Мы продолжаем говорить о том, какой вклад внесли в развитие сербской культуры русские белые эмигранты 100 лет назад. Героем первого выпуска рубрики стал Григорий Самойлов, а сегодня мы узнаем о Нине Кирсановой. Стоило мне однажды наткнуться на её биографию, тут же стало ясно - о ней нужно снимать фильм. Но пока мы ждем подходящего режиссера, ничто не мешает узнать, какой была эта великая женщина.
Если вы хоть раз бродили улицами Дорчола, возможно даже возвращались домой, выпив горячий какао в лавочке "Валентина и Каранфил", наверняка обращали внимание на розовый дом, что стоит прямо на углу улиц Rige od Fere и Gospodar Jevremova. Именно здесь в 1946 году жила Нина Кирсанова, и здесь же она открыла свою балетную студию.
Нина Кирсанова родилась в 1898 году в Москве в семье Василия и Зинаиды Венер. Семья была актерской - дед по линии отца, Вильгельм Венер, играл в Большом театре, как и бабушка по матери — Елизавета Медведева. Нина страстно мечтала стать балериной, но отец был категорически против. В 12 лет от отчаяния Нина чуть не наложила на себя руки, так что отцу пришлось смириться и дать добро на всё подряд, включая занятия балетом. Надо сказать, что решение наверняка далось отцу непросто, и принял он его исключительно из любви к дочери и страха за её жизнь. Становиться балериной в 12 лет означало оказаться в центре внимания и ловить десятки скептических взглядов.
Так Нина впервые добилась своего, пусть и весьма радикальными методами. Она начала заниматься в частной балетной школе, параллельно училась в гимназии св. Петра и Павла, а позже - в Московском театральном училище, где проучилась два года. Студии завершились в 1919 году. Карьера Нины Кирсановой началась в московских театрах - Малом государственном и Театре музыкальной драмы. Во время революционного голода Нина уезжает в Воронеж, где дебютирует в главных партиях балетов «Лебединое озеро», «Жизель» и «Коппелия», а после возвращается в Москву, и начинает работать в Театре музыкальной драмы.
В конце 1919 года Нина Кирсанова вышла замуж за оперного солиста Большого театра, вместе с которым они в 1921 году сбежали в Польшу. Нина играла в Варшаве и Кракове. Во Львове её партнером стал Александр Фортунато. Когда Кирсанова поехала в Бухарест, её заметили скауты Национального театра в Белграде. Ещё в дореволюционной Москве, на представлении, которым завершался каждый учебный год в балетной школе, Нина танцевала сербское коло. Возможно, именно поэтому она так легко согласилась на предложение композитора Петара Коневича, восприняв его как знак судьбы. 7 ноября 1923 года, во время первого выступления в белградском Манеже, началась новая история Нины Кирсановой. В том числе - её история любви с этим городом.
Жизнь в Белграде - глава I
Успех постановок был настолько очевидным, что уже 24 февраля 1924 года был подписан полноценный контракт, и Нина стала прима-балериной белградского Национального театра. Её партнер Фортунато стал директором-режиссером и первым танцовщиком.
На протяжении трёх лет Нина Кирсанова танцевала в театре главные партии в «Лебедином озере» и «Жизели», а потом не продлив контракта уехала в центр балетного искусства в Париж. Разумеется, Нина думала о карьере. В Белграде она добилась высот, но ей хотелось стать настоящей мировой звездой - она боялась остаться незамеченной, и ухватилась за свой шанс.
Кирсанова продолжала давать концерты со своим партнером, дополнительно брала уроки у великой балерины Любови Егоровой, и в конце концов подписала контракт с Русской оперой. Весь 1926-1927 год Нина разъезжала с ней по Южной Америке, выступала в театре Буэнос-Айреса, а после объездила все континенты в качестве прима-балерины труппы Анны Павловой. Это были тяжелые дни - артисты выступали по 2-3 раза в день, не считая ночных репетиций. Но Нина Кирсанова стала настоящей звездой, перед которой были открыты двери любых театров - снова всё случилось именно так, как Нина того и хотела.
Жизнь в Белграде - глава II
Вместе с желанной славой и звездным статусом Нина триумфально вернулась в любимый Белград. В Национальном театре её полномочия расширились - теперь она была ещё и шефом балета, режиссёром и хореографом. Всего за 3 года в Белграде ей удалось поставить 28 хореографий: «Жизель», «Тайна пирамиды», «Охридская легенда», «Петрушка», «Осенняя поэма». Она станцевала 18 главных партий в балетах и 11 балетных соло в операх - впечатляющая продуктивность и энергичность, которой обладала эта женщина, не позволяла ей останаваливаться.
Однако, был и ещё один важный нюанс, который серьёзно повлиял на всю будущую карьеру Кирсановой в Белграде и на то, почему она так часто уезжала из города, соглашаясь на временные контракты в других странах по всему миру. Уже будучи руководителем балетной труппы, Нина пришла к директору Национального театра Милану Предичу, чтобы попросить его о повышении зарплаты балеринам - высокими их назвать было тяжело. Предич никогда не был поклонником балета, и в отношении Нины часто вёл себя крайне невежливо, постоянно напоминая ей о том, что она не звезда, а лишь актриса, необходимая театру в коммерческих целях. По воспоминаниям, в ответ на просьбу Кирсановой Предич раздраженно ответил: «Знаете что, если ваши женщины хотят заработать несколько динаров больше, пусть прогуляются вечером рядом с отелем «Москва» или казино!» Нина вспылила и швырнула на пол чернильницу со стола администратора: «Я возглавляю балет, а не публичный дом!» - гневно бросила она в лицо Предичу и хлопнула дверью.
