Найти тему
Открываю Крым

Туркменские байки. Ашхабад и приключения в Фирюзе

Оглавление

И вновь воспоминания от Лены Черновой, за что я ей очень благодарна.

Заметки Лены Черновой про ноябрь 1982

"Уже в начале ноября мы с Татьяной повезли наш гербарий в Институт пустынь при АН Туркменской ССР. Володя тоже поехал в Ашхабад по своим делам. Ему неожиданно повезло. В это время Сюнт-Хасардакский заповедник заказал вертолет для учета джейранов и поиска гепардов. Володя напросился к ним и целую неделю летал с ними и сотрудниками ВНИИ  Природы. Жили мы в Берзенги у научных сотрудников  Копетдагского заповедника. Каждый день ездили в Ашхабад в институт. Работать там было чрезвычайно интересно. Мы могли смотреть  гербарные образцы, собранные за десятилетия разными учеными, общаться с сотрудниками гербария, помогавшим нам при любых затруднениях. 

Это было таким настоящим прикосновением к настоящей науке. Огромные стеллажи с гербарными листами, растения  пришиты пожелтевшими нитками…Наш район практически не был представлен, и мы просматривали лист за листом, высматривая знакомые растения. Особенно нас интересовали злаки, которые нам, неопытным, определять было чрезвычайно трудно. Да и региональными определителями мы тогда не располагали. Кажется, был Маевский)).  Наш флористический список  рос не по дням, а по часам в буквальном смысле.))

В какой-то день мы освободились пораньше и пройдя по магазинам, оказались около автовокзала.  И вдруг Таня предлагает: «Давай съездим в Фирюзу!». А Фирюза -  это жемчужина Туркмении, климатический курорт, древнее поселение на самой границе с Ираном в ущелье Копетдагских гор. От Ашхабада всего около 30 км на юго-запад. В наше время там располагались санатории, пионерские лагеря, турбазы и конечно резиденция  первого секретаря ЦК Компартии Туркмении Гапурова. Ходили такие курьезные  сведения, будто приезжал Хрущев и местные, желая его ублажить, повезли в Фирюзу отдохнуть. Он был в восторге и … снял районный коэффициент за пустынность.  (Но все это я узнала гораздо позже.) Купили билеты не долго думая. В автобусе нам достались самые последние места. Конечно, мы не могли оторвать глаз от окна. И, когда на очередной остановке зашли пограничники, мы тоже уставились в окно, что бы нас не проверяли.  И  пограничники, наверное солдаты-срочники, как то неуверенно поглядев в нашу сторону, ничего с нас не спросили.

Дорога в Фирюзу. Фото из сети
Дорога в Фирюзу. Фото из сети

Приехали, вышли из автобуса, - и не знаем куда идти. Кругом сады, заборы, домики летние, все закрыто: не сезон ведь. Справа начинались горы. Мы поднялись достаточно высоко, что видно было границу с Ираном. Было удивительно, что горы были голые, щебнисто-каменистые, лишенные  всякой растительности, отчасти, в силу времени года. Мы, сознательные советские девушки  решили не углубляться, не приближаться к границе, спустились  и поняли, что неплохо бы узнать, как нам ехать в обратную сторону. Дело было к вечеру, день не был солнечным, да к тому же ущелье с таким  высокими стенами тоже сокращало светлое время суток. Но спросить некого – видимо все, у кого был дом, сидели дома, и только мы искали тут приключений. Идти искать кого-то не рискнули и пошли по ущелью обратно пешком.

Ущелье Фирюзы. Фото из сети
Ущелье Фирюзы. Фото из сети

Ущелье было очень живописное, по дну вдоль дороги бежала речушка. Мы рассматривали все растения, что встречали, один раз даже нашли цветущее маленькое растеньице из сложноцветных. Все вызывало такой интерес! Но сумерки уверенно наступали. 

Мимо нас проехали  велосипедисты-спортсмены, потом видели тренирующихся скалолазов. Но  почему-то было боязно контактировать с кем-либо. От велосипедистов мы даже спрятались. Учитывая определенный интерес к нам местного мужского населения, мы подумали, что приключений и так достаточно. И когда мы уже в полной темноте шли по дороге, нас нагнал  рейсовый автобус. Он сам остановился, мы даже не голосовали. Мы с радостью вскочили в открытые нам двери и поехали в Ашхабад . Успели и на предпоследний автобус в Берзенги. В автобусе пограничники у нас все таки проверили паспорта и командировочные.

Кажется, что  совершенно пустячное событие, но если  учесть все детали, то есть чему удивиться. Одно то, что поездка была совершенно спонтанной, толком не зная куда, в приграничный район, на ночь глядя, в таком составе… Не узнав, есть ли обратный рейс.. Может еще поэтому и запомнилась)). Сейчас я бы сто раз подумала, прежде, чем согласиться на такую поездку."

Дополнение от Тани Ивановой

"Не помню, каким транспортом мы выбирались из Ашхабада в район Фирюзы, но горы над ущельем помню отчетливо: безлесные довольно покатые вершины желто-оранжевого цвета. Удивило отсутствие растительности на достаточно небольших высотах. Мы привыкли к ее обилию на склонах и вершинах Уральских гор. Но палящее солнце, ветра и отсутствие влаги обнажили породы. Тем более, что мы были уже в ноябре, и ожидать массового цветения было смешно.

Со склонов горы в обратную дорогу шли вдоль ущелья, по дну которого текла речка, прикрытая от солнца незнакомыми нам деревьями и кустарниками. Полное погружение в неизвестность всегда вызывает ощущение перехода в режим " фильма". Кадры бегут, а в твоей голове нет привязок к обыденному.

Речушка в Фирюзе. Фото из сети
Речушка в Фирюзе. Фото из сети

Уже совсем поздно мы вернулись в квартиру сотрудницы заповедника, у которой заночевали. Ночь тоже была необычная - нас кусали невидимые сущности. В "поле", в вагончике, мы спали под марлевыми балдахинами, защищаясь от мелких жучков типа короедов, но их было видно. А здесь - никого нет, но укусы есть. Утром печальная хозяйка объяснила, что кусают блохи, массово живущие в подвале дома. И что ей надо ехать домой (она тоже приезжая) и лечить чесотку, т.к. здесь это сделать невозможно... Вид ноги с подкожными ходами "гадов" ускорил наш отъезд и расставание стало менее печальным (человек-то очень интересный, можно было многое узнать)."

Хозяйку квартиры в Берзенгах, где жили девчата, звали Таня Казакова. Она приехала работать в Копетдагский заповедник из Ленинграда.