К разным книгам приходишь разными путями. К «Загадке Прометея» я пришел отчасти благодаря Библио-лаборатории — в смысле благодаря тому, что увлекся ведением канала. За почти три года выработалась прочная привычка постоянно выискивать «что-нибудь эдакое» на почитать, привычка подмечать любые упоминания о книгах и авторах, которые потенциально могут оказаться интересными. Желательно — о малоизвестных авторах и книгах, потому что о популярных и без меня пишут все кому не лень и половина тех, кому лень, но надо. Согласен, с точки зрения блогера стратегия не совсем разумная (в плане прибыли), но зато так интереснее, а это для меня важнее денег.
До недавнего времени я венгерской литературой не интересовался и не знал о ней совершенно ничего. Но вот попался мне в руки томик Фридьеша Каринти о «новых путешествиях Гулливера», и оказался настолько занятным, что я стал выяснять, что там еще интересного успели написать в этой, в общем-то, практически незнакомой мне стране. И наткнулся на совершенно удивительную книгу Лайоша Мештерхази «Загадка Прометея».
Уже с первых строчек аннотации я понял, что надо читать. Ведь и впрямь это в каком-то смысле загадка: что же действительно случилось с Прометеем после его освобождения Гераклом? Кроме очень расплывчатых упоминаний о том, что Прометей в итоге примирился с Зевсом мифы нам об этом не рассказывают совершенно ничего. Подозреваю, что и история о примирении была сочинена, так сказать, очень сильно «задним числом», чтобы подогнать хоть какое-то объяснение тому, что Зевс полностью проигнорировал вопиющее нарушение его воли Гераклом.
«Загадка Прометея» чем-то напоминает мне романы Жозе Сарамаго, разве что великий португалец исследовал преимущественно библейские мотивы, Мештерхази же взялся за древнегреческий корпус мифов. Понятно, что, как и Сарамаго, роман венгерского автора это прежде всего политический памфлет, кривозеркальное отражение современности в представлении писателя. Однако Мештерхази все же очень тщательно погружается и в пространство мифа, и в исторический контекст происходившего в те годы. Его Геракл, Тесей, Атрей, Фиест и другие знакомые нам персонажи, это не столько любимцы богов и великие герои-полубоги, сколько прежде всего политики, военные и вожди, плетущие интриги и преследующие свои цели — кто-то благородные и разумные, а кто-то подлые и корыстные.
А боги, спросите вы? Мештерхази выключает их из картины очень изящным приемом. Боги, дескать, боги и есть, и пути их, как говорится, неисповедимы, а потому не нам их и толковать, а вот о том, как у людей работает голова, мы знаем немало, и потому о мотивах героев мифов вполне можем судить и с куда более приземленной точки зрения. И вот — роман о том, как самый человечный из богов (а Прометей, между прочим, не кто-нибудь, а двоюродный, причем старший брат самого Зевса. Можно сказать, что «титан» - это национальность, а «бог» - должность. Зевс тоже был титаном…) оказался среди тех, кому подарил когда-то огонь, и что из этого вышло…
Не скажу, что согласен с историческимивыкладкамиМештерхази, который проводит прямую параллель между попыткой Атреидов создать великую державу Пелопидов и «катастрофой бронзового века». С другой стороны, этот вопрос по-прежнему остается спорным и непроясненным ввиду отсутствия источников, и, видимо, таким и останется. Но несомненно, что Троянская война и предшествовавшие ей события как минимум были составной и достаточно важной часть происходивших тогда цивилизационных катаклизмов.
Так какую же роль сыграл во всем этом Прометей? Мештерхази дает не очевидный ответ: никакую. Или если посмотреть на это чуть с иной точки зрения — самую главную, когда миллион лет назад подарил людям огонь и ремесла. И стал богом — неназываемым, но тем, которого никогда не было ни в одном пантеоне: богом созидательного труда, которого люди изо всех сил стараются забыть или хотя бы сделать вид, что его нет и не было. Но, как единственный по-настоящему добрый бог, Прометей всегда верил в наплевавшее на него человечество. Поэтому статью я закончу последними словами самого Прометея:
Но ты скажи Зевсу, Афина: однажды человек изобретет громоотвод!