Из Европы продолжали приходить предложения, и Нина разумно посчитала, что от них не нужно отказываться - заодно несколько месяцев не нужно будет смотреть на ненавистного Предича. Кирсанова стала шефом балета, хореографом и примой-балериной в Opera de Monte Carlo. Затем последовали гастроли в Англии, Шотландии и Испании, в следующем сезоне она стала прима-балериной и хореографом в Каунасе, Литва. А на следующий год - Франция, Голландия, Италия.
Многие после такой насыщенной европейской карьеры не вернулись бы на Балканы, но только не Нина, которую продолжало тянуть в Белград. Начало Второй мировой войны она встретила в Париже, но тут же вернулась в город, который любила и считала своим домом. Да и Белград, словно верный муж, никуда не делся и продолжал ждать свою звезду. Кирсанова поселилась на улице Риге од Фере, где и открыла свою балетную студию.
Жизнь в Белграде - глава III
Наступили очень тяжелые времена, и руководить балетом в те дни было крайне сложно. Но Нине удалось совершить подвиг и сохранить балетную труппу Национального театра. Само здание серьезно пострадало в ходе бомбардировок 6 апреля 1941 года, поэтому выступления продолжались на сцене Манежа. Спектакли, разумеется, уже не были такими роскошными, но они позволяли артистам держать в себя в форме - как физически, так и ментально.
Новый контракт с Национальным театром Кирсанова подписала в 1942 году. С 15 по 17 апреля 1944 прошли бомбардировки Белграда союзными войсками. Город лежал в руинах, а население Белграда всего за несколько дней уменьшилось вдвое. Что сделала Нина, которой удалось выжить? Мама Нины была доктором, поэтому она не понаслышке знала о медицине. Кирсанова стала медсестрой - на протяжении 8 месяцев она перевязывала раненых и ассистировала хирургам во время операций.
Жизнь в послевоенном Белграде
Освобождение Белграда поставило перед Кирсановой новые задачи. Появление в стране Красной Армии напугало многих белых эмигрантов, и часть из них, включая артистов, покинули Сербию. Но не Нина Кирсанова.
Она демобилизовалась в 1946 году и вернулась в Национальный театр, основав при нём студию балета. Студия быстро обрела статус Государственной школы балета - таким образом Кирсанова стояла у истоков развития балетного образования в Сербии. У Нины Васильевны было 22 ученика, среди которых и будущие звёзды белградской сцены.
Свой последний контракт Кирсанова также подписала в 1946-м году, а закончился он в 1950-м. Последним спектаклем Нины Васильевны стал «Лебединое озеро». В вечер премьеры Кирсанова отметила 35-летие своей карьеры, и в последний раз появилась на сцене как прима-балерина.
Новая жизнь
Если вы думаете, что Нина Кирсанова после окончания карьеры спокойно вышла на пенсию и засела в своей дорчольской квартире, вы глубоко заблуждаетесь.
Ещё во время своих европейских поездок она открыла в себе страсть к археологии. Как мы помним, рабочий график всегда был очень напряженным, но как только появлялась возможность, Кирсанова тут же бежала в местные музеи в любом городе, и часами бродили по залам, посвященным древней истории, особенно её интересовал Египет.
В 1961 году Нина Васильевна поступила на философский факультет Белградского университета, на отделение археологии. Студентке на тот момент было 63 года. Она поехала в египетский Луксор и итальянские Сиракузы, чтобы лично участвовать в раскопках. В музее Таормини на Сицилии и сейчас хранятся найденные ею во время раскопок женские статуэтки - Нина Васильевна считала, что это балерины.
Археолог, актриса, дизайнер и гражданка Сербии
Но разве достаточно такой яркой женщине всего двух успешных карьер? Разумеется, нет. Она переехала на Чубуру, и жила в скромной квартире с небольшой кухней и ванной комнатой, которую сама спроектировала и полностью воплотила в жизнь свою идею. Её любимым соседом был серый кот Василий, которого сама Кирсанова называла "Кисонька". Кот в ответ обожал Нину Васильевну, признавая только её, и никого больше. И вот, в один прекрасный день в её дом постучал режиссер Срджан Каранович, предложивший ей сняться в кино. Он искал уникальную актрису на роль бабушке, и был уверен, что никто не подходит лучше Нины Васильевны. Конечно, Кирсанова не ожидала такого предложения, но, к счастью, решила не отказываться, и дебютировала в кино на 85-м году жизни. Фильм "Нешто између" вошел в золотой фонд национальной кинотеки, а три года назад был отреставрирован и оцифрован - премьера заново состоялась 5 декабря 2019 года в Югословенской кинотеке в Белграде.
В гости к Кирсановой приезжал историк моды Александр Васильев, преклоняющийся перед ней и её невероятной биографией. Его воспоминания о той встрече и много интересных подробностей из своего детства, которыми поделилась Нина Васильевна, можно прочесть здесь.
В августе 1984 года Нина Васильевна дала своё последнее интервью. В нём она говорила, что так и не посмотрела фильм, в котором снималась, и переживала, что не видела советский сериал "Анна Павлова". Переживала, что из-за проблем со здоровьем (за два года до этого она, возвращаясь из Любляны, поскользнулась на ступенях белградского железнодорожного вокзала и сильно повредила ногу) больше не могла показывать пируэты новым ученикам в Национальном театре или балетной школе Луи Давичо.
Нина Кирсанова прожила в Белграде больше 50 лет. Она очень любила свой город, приняла сербское гражданство и умерла здесь же, 3 февраля 1989 года, в возрасте 91 года - совсем немного времени не хватило ей, чтобы дописать докторскую диссертацию по археологии.
Нина Васильевна была похоронена на Новом гробле, на Аллее великанов - заслуженных граждан Сербии. Именем Нины Кирсановой названа одна из улиц в районе Звездара.