Это действительно интересный вопрос, а зачем учить формулы и производить какие-то расчеты, если в жизни они не пригодятся.
Не знаю как другие, но в школе я не мог спокойно решать задачи подставляя в них формулы. Согласен, что в младших классах, когда только учишься решать задачи, то сложные формулы сбивают с толку и весь упор идет на вычисление простых примеров. А вот физика начинается с 7 класса, когда школьник уже знаком с таким понятием как уравнение. Итак до 7-го класса мы решаем обычные математические задачки на массу и скорость. Ну а дальше начинается физика. Физика действительно мощная и нужная наука, но в школе большинство учеников пытаются зазубрить формулу и применить при первом удобном случае. Хотя в дальнейшем эти формулы напрямую могут и не понадобиться.
И тут возникает мысль (школьники особенно любят задавать вопрос), а зачем мне вообще уметь решать задачи и вообще где мне понадобиться решение задачек в жизни. В данной статье отвечать на такие вопросы не буду, но в целом если у вас такие же мысли возникают, то спрошу встречно. как вы будете банально оценивать грузоподъемность вашего авто. не зная что такое масса и как она складывается.
А теперь я немного абстрагируюсь от школы, и перейду к реальности. А что же важно в работе инженера и простого монтажника. А важно все. Естественно что специальность инженер, подразумевает наличие высшего технического образования. а значит знание физики и математики. В физике особенно той области в которой вы обучались. Так как у вас есть знания высшей математики, то я уверен. что типовые расчеты по физике вы легко сделаете в уме. Так например, если вы знаете грузоподъемность газели, то легко в уме прикините, какой объем, количество кирпича или мешков с цементом за один раз она способна спокойно перевезти. Если вы не способны решать такие задачи, то у меня большие вопросы к выпустившему вас учебному заведению..
А если необходимо сделать какой-то более сложный расчет - прикидка по несущей конструкции, больших токов коммутации или предельно допустимого давления после насоса, то правильнее будет сесть за стол и обстоятельно все проверить с использованием справочников.
Это касается расчетной части. А теперь непосредственно к части самой физики, как науки изучающей природные явления. Если вы не понимаете, какой процесс происходит, то что вы собрались искать. Какой параметр или какое его значение. То есть плохо лезть в математику. не понимая процессов. которые описываются математикой. У большинства моих одноклассников была такая проблема, когда проходили тему по физике, то решение в конце параграфов вынуждало их использовать пройденную формулу и на этом вся логика подбора формул заканчивалась. То есть прошли второй закон Ньютона, использовали указанную формулу и нормально. А то что её можно и нужно использовать в куче других разделов, как-то забывали об этом. Получается, что есть процесс и есть привязка к формуле. Все просто и логично. Но вы же понимаете. что в жизни процессов намного больше. а самое главное всех их не опишешь. Чаще всего требуется решение обратной задачи. Да и большинство задач сводится к поиску оптимального решения - то есть сперва составление уравнения, а потом его решение с наилучшим искомым параметром.
Получается. чтобы правильно принимать решение. нужно произвести верный расчет и оценку. А для того чтобы это было правильно сделано. нужно верно оценить процесс и выстроить причинно-следственные связи. А без понимания природных физических явлений это сделать крайне затруднительно.
Итак, для меня первично понимание процесса, а затем его количественная оценка. И вторая часть не менее важна. Так как у каждого процесса есть порог перехода из одного состояния в другое, то как вы его оцените без расчета. И это мы говорим про простые физические явления. Если подходить к какому либо технологическому процессу, то кроме расчетной части - пропорции, есть еще и алгоритмическая. А это уже новый уровень понимания физических процессов.
А теперь глянем в сторону спорта на льду. Посмотрев соревнования по телевизору, мы сразу хотим выйти на лед и взяв клюшку с легкостью обвести соперника или прыгнуть прыжок с тройным поворотом как настоящий фигурист. Но За кажущейся легкостью и простотой стоят годы тренировок, большой объем физической и умственной работы. Вы не научитесь прыгать на коньках не научившись кататься на них, одевать их. Но прежде чем делать это. нужно просто научиться ходить. Мы забыли тот период, когда десятки неудачных попыток продолжались и продолжались. Так же с любой наукой. в том числе и физикой. Это основа понимания процессов происходящих в природе. И основная задача изучать. анализировать, понимать этот мир. Научиться видеть. то что кажется обыденным или наоборот запредельным.
Я умышленно отвел мысли в стороны от физики, переключив на катание по льду, так как мы можем представить этот процесс и осознать как важно трудиться для достижения результата. Аналогично и в любых науках. Есть базовая программа. которая необходима всем. Но она вам покажет, на сколько вам эта тема интересна в целом и может пригодиться в будущем.
А есть углубленное изучение. которое потребует больше времени и усилий. А этого можно достичь только с внутренним интересом к предмету.
Мы начали. с банального вопроса. а ушли так далеко. Но это не зря, так как все хотят чего-то достичь в этой жизни. А для этого придется учиться и много трудиться. Школа дает нам возможность расширить свой кругозор и сделать его широким. И физика один из тех предметов. который ясно есть в любой профессии. Так что если вы забудете формулу. то можете подсмотреть в справочнике. А вот найти тот справочник и тем более сопоставить процесс - то уже задача, которую необходимо уметь решать.
У меня всё. благодарю за внимание.
---------------------------------------------------------------------
Делюсь другими материалами:
Сериал Дистанционка от коллег в А1: Дистанционка. Серия 1. Дистанционка. Серия 2. Дистанционка. Серия 3
Если пожелания и рекомендации, то в корректном виде делитесь в комментариях.