Найти тему
Изучаю людей

Мама, смотри, я котик - или о готовности к школе

Немного опережу свой контент-план, подобравшись к учебной деятельности раньше, чем полностью закрыла игровую. Потому что буквально на днях я была свидетелем этой разницы - чем же всё-таки дошкольник от школьника отличается, и как понять, что ребенок к школе таки готов. 

Мой сын ходит на кружок английского, я как-то о нем уже писала. Язык методом погружения, сценки, песни, диалоги, всего два раза в неделю, какой-то объем изучения на дом, тоже в виде песен, стихов и диалогов на основе материала из тех же стихов и песен - вроде и много всего, а вроде и так хорошо в песнях все это запоминается, что как бы и домашнее задание делали, и не особо перетрудились. Так было полгода. И немного изменилось сейчас. 

Год надо закончить красиво - и мы готовимся. Все изученные стишки идут как сценки на итоговый концерт, все получили свои роли, которые необходимо знать. Если раньше можно было что-то прогундосить хором, то сейчас дело не пройдет - Мистер Пиг это именно ты, и никто тут тебя не заменит.

И эта вот смена курса для большинства детей была неожиданностью. Первая репетиция и первое понимание, что народ в основном в общих чертах в курсе, чем занимается мистер Дог, и кому что сказала Пусси - но твердо свою роль не знает никто. И вот тут-то и всплыла она, разница. 

Групп первого года обучения две, одна в основном с дошкольниками, другая с младшими школьниками. Программа у обоих групп одна и та же, поэтому принимаются во внимание временные предпочтения - в группе дошкольников есть дети школьного возраста, которым удобнее по времени, в нашей школьной есть несколько дошколят. Дошколята эти вжились в роли так, как школьникам и не снилось. Если свин, так хрюкает, что стены дрожат. Если кот, так мяукает и стелется, что никакого грима не нужно. И, вжившись в роль по самую макушечку - они твердо убеждены, что выполнили свою основную задачу. Школьники - те сокрушенно подглядывают друг на друга, опускают глаза - мда, недоработали. Дошколята - стоят с гордо поднятыми головами - я отличный кролик, вот как я только что прыгал!!!

Вот оно, отличие. Одна группа, одно и то же обучение вроде бы в игровой форме, разница между детьми - всего два года. Но дошкольник пришел в первую очередь играть, школьник - уже пришел учиться. И ваш дошкольник может сколько угодно вам кивать, и даже произнести пламенную речь о необходимости иностранного языка (чего угодно ещё, подставь нужное) - но он пока играет. Живёт игрой. Школьник тоже ещё играет, но игра перестала быть целью, став одним из средств достижения цели. Учиться в игре интереснее, игра хорошее средство - но цель моя уже иная. Я пришел познавать.

И те и другие к двадцатому декабря, времени концерта, назубок будут знать свои роли. И дошкольники и школьники вровень год за годом пойдут по правильно разработанной программе. Но каналы их обучения будут разными. Дошкольнику все обучение надо будет маскировать под игру - школьник радостно примет игру в виде приправы, но охотно пойдет и за интересной личностью без какого либо заигрывания. Пока быть кроликом важнее, чем знать текст кролика - не надо в школу) Даже если читает, считает и умные речи толкает. Не разрушайте его мир. Сам рухнет, максимум через пару лет. Увидите разницу.

И кстати вот и ответ на вопрос, верю ли я в Штайнеровских ундин. Для детей - да, верю. Верила же я в оживание собственноручно вырезанных фей. Я знала, что сделала их сама, что это всего лишь бумага, назубок бы именно эту концепцию изложила любому взрослому - но точно так же твердо я знала, что они точно живые. Как это совмещалось - не спрашивайте, мне уже не пять, и я не знаю. Но свои ощущения помню хорошо. Так же и кролик он сейчас - на полном серьёзе. Не Вася, играющий кролика. Кролик. Какой там у вас ещё текст???

И это... Дед Мороз существует!