Привет, я очень большой фанат автомобилей и киберпанка как жанра научной фантастики. Этот блог я планировал написать больше года назад, но отложил на потом, и в итоге забыл. Тема, конечно, потеряла актуальность почти два года назад, но моя цель не набрать много плюсов и получить косарь (хотя было бы неплохо), а развить навык написания блогов.
Ремарка — я начну с достаточно длинного предисловия, в котором рассуждаю, какие задачи у вымышленного автодизайна, и какие есть способы его создать. Если для вас это не так важно — листайте вниз.
А зачем в Киберпанке, собственно, нужен автомобильный дизайн, какая у него функция? Не все, но многие понимают, что автодизайн это не просто инструмент для маркетинга, а еще и искусство. И что важно для нашей темы, он отражает культуру конкретной эпохи и места. Имея представление о разных направлениях дизайна авто, можно определять страну и время выпуска машины, не зная ее марку и модель. И Найт Сити 2077 года — это вполне конкретное место и эпоха, поэтому важно, чтобы дизайн машин там был аутентичным, гармонизировал с визуалом всего остального, и создавал уникальный и узнаваемый образ.
Как работает вымышленный автодизайн в других играх? По своему игровому опыту скажу, что разработчики идут двумя путями — либо основываются на дизайне реальных машин, либо придумывают что-то свое.
Самый яркий пример первого случая — серия GTA. Мир этих игр — пародия на реальный мир, поэтому машины там — пародии на реальные. Разработчики пошли самым простым путем — взяли существующие автомобили и поменяли им несколько деталей. Иногда там сильно отличаются пропорции и есть элементы от разных машин, хотя референсы все еще очевидны (Pegassi Infernus, представляющий собой перекроенный Lamborghini Murcielago с задней частью а-ля Zonda). Иногда изменения — всего лишь один элемент от другой машины (Weeny Issi — Mini Cooper с фарами от Porsche 911)
Как по мне — это очень ленивый подход, который не представляет собой художественной ценности, потому что это на 90% плагиат чужих идей, а оставшиеся 10% нужны, чтобы автопроизводители не засудили. Еще и выглядит так себе. Не люблю такое.
Второй вариант — собственные идеи, когда если и есть реальный прототип, он неочевиден. Такое часто бывает в научной фантастике, например в Deus Ex. И проблема местного автодизайна уже не в оригинальности, а в том, что он невзрачный. Он выполняет необходимый минимум, машины выглядят как машины из 2029, но не пытаются быть чем-то большим, чем просто декорациями. Аутентично, но красивым или стильным я бы это не назвал.
Так каков же дизайн автомобилей в Cyberpunk 2077? И тут мы наконец доходим до Киберпанка 2077. Дизайн машин здесь как раз создан вторым способом, художник Paweł Breshke-Czyżewski разработал собственные дизайны, где разгулялся по полной. Приступим, наконец, к анализу.
По беглому взгляду уже можно увидеть общие элементы: по большей части там грубые формы и острые углы. И в целом дизайн — один большой референс к машинам 1970-1980-х годов. Потому что, открою Америку, внушительная часть Киберпанка 2077 — ретрофутуризм, хотя бы потому что он создан на основе настольной РПГ из конца 80-х. Многие машины откровенно уродливые, асимметричные и выглядят как кирпичи. Но это не мешает им быть максимально стильными, это отличная демонстрация сурового, безвкусного, но поражающего своей крутостью промышленного дизайна 2077 года.
Согласно промо-материалам, в Найт Сити существует 4 стиля: Энтропизм, Китч, Неомилитаризм и Неокитч. Дизайны машин этих стилей выполняют разные задачи.
Есть ли прототипы у машин из Киберпанка? Я решил сконцентрироваться только на Китче, потому что он больше остальных напоминает реальные машины, и там хотя бы иногда можно подобрать прототип из нашего мира. Начнем с самой яркой тачки, которая захватила все моё внимание еще в 2018.
