В октябре 1903 года на Невском проспекте глава торгового товарищества «Братья Елисеевы» Григорий Елисеев открыл торжественно, c выносом Казанской иконы Богоматери и песнопениями, самый роскошный петербургский магазин — Елисеевский. Внутри, кроме торгового зала, помещались банк и театральный зал. Фасад украшали аллегории «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука». Скульптуры Амандуса Адамсона были призваны символизировать мощь столицы. Мальчика с резцом и молотом скульптор поместил в ногах женской фигуры, вероятно, богини Ираиды, c палитрой в руках. Мальчик трудится над изготовлением маски — горгоны Медузы, самого популярного персонажа, украшавшего фасады Петербурга. Адамсон скромно указывает на вклад ваятелей в образ города эпохи серебряного века, когда здания соперничали меж собой, как красавицы нарядами.
Для придания живописности архитекторы не скупились на декоративные элементы и лепнину причудливых форм. Доходные дома на Петроградской стороне, Васильевском острове, в районе Лиговского проспекта украшали сирины, гамаюны, алконосы, декадентские девы, герои эпоса, чудища, фигуры в египетских и античных одеждах. Двадцатый век начинался карнавальным кружением масок. «Тихо шепчет маска маске», — пишет Александр Блок.
Маска на фасаде — маскарон (от фр. mascaron, итал. mascherone — большая маска). В древности у греков маски защищали постройки от недругов, в Петербурге маскароны обозначали статус, подавали тайные знаки. Маскароны разевали пасти и корчили рожи в эпоху барокко, кокетничали во времена классицизма. На Зимнем дворце — львы с человеческими головами, на Адмиралтействе — торжественные ярусы тритонов, нереид, Посейдона и его супруги Амфитриты.
Императрица Екатерина II разговаривала с масками, поднимаясь по лестнице Камероновой галереи. На дворце Строгановых в барельефных портретах находят сходство с владельцем. Во второй половине ХIХ века к барочным львам и медузам добавились Гермесы в крылатых шлемах, трехликие Янусы, Зевсы и Геры в диадемах, Деметры в венцах из колосьев, Паны с козлиными рогами, в виноградных гроздьях — Дионисы, в короне, напоминающей зубчатую городскую стену, — Фортуны.
В 1901 году первую постройку в стиле модерн на Невском проспекте возводит архитектор Леонтий Бенуа. Здание Московского купеческого банка с огромными окнами-витринами и трехгранными стеклянными эркерами венчает керамический фриз c милыми женскими и мужскими головками, прибывший из Парижа. Львов отливали петербургские мастера-штукатуры из артели Чахотина.
Дом Первого Российского страхового общества на Петроградской стороне проектировали братья Леонтий и Альберт Бенуа, их кузен Юлий Юльевич Бенуа и Александр Иванович Гунст. Планировку выполнял Алексей Бубырь. Здание известно как «дом трех Бенуа». Модный жилой комплекс на 250 благоустроенных квартир занимает квартал и включает двор-курдонёр, сад с фонтаном, десяток встроенных гаражей. Строгий фасад облицован «горшечным камнем», талькохлоритом, доставленным из Швеции. Дом украшают гирлянды, рыбы, панели с путти. На одном из ризалитов установлены скульптуры — Меркурий с крылышками и Диана в сандалиях. Над окнами первого этажа гримасничают мужские и женские маски.
Архитектор Владимир Щуко — автор проекта дома инженера Маркова на Каменноостровском проспекте. На проспект выходят асимметричные ризалиты с арочными проемами, фасад облицован гранитом. Вдоль ионических пилястр орнамент, в медальонах римские юноши. На правом ризалите ухмыляется фонтан с маскароном. Соседнее здание, с мощными коринфскими колоннами, строил тоже Щуко, и тоже для Маркова. Эркеры и балконы украшают медальоны с русалками, маски с усачами и пылкими юношами.
Доходный дом Розенштейна с башнями, как у английского замка, на площади Льва Толстого начинал строить для себя инженер Константин Розенштейн, но затем привлек архитектора Андрея Белогруда, увлеченного английским Средневековьем. Неоклассическое здание приобрело элементы готики, на левой башне помещен циферблат со знаками зодиака. Здание декорировано скульптурой и панелями с ангелами. Андрей Белогруд — автор и соседнего здания по Большому проспекту в палладианском стиле с пилястрами коринфского ордера. На фронтоне установлены скульптуры Василия Разумовского. По фризу второго этажа идут горельефы — воины, девы, львы.
Архитекторы Мариан Перетяткович и Николай Веревкин — авторы пятиэтажного доходного дома Страхового общества «Саламандра» на Гороховой улице. Гладкий, в красно-розовом граните фасад с двухъярусными эркерами декорирован вырезанными из песчаника гирляндами, венками, женскими головками. На эркерах — медальоны с танцовщицами, над порталом — барельеф саламандры. Комические маски расположены меж окон и над фризом второго этажа.
Другое здание Перетятковича — Русский торгово-промышленный банк на Большой Морской улице. На трехэтажном цоколе установлен восьмиколонный портик в два этажа, который завершается аттикомом. Замковые камни в окнах третьего этажа украшены масками. Резной фриз декорирован маскаронами в виде мужских профилей и бараньих голов, картушами и доспехами.
Еще одна постройка Перетятковича — Доходный дом Вавельберга, где много лет располагались кассы Аэрофлота. Постройка в духе венецианского дворца дожей с колоннами и пилястрами отделана рустованными гранитными плитами. Множество резных деталей, барельефов, картушей и мрачных и ироничных маскаронов с изображением фантастических птиц и львов выполнено скульпторами Леопольдом Дитрихом и Василием Козловым.
Жилой дом работников Института экспериментальной медицины архитектора Николая Лансере — здание другой эпохи, неоклассицизм 1930-х годов. Оно украшено лепными изображениями собак, кошек, кроликов, лягушек, микроскопов. Есть и извивающаяся саламандра. На эркерах в медальонах — горельефы с портретами работников института. Волевые девушки и мужчины с сильным характером взирают на прохожих. В маскаронах нового времени Лансере увековечил современников.
Интересно, что декор фасада здания часто говорит и о роде занятий его жильцов. В доме «Саламандра» с танцовщицами жили балерины Агриппина Ваганова и Галина Уланова, а в доме Института экспериментальной медицины — вирусолог Смородинцев и радиобиолог Ефим Лондон.
Текст и фото Михаила Борисова.