Заполнение интервалов в хронологии вселенной Звездных войн - дело непростое. Истории, которые проясняют для нас личность Оби – Вана Кеноби, не являются глубоко раскрытыми в рамках далёкой - далёкой Галактики. Поэтому я разбираю в этой статье два романа, наиболее полно исследующие времена ученичества и изгнания первого показанного рыцаря-джедая, которые не были столь широко освещены в контексте полнометражных фильмов или сериалов.
Клаудия Грей «Звёздные войны: Учитель и ученик»
Новый канон, формируемый под крылом корпорации Disney в процессе создания мультимедийного контента, ещё не оказал масштабного тлетворного влияния на книгоиздательскую продукцию.
Можно даже с уверенностью утверждать, что довольно обширный пласт каноничной литературы, который создан за последнее десятилетие в своей основе является достаточно качественным и более зрелым по сравнению с массой книг, которые издавались во времена расширенной вселенной.
Каноничный роман Клаудии Грей является отличным образцом того, как стоит подходить к рассказу истории в рамках Вселенной далекой - далекой. Эта книга знакомит нас, в первую очередь, с периодом ученичества Оби – Вана и посвящена его взаимоотношениям с наставником, которым не уделено достаточного внимания в фильмах. Будет неправильным не отметить что роман «Учитель и ученик» - очерк жизни мастера и падавана, в котором мы смотрим на Кеноби глазами его учителя.
На мой взгляд, данный роман нового канона из тех редких, что не боится заполнить лакуны отколотой расширенной вселенной. Наряду с этим не злоупотребляет заимствованиями из уже написанных историй, делая это с глубоким уважением к первоисточнику, коим является фильм Эпизод I «Скрытая угроза». Огромная заслуга, конечно, лежит на авторе, которая, по моему мнению, пишет одни из лучших произведений из современного каноничного ряда.
Сюжет интригует: Совет джедаев делает внезапное предложение войти в его состав учителю Кеноби - Квай-Гон Джину. Чтобы взвесить последствия принятия этого предложения, в том числе, связанные с вынужденным отказом от обучения своего падавана, мастер Джин вынужден просить время для принятия столь непростого решения. Пока Квай-Гон обдумывает вступление в Совет, Республика получает тревожные вести с периферийной планеты галактики – Пайджел. Совет решает поручить будущему члену совета эту ответственную миссию и отправляет в последний вояж мастера Джинна. Учитель и его падаван должны поспособствовать урегулированию разногласий между местной властью и радикально настроенными бунтовщиками.
Несмотря на то, что у них сложились диаметрально противоположные точки зрения практически на всё, что касается пути джедая, Кеноби и Джин – это люди, которые могут обсудить что угодно, независимо от их разногласий. И как ни странно благодаря этому у них сформировалась настолько неразрывная связь, которая с годами только укреплялась. Становление этого союза единства и борьбы противоположностей на фоне трудностей в отношениях отлично показаны в этой книге.
Конфликт молодости и опытности раскрывают этот тандем с новой стороны, добавляя ему той противоречивости, которая придаёт глубину, в том числе, образу Оби – Вана. В тоже время Клаудия Грей не допустила той ошибки, которую совершают другие писатели. Она не стала писать своего собственного персонажа в отрыве от создавшегося образа, сформированного задолго до неё, а лишь дополнила его.
Оби-Ван в описываемый промежуток времени олицетворяет образ молодого бунтаря, пронизанного юношеским высокомерием, но, в то же время, скованного догматами ордена. Квай – Гон воплощает «голос разума», который не очень согласуется с учением «ортодоксальной философии» ордена, и от того приобретший репутацию свободомыслящего рыцаря – джедая, предпочитающего следовать инстинктам и обострённому чувству справедливости.
В романе через рассказ текущего момента и воспоминаний нас познакомили с историей ученичества что того, что другого, а также, что немаловажно, затронули неисследованную до этого нигде временную линию ученичества Квай - Гон Джинна у Дуку.
Со временем показанная разность в подходах к преодолению кризиса на планете Пайджел оголяет кризис в отношениях наставника и падавана, что масштабируется в противостояние, к решению которого у них сложился принципиально разный подход. Идеологический кризис в отношениях зеркально отражает внутреннюю эволюцию персонажей.
Квай – Гон, благодаря собственной интуиции и углубленному ощущению общности с Силой, как предсказатель видит в окружающей его действительности предпосылки заката демократии и джедаев. Оби – Вану, как молодому человеку, познающему этот непростой мир, казалось, что его можно изменить своими независимостью и упрямством, не понимая, что он уже вошел в буйное и непредсказуемое течение жизненного потока.
События романа помогают глубже понять тот образ Кеноби, который впервые предстал перед нами в Эпизоде IV «Новая надежда».
- Убелённый сединами старик, прячущий за внешним спокойствием пытливый ум.
- Наследник многогранного опыта своего наставника и всего ордена, относящийся к пониманию Силы свободно, как и его учитель, а от этого спокойно контролирующий свои эмоции.
- Учитель, поделившийся своими знаниями в освоении жизненной силы с сыном своего падшего ученика.
Джон Джексон Миллер «Звёздные войны: Кеноби»
Сюжет романа «Кеноби» разворачивается после событий, произошедших в фильме «Месть Ситхов», и повествует о самых первых днях пребывания Оби – Вана на Татуине, когда он пытается начать жизнь в уединении как скромный отшельник Бен. Джедай, живущий на окраине Джондланских пустошей, устраивается на новом месте и начинает заниматься обычными житейскими делами, такими как поиск нормальной двери для своего нового дома - заброшенной хижины.
Медитируя и раздумывая о прошлой жизни, которую уже не вернёшь, он пытается уйти от тревожных мыслей о падении Энакина и предпринимает безнадёжные попытки через силу наладить контакт со своим бывшим наставником Квай – Гоном. В то же время Оби – Ван не забывает о своей основной миссии, поглядывая и незримо оберегая будущую надежду Галактики.
Описанная история не зациклена на главном герое. Дж. Дж. Миллер сместил фокус с Кеноби, и перевел акцент повествования на местных жителей, обративших своё пристальное внимание на неразговорчивого незнакомца, странствующего в коричневом плаще, и старающегося держаться особняком. Странник пытается сторониться общественности и самостоятельно решать свои проблемы, но ему не удается избегать неприятностей.
Стараясь не привлекать к себе лишнего внимания, не выделяясь своими истинными способностями, ему всё - равно не получается уйти от своего естества, что ставит под удар выполнение основного задания. Единение с самим собой посредством учёта минувших просчётов позволяет смиренно принять сложившуюся обстановку, своё предназначение в ней и личную ответственность за воплощение надежд на благоприятный исход.
Завязкой сюжета книги является обострение напряжённости на планете Татуин между песчаными людьми (местными аборигенами) и фермерами (пришлыми поселенцами). В глазах прочих обитателей планеты враждебно настроенные туземные таскенские рейдеры совершают набеги на поселения, исходя из своего естества, - грабить и убивать.
Но с давних пор балансирующий на грани и разобщенный бескрайней пустыней песчаный народ пытается такими нецивилизованными методами защитить своё право на обладание небом и землей Татуина. Тем самым местный вожак таскенов, поднимая уже во многом ослабевший боевой дух, стремится отвоевать репутацию грозной силы, самоутверждаясь посредством совершения набегов на влагоперерабатывающих фермеров, предотвращая излишнее поглощение ими дефицитной влаги с небес.
Автор смог передать размеренный ритм жизни сельской реальности, в которой жители не заглядывают наперёд и живут от одного сбора влаги до другого. В книге иллюстративно изображены доходчивые образы маленького мирка, похожего на инопланетный вестерн, с героем-одиночкой, местными мародерствующими дикарями, добродушными жителями и коварными гангстерами.
Описание быта татуинской глубинки, жители которой кучкуются около местного магазина, а также погружение читателя в культуру песчаных людей, которые вынуждены ежедневно выживать в суровой среде пустынных земель, расширяют горизонт видения фанатов Вселенной. Тем самым, раскрывая с другой стороны планету – декорацию, довольно часто появляющуюся в подавляющем большинстве историй про далёкую – далекую галактику.
Сюжет может утомить неторопливым темпом повествования. В глобальном плане эта история имеет крайне незначительное влияние на Вселенную, поэтому как такового в ней не происходит ничего примечательного. События, описанные в этом романе, не из того разряда, которые представляют описание крупных битв в космосе, эпичных баталий на планетах, либо дуэлей на световых мечах. Это довольно приземлённый рассказ, где описание быта галактического захолустья и живущих в нём поселенцев могут с легкостью перекрыть фигуру подвижника из легендарного Ордена рыцарей - джедаев.
Напоследок хочется отметить: какими же более интересными и всеобъемлющими предстают перед нами сюжеты книг в отличие от медиаконтента (в основе своем бессмысленного), что пытается сегодня выутюжить спецэффектами и дешёвым пафосом Disney на малых и больших экранах, во многом даже не опираясь на сформированную до них историю далекой - далекой Галактики.