Quadra Turbo R — суперкар дикого вида, без заднего бампера, с абсурдно большими задними колёсами, открытыми передними в версии 740, и торчащими сзади турбинами в версии V-Tech. Думаю, не стоит объяснять, что в нашей реальности нет и отдаленно похожего автомобиля. Но по-моему, тут проглядывается два референса, De Tomaso Pantera (1971) и Ferrari Testarossa (1984). У первой позаимствован общий «вайб» мускулистого спорткара (я понимаю насколько это субъективная и не конкретизированная характеристика, но я не знаю как лучше выразить эту мысль), клиновидный силуэт (хотя у Квадры он очень сильно гипертрофирован) и форма боковых стекол, у второй — идея задних фонарей, которые визуально объединены в блок полосок (хотя на Феррари они вообще по-другому светятся), скос на двери и воздухозаборники по бокам. Но это все очень условные референсы на грани конспирологии, потому что, повторюсь, это собственный концепт художника по транспорту.
Следующий автомобиль по показателю экстравагантности — Quadra Type-66. Настоящий американский маслкар. И знаете, я даже не берусь предположить, на чём основывается этот дизайн. Он выглядит как собирательный образ американских маслкаров конца 60-х, к которому прибавили собирательный образ современных маслкаров и натянули на вычурно-гипертрофированный образ машин Киберпанка 2077. Есть некие сходства с Ford Mustang 1969 — общий «вайб», кузов фастбек (плоскость заднего стекла переходит в багажник). А Dodge Challenger 2008 просто похож по силуэту. В защиту Мустанга — именно из него собрали промо-машину в стиле Type-66 для Rockstar Energy. Но не сказал бы, что вышло похоже.
Дальше — Mizutani Shion. Строгий, но броский японский спорткар. Своей стремительной формой он мне больше всего напоминает Toyota Supra A70 1986, других референсов не разглядел.
Archer Quartz выглядит как Toyota MR2 W10 1984. Кварц тоже лёгкий дешёвый среднемоторный спорткар, правда китайский, а не японский. Но сходство налицо, как мне кажется.
Ну, думаю, этих примеров будет достаточно, чтобы доказать, что автопарк по большей части отсылает к 80-м или раньше. Если не согласны с моими предположениями, или можете добавить, не стесняйтесь писать в комментариях.
Теперь пройдусь по особенностям, которые свойственны дизайну авто в целом.
- Множество элементов не в цвет кузова, многоцветная окраска, заводские винилы (в нашей реальности такое закончилось в 90-х и большая часть машин имеет единственный цвет).
- На кузовах расклеены маркировки неизвестного назначения (они встречаются не только на машинах, а вообще повсюду, такой вот атрибут вселенной).
- На некоторых тачках есть конструктивные решения, которые в нашей реальности встречаются только в безумных тюнерских проектах (торчащий турбонаддув, расширители арок, открытые колёса, турбофаны на дисках).
- Салоны это вообще сказка: они утыканы светящимися экранчиками и индикаторами, отображающими состояние машины и какие-то параметры, а руль круглой формы — действительно редкое явление в этой вселенной.
- Фары светодиодные и без отражателей, поэтому очень узкие, занимают мало места. Если у реальных машин некоторые люди могут увидеть «взгляд» фар, то тут такого нет.
- Зеркала заменены на камеры, вместо стекол бывают непрозрачные с внешней стороны панели.
- Иногда встречается асимметричный дизайн, в основном в Энтропизме и Неомилитаризме.
Отдельного упоминания заслуживают машины кочевников: это глубоко модифицированные монстры, которые созданы для бездорожья, опасной езды, пылевых бурь и перестрелок. Форсированные двигатели, зубастые шины, высокая подвеска, броня и яркие наклейки. Это тюнинг, а не автодизайн, но показать их стоит.
Какой будет вывод? За дизайном всего визуала Cyberpunk 2077 стоит титаническая работа художников. Я нигде не видел настолько подробно проработанный автопарк. Paweł Breshke-Czyżewski (я не знаю как это читается) сделал концепты автомобилей целой вселенной, разных брендов, классов и ценовых категорий, и каждая тачка там выглядит настолько стильно, насколько это возможно. Дизайны ниоткуда не срисованы и совершенно не похожи на нашу реальность. Как по мне — грандиозная работа. Кстати, я искал примеры крутого дизайна машин в киберпанковых произведениях, но единственное интересное что нашел это «Призрак в доспехах» 2017, где, кстати, тоже референсы к 80-м. Если знаете ещё примеры, расскажите в комментариях.
Спасибо за прочтение.
Автор: Purpl3
Оригинал: Разбор дизайна автомобилей в Cyberpunk 2077