Найти тему
Auto PULS

Как понять, что пора менять тормозные колодки на автомобиле?

Тормоза автомобиля на каждом колесе состоят из диска или барабана и пары колодок с фрикционными накладками. И то и другое относится к расходникам, то есть деталям, требующим регулярной замены.
По характеру работы это делается не в регламентном порядке, а по мере нарастающего износа.
Водитель должен знать, как проверять текущее состояние деталей и понять, что пора менять тормозные колодки на машине, насколько часто проводить диагностику.
Принцип действия тормоза:
На автомобилях устанавливается два типа рабочих тормозных механизмов – дисковые и барабанные. Оба работают по принципу прижима колодок с накладками из фрикционного материала к вращающимся чугунным или стальным деталям. Выделяется большое количество тепла, кинетическая энергия движущегося автомобиля рассеивается в окружающее пространство.
Тормоза дискового типа используют колодки, прижимающиеся к торцевым поверхностям. Это позволяет более интенсивно охлаждать диски, что повышает эффективность системы. К тому же в них организуется внутренняя вентиляция.
В барабанах работает внутренняя поверхность цилиндрической формы. Полость работы колодок закрыта барабаном и тормозным щитом, в результате такие механизмы лучше защищены от грязи и других абразивов. А увеличенная площадь накладок обеспечивает повышенную долговечность, менять колодки приходится гораздо реже. Такая система применяется в грузовых и внедорожных автомобилях, а также на задней оси маломощных бюджетных машин, где эффективность не так востребована.
Условия работы колодок:
При работе колодки, а вместе с ними и все прочие детали сильно нагреваются. Чем выше перепад температур, тем быстрее идет теплообмен, то есть мощность тормозов увеличивается. Здесь мощность – это способность отправить в атмосферу как можно больше энергии движущегося автомобиля в единицу времени, то есть быстрее остановить машину. Поэтому колодки выполняются из термостойкого материала, одновременно обеспечивающего максимальный коэффициент трения по стали или чугуну.
Факторы, влияющие на темп износа:
Помимо температуры, на скорость потери материала накладок сильно влияет абразивный износ. В пространство между диском и колодкой неизбежно попадает грязь, ускоряющая истирание. То есть можно выделить основные аспекты проблемы износа:
• частое и интенсивное пользование тормозами, спортивный или просто неразумный стиль управления;
• запыленность и загрязненность пространства под машиной;
• тип тормозов – диски или барабаны;
• компромиссы в процессе подбора изготовителем материала накладок – чем меньше они подвержены истиранию, тем быстрее изнашиваются более дорогие диски.
Возможны разные варианты сочетания факторов, поэтому в целом интервал между заменами колодок непредсказуем. Все решает периодический контроль.
Порядок и периодичность проверок:
Не стоит дожидаться характерных звуков трения металла по металлу в результате полного износа накладок. Это создаст большие проблемы – начиная от порчи дисков и снижения эффективности замедления до полного отказа механизма в результате чрезмерного выхода поршней из рабочих тормозных цилиндров.
При нормальной эксплуатации проверку состояния колодок можно начинать проводить после 10-15 тысяч километров пробега. В зависимости от их отмеченного состояния и интенсивности эксплуатации период контроля устанавливается от еженедельно до ежемесячного. Однозначно колодки потребуют замены, если толщина накладок уменьшилась до 2 мм или наблюдается их неравномерный износ. В последнем случае потребуется ревизия суппортов.
Доступ к колодкам не всегда прост. Они могут быть прикрыты колесными дисками или габаритными деталями суппортов. Производители принимают меры – многие автомобили и колодки снабжаются электронными датчиками или акустическими индикаторами предельного износа. Последние издают характерные звуки, когда из пружины начинают касаться диска.
Технологические особенности диагностики, обслуживания и замены
При появлении одного из признаков предельного износа колодки подлежат замене:

• ухудшение торможения;
• увод машину в сторону при замедлении;
• звук трения подложек по дискам;
• срабатывание электрического или акустического индикатора;
• появление царапин и задиров на дисках.
При замене колодок снимаются колеса, демонтируется или отводится суппорт, снимаются старые и устанавливаются новые детали. Использовать надо изделия проверенных и известных фирм, экономить на тормозах не надо. В лучшем случае появится раздражающий скрип, в худшем – быстрый и неравномерный износ, задиры дисков, а то и разрушение деталей. При перегреве некачественного материала накладок будут выделяться продукты, резко снижающие коэффициент трения. Замедление пропадет, причем неравномерно, машину может бросить в сторону.
Рекомендуется одновременно с заменой провести обслуживание суппортов. Смазываются направляющие или заменяется ремкомплект из уплотнений, штифтов и защитных чехлов.
Разрушение тормозного колесного механизма в результате предельного износа – однозначно аварийная ситуация. И дело даже не в интенсивности замедления. Машина резко изменит направление движения. Отсюда и важность проявления повышенного и регулярного внимания к состоянию тормозных колодок.