Об известных людях часто говорят: «Он достиг своей вершины» или: «Она на вершине славы». Мы все стремимся оказаться наверху, быть лучшим, иметь успех. Наверное, это и есть счастье для человека, - достигнуть вершины в своей профессии, приносящей пользу людям. Но, к сожалению, удача благосклонна далеко не ко всем.
Евангелия описывают восхождение на гору Иисуса Христа и троих Его учеников. Они поднимались туда в течение дня, чтобы помолиться. Когда вечером они оказались на вершине, Спаситель, отойдя немного от Своих спутников, начал молиться. Вначале ученики присоединились к Господу в молитве, но вскоре сказалась усталость, и они заснули. Иисус продолжал Свое общение с Отцом. Он изливал пред Богом Свое сердце, Свои переживания перед предстоящим распятием. Он молился об учениках, чтобы Святой Дух укрепил их в час наивысших страданий. Для этого Господь попросил показать им Царство Божие.
Ученики отягчены сном. Они не участвуют в стенаниях и мольбах Христа, поэтому они не увидели воссиявшего на вершине горы ослепительного света. Лишь спустя время их разбудил разговор, который вели с Иисусом Моисей и Илия. Их взору предстала слава Божья, которая отражалась от белоснежных одежд преображенного Иисуса Христа. И когда сияющее облако окутало вершину, они в страхе и трепете пали на землю.
Да, они видели славу Божью, видели преображение Господа, но этот вид только устрашил их. Почему? Потому что они не были преображенными. Иисус хотел не просто показать им Царство славы, но желал, чтобы они могли быть принятыми в нем, чтобы оно стало для них родным, дорогим, близким; чтобы они чувствовали себя там как дома.
Что для этого нужно? Что нужно, чтобы воспринять славу небес? Что нужно, чтобы небесный свет не страшил нас, и чтобы мы восторженно купались в его сиянии?
Нужно преображение. Преображение мыслей, сердца, характера, потому что в Царстве Божьем возможно жить только преображенным людям.
Написано, что Бог есть «огонь поядающий» (Втор.4:24; Евр.12:29). Не случайно у горы Синай народ пришел в ужас от неописуемого сияния Божьей славы. Не случайно ученики на горе преображения пали на лица свои в страхе от света небесного Царства и его огня.
Как жить в присутствии огня поядающего? Как нам преобразиться, чтобы быть способными жить в этом огне?
Человекам это невозможно, поэтому «уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная» (Ис.26:4).
Слово «твердыня» имеет еще одно значение на древнееврейском языке, - «скала». Преображение происходит на скале, на твердыне, и Бог возводит нас на вершину этой скалы. Он не хочет, чтобы мы стояли у подножия, но желает утвердить нас на ее вершине, так как только на вершине возможно преображение.
Как взойти на вершину?
Верующий человек однажды встает на этот путь, услышав о живом Боге, приняв Иисуса Христа как Господа и доверившись Ему всем сердцем. Как результат веры, человек заключает завет, принимая водное крещение. Он посещает богослужения из месяца в месяц и из субботы в субботу. Он живет жизнью церкви, считая ее своей небесной семьей, чтобы в общении со Святым Духом вместе с братьями и сестрами преображаться из душевного человека в человека духовного. Он изучает Библию, ее пророчества, которые поднимают его над историей мира и открывают грандиозную панораму. С вершины библейских пророчеств он видит ход истории, понимает, откуда и куда идет развитие человеческой цивилизации.
А можно ли назвать восхождением на вершину наш жизненный опыт? Опыт церковной жизни? Опыт участия в служении людям?
