Итак, поскольку понятие славы включает в себя также любопытство толпы, личная жизнь Джузеппина Стреппони всегда была в центре внимания публики. Ей приписывали в любовники то одного, то другого её импресарио или партнёра по сцене. К тому же время от времени Джузеппина интриговала публику - от кого же на этот раз она беременна?
__________________________________________________________________________________
Это продолжение истории о Джузеппине Стреппони. Часть 1 здесь 👇
_____________________________________________________________
Лишние дети
На самом пике своей карьеры, начиная с 1838 года, Джузеппина трижды появлялась на сцене в положении. Как ни странно выглядели на сцене «непорочные» оперные девы на девятом месяце беременности, она должна была выполнять свои контракты и выступала на сцене до самого последнего срока. Затем в газетах появлялись объявления о «недомогании сеньоры Стреппони», и она исчезала, как правило, на два-три месяца. А потом всё начиналось сначала.
В её случае дети были не радостью, а досадной неловкостью, причиной потери заработка на несколько месяцев (декретных отпусков ей никто не давал), а также поводом для насмешек и скандальных слухов. Кстати, даже Верди (в ту пору, когда они были едва знакомы) считал что Стреппони любовница импресарио Ла Скала Мерелли и мать его ребёнка.
Были и другие версии о том, кто был отцом (или отцами) детей Джузеппины Стреппони. Только в середине ХХ века дотошные биографы дали ответ на этот вопрос, тщательно изучив переписку Джузеппины.
Оказалось, что у неё был долгий и мучительный роман с коллегой по сцене, очень популярным тенором Наполеоном Мориани. Несколько сезонов Джузеппина пела с ним на одной сцене. Судя по переписке с Алессандро Ланари, её импресарио и другом, эта была большая любовь, принесшая её мало радости и много разочарований. Она пыталась разорвать отношения с Мориани и, чтобы покончить с этим, даже собиралась выйти замуж за одного из своих поклонников. Но так и не решилась на брак без любви, и этот роман продолжался.
Наполеон Мориани был женат, он не мог и вряд ли хотел давать этим детям своё имя. Ланари пытался помочь Джузеппине и требовал от Мориани хоть какой-то материальной помощи для неё. Но почти ничего не добился. Она тяжело переживала эту историю.
Вопрос – сколько детей родила Джузеппина за время своей оперной карьеры, остаётся не очень ясным по сей день. Сама она в переписке с Ланари называла себя матерью двоих.
Её первый ребёнок – мальчик, наречённый Камилло Луиджи Антонио (он родился в 1838 году) – получил фамилию Стреппони и воспитывался впоследствии под присмотром матери Джузеппины и гувернантки. Известно, что Джузеппина иногда (довольно редко) навещала его, заботилась о его образовании, но потом их пути по какой-то причине (вероятно, это была ссора) разошлись, и имя «Камиллино» исчезает из её писем окончательно. Если верить результатам последних архивных исследований, он умер в 25 лет. Но есть и другие предположения о том, как сложилась его судьба.
Спустя год после Камилло Джузеппина родила снова. Тут мнения её биографов расходятся. По одной версии ребёнок умер при родах. По другой – это была девочка, названная Джузеппиной Фаустиной и определённая в приют для брошенных детей во Флоренции.
О третьем её ребёнке - Аделине Розе Марии Каролине Стреппони – известно только то, что она родилась в 1841 году, через некоторое время была отдана на воспитание в другую семью и совсем маленькой умерла от дизентерии.
Закат
Эти случайные эпизоды материнства мелькнули в паузах гастрольного графика Джузеппины, и никто не знает, насколько тяжёлый след они оставили в её душе.
Зато совершенно очевидно, что здоровье её было подорвано. После последних родов она тяжело болела, но всё же выступала, выполняя свои обязательства. Всё это больше напоминало участь некрасовской крестьянки с младенцем в борозде, чем роскошную жизнь оперной звезды.
В марте 1842 года консилиум врачей вынес вердикт:
«…Телосложение синьоры Стреппони очень хрупкое при значительной потере веса в последнее время. Кроме того, она измучена частым кашлем с неприятным чувством раздражения на всем протяжении трахеи и гортани, что, по ее словам, часто вызывает жжение, особенно после пения. Пульс слабый и учащенный; проявляются симптомы легкой лихорадочной реакции с потерей аппетита и заметным упадком сил.
С учетом всего установленного нижеподписавшиеся врачи единогласно заявили, что синьора Стреппони страдает воспалением гортани и трахеи, которое приведет к чахотке, если она не прервёт свою профессиональную деятельность, не начнёт лечение и не выберет спокойный образ жизни».
Однако через пару дней после этого медицинского консилиума она пела на премьере оперы Верди «Набукко». С этого момента начался закат её карьеры и ровно в этот же момент взошла звезда Джузеппе Верди.
Верди
Путь, который прошёл Верди прежде, чем прославиться на всю Италию своим «Набукко», заслуживает отдельного рассказа.
Джузеппе Верди был единственным сыном деревенского трактирщика Карло Верди и, скорее всего, он стал бы трактирщиком тоже, если бы не участие в его судьбе двух совершенно посторонних людей. Местный школьный учитель, он же церковный органист, заметил его интерес к музыке и стал преподавать ему нотную грамоту и игру на органе. По его рекомендации отец даже купил мальчику подержанный спинет (клавесин) для занятий. Он рассчитывал, что сын вскоре сможет стать помощником органиста и приносить какую-нибудь копейку в семейный бюджет.
Второй судьбоносной фигурой в жизни Верди стал Антонио Барецци – владелец бакалейных и винных складов в соседнем Буссето. Время от времени отец Верди ездил в этот город, чтобы закупить товары для трактира, и брал с собой сына. Сеньор Антонио Барецци был человеком широкой души и музыкантом-энтузиастом из разряда maniaco dilettante. Вся музыкальная жизнь в городе была под его началом. Он полюбил серьёзного и способного десятилетнего паренька и убедил Карло Верди оставить сына в Буссето для учёбы.
Всю жизнь Верди чтил его как благодетеля и человека редчайшей душевной щедрости. И действительно, было за что. Барецци дал ему образование, кров, тепло своей семьи, воспитал, а позже не пожалел сил и времени, чтобы добиться в городском совете стипендию на его образование в Миланской консерватории. Правда, консерватория отказала Верди. Уже в старости великий композитор писал об этом так:
«Было бы естественно, если бы этот святой человек [Антонио Барецци]… в ответ на решение пророков консерватории в июне 1831 года сказал мне: «Мне ясно, что музыка – не твоё дело. Бесполезно тратить на это время и деньги. Возвращайся в свою родную деревню, становись органистом или хлебопашцем…»
Но «этот святой человек» поступил иначе, потому что верил в талант своего любимца. Он уговорил разочарованного и обиженного отказом Верди остаться в Милане и не пожалел денег, чтобы в течение двух лет оплачивать обучение у лучшего частного преподавателя. Барецци осуществил все мечты Верди, сделал из него композитора, помог ему получить хорошую работу в Буссето и, в конце концов, отдал ему в жёны свою дочь.
История страданий
Юная Маргарита родила Верди двоих детишек – дочь и сына. К этим семейным радостям добавилась предложение постановки его первой оперы в миланском Ла Скала - «главном театре мира», как с гордостью писал Верди. Перед ним, до этого момента скромным провинциальным автором романсов и маршей, открылись совершенно новые творческие и финансовые перспективы.
И в этот момент на него свалились все несчастья сразу, как будто судьба решила покарать его за какие-то страшные грехи. Сначала заболела и умерла его годовалая дочь. Через год, когда семья переехала в Милан, смерть забрала маленького сына. А ещё через несколько месяцев ему пришлось провожать на кладбище третий гроб. Его любимая Маргарита умерла от энцефалита. Ей было двадцать шесть лет.
Верди потерял всё. Он был абсолютно раздавлен. Об этой трагедии много говорили в Милане.
Ужасной издёвкой судьбы было то, что в это же самое время, несмотря ни на что, он был обязан представить в миланском Ла Скала свою вторую - комическую (!) оперу. Её закономерный провал стал самой последней, убийственной каплей для Верди.
Свист, оскорбительные крики и топот в зале потрясли его до глубины души. Он понял, насколько может быть безжалостна публика. С тех пор все успехи и провалы своих опер он воспринимал с мрачным равнодушием.
Эти события перепахали личность Верди. Он никогда больше не хотел детей и семьи. Карьера композитора тоже стала ему отвратительна. Он разорвал с театром все договорённости и погрузился в депрессию.
Только через год импресарио Ла Скала Бартоломео Мерелли с большим трудом уговорил его написать оперу.
Это был тот самый «Набукко», в постановке которого Джузеппина приняла самоотверженное участие, и с которого началась слава Верди.
Она помогла ему продвинуть к постановке на сцене Ла Скала «Набукко» (1842 год) и привлекла к ней внимание лучших исполнителей. Верди очень рассчитывал, что она споёт главную партию, и Джузеппина сделала для этого всё, что было в её силах. С этого началась их дружба.
Продолжение здесь 👇
Начало здесь 👇