Говоря о возне вокруг воспитания невозможно пройти мимо темы т.н. применения физической силы в отношении детей. Нисколько не умаляя важности борьбы с насилием, тем не менее, хочется обратить внимание сугубо на педагогические рекомендации, призывающие ни в коем случае не наказывать ребёнка под предлогом того, что в этом случае его психика получит представление о травме и боли, и это помешает ему стать полноценным человеком.
Именно здесь мы вправе задаться вопросом: а действительно ли представление о травме и боли ребёнок получает напрямую, через физическое или психологическое наказание?
Такой вопрос не ставит нас в конфронтацию с теми, кто борется с насилием в семьях, но напрямую выводит на уровень педагогики и её особого заботливого взгляда на ребёнка. Здесь требуют обращаться с ним как-то так, чтобы ни в коем случае это не было насилием - что, как мы хорошо знаем, до известной степени противоречит тому реальному положению дел, которое можно найти в любой семье.
Строго говоря, перед нами теоретическое положение, которое в виду своей связи с острыми юридическими и социальными вопросами остаётся непрояснённым и чаще всего принимается на веру, что, однако, не делает ему чести.
И дело не только в том, что само представление о "насилии" здесь максимально расплывчато, так что им невозможно пользоваться. Если пускаться в рассуждение о том, что не понятно где кончается воспитание и начинается насилие, мы опять попадём в область юридической практики. Дело в том, что, как я уже показывал на примере попыток "наполнить" ребёнка любовью, даже в случаях нежнейшего воспитания и отсутствия любых форм наказания ребёнок каким-то образом узнаёт о том, что есть травма и боль - а значит и то, что есть удар.
Рекомендую подписаться на группу в Telegram https://t.me/kaplyapsiho — там я выкладываю контент чаще и больше.
И знание это настигает ребёнка ровно в тот момент, когда он догадывается, что есть желание Другого - т.е. желание его матери. Ведь пока он не догадался, что мать обращается с ним как с объектом, при этом обращаясь к кому-то третьему, он находится в той галюциногенной райской перспективе, где как будто бы всё подчинено могуществу его желаний - т.е. на уровне того самого примитивного человека, который руководит силами природы и окружающими людьми.
Как только маленький господин осознаёт, что он и не господин вовсе, что его обманули и предали - просто по факту того, что в желании матери он находится на месте объекта, - в его мир входит и представление о боли и зле. И заметьте, никаких ударов для этого не нужно - можно зацеловывать ребёнка и полностью придерживаться всех воспитательных рекомендаций, и всё равно рано или поздно вы обнаружите у него признаки стыда и вины. Т.е. в какой-то момент ему покажется, что он не может чего-то себе позволить - взять конфету с полки или попросить ещё одну порцию мороженого, словно за его слишком наглым поведением последует наказание.
Здесь и рушатся наивные представления о детских травмах, установках, впитанном с пелёнок опыте насилия и прочие вещи магического порядка, когда нас на голубом глазу убеждают, что при полном отсутствии любых форм насилия в отношении ребёнка его психика останется "целой". Как только ребёнок выходит на горизонты желания Другого - а материнская роль в воспитании только в том и заключается, чтобы хорошо ему это показать, - так все последствия этого знания обрушиваются на него одновременно, заставляя с ними считаться. Разумеется, в этот момент его наивная вера в своё всемогущество исчезает, поскольку оно было полностью воображаемым. Это хорошая задачка для Лабковского, который везде ищет низкую самооценку - ведь по сути все ритуалы по выстраиванию самооценки пытаются вернуть человека в ту фантазию могущества.
Таким образом, для ребёнка имеет значение вовсе не количество ударов или их отсутствие - как не имеет его и количество любви или её отсутствие. Желание Другого, не имея никакой моральной окраски, не являясь ни хорошим ни плохим - ведь мать желает просто по факту своего существования, - вносит в мир ребёнка всё то, что в дальнейшем становится основой для невротизации.
#семья #воспитание #желаниематери #отец #ребёнок