. Летом 1901 г. в новой чумайской церкови еще не был закончен иконостас. В октябре 1902 г. приходским сходом были избраны сборщики средств на иконостас Иосиф Кузьмич Артамонов и Георгий Лякьянович Чернышев. Приговор был подан на утверждение епископу Макарию, при этом говорилось, что прихожане не могут достроить храм из-за неурожая хлеба и трав. Тогда же вместо умершего Бориса Гуляева попечителем по постройке церкви избрали Ивана Григорьевича Бурлаченко. 16 ноября 1903 г. иконостас и колокола на церковь были готовы к установке, а 16 января 1904 г. новопостроенный храм был освящен. При освящении церкви присутствовали священники Усть-Колбинской церкви Алексей Коронатов, села Усть-Сертинского Иоанн Трусов, села Алчедатского Илья Двинянинов, села Константиновского Николай Спасский, села Верхне-Чебулинского Михаил Благонадеждин.
После смерти псаломщика Сергея Гришакова, священник Павел Соловьев осуществлял службы до середины 1906 г. без причта. В июне 1906 г. в Чумай на должность псаломщика был определен Павел Васильевич Никольский (1882-?). Павел Никольский был сыном почетного гражданина, окончил курс Тисульской сельской школы, где с 1897 по 1902 гг. состоял учителем церковной грамоты. 8 октября 1902 г. П.В. Никольский был назначен псаломщиком (по-видимому в Тисуле). В 1904-1905 гг. П.В. Никольский «был в рядах действующей против японцев русской армии в качестве нижнего воинского чина». После демобилизации из армии в июне 1906 г. П.В. Никольский был назначен псаломщиком в Чумай. 11 июня 1907 г. Павел Никольский женился на крестьянской дочери села Чумайского Прасковье Григорьевне Ачкасовой (17.10.1890-09.03.1968). В 1910 г. П.В. Никольский был посвящен в стихарь. В 1913 г. Павел Васильевич Никольский был рукоположен «во диакона», но продолжал исполнять обязанности псаломщика. В 1914 г. Павел Никольский переезжает из Чумая в Тисуль, где становится священником. В советское время Павел Никольский подвергся репрессиям. 17 июля 1922 г. во время кампании по изъятию церковных ценностей он был арестован по «Делу томских церковников». Павел Никольский вместе с другими священниками был приговорен к расстрелу, но потом приговор ему был заменен на условный.
В июле 1915 г. в Чумай псаломщиком был определен Иван Петрович Никольский. В 1916 г. он был мобилизован в действующую армию. Когда Иван Никольский был на войне, в конце 1916 г. умерла его жена Федосья Константиновна (1888-21.12.1916). После прибытия с фронта, Иван Петрович Никольский снова приступил к обязанностям псаломщика. В период служения Павла Соловьева и Ивана Никольского в Чумае в октябре 1918 г. произошло Чумайское восстание. Во время Чумайского восстания Павел Соловьев поддерживал власть Временного сибирского правительства. Известно, что он пытался отговаривать крестьян от вооруженного выступления. Ходили слухи, что крестьяне в ходе восстания расправились над Павлом Соловьевым, но это было не так. Священник Павел Соловьев вместе псаломщиком Иваном Никольским служили в Чумае до середины 1919 г., после чего выехали и дальнейшая их судьба не известна.
В мае 1919 г. в Чумае священником был Дмитрий Иванович Смолянников, происходивший из семьи церковнослужителей. В январе 1922 г. в Чумае был священником Илья Васильевич Красносельский. Последним псаломщиком чумайской церкви был дьякон Михаил Никитич Гребенщиков (1905 г.р.-09.08.1975). Он был женат на Марии Григорьевне Ачкасовой (15.08.1906-23.06.1996), которая была родной сестрой жены псаломщика Павла Никольского. В 1925 г. Михаил Гребенщиков еще фигурирует в документах как псаломщик, а в 1927 г. он также подвергся репрессиям, был лишен избирательных прав.
Таким образом, священники Павел Соловьев и Иоанн Григорьев в Чумае служили самое длительное время. Павел Соловьев был чумайским приходским священником в течении 22 лет, а Иоанн Григорьев 15 лет.
©Кузьмин О.Ю., 2022.
Данная статья является объектом авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование без указания ссылки на автора и источник.
«Копирование без указания источника запрещено», «All Rights Reserved», «Все права защищены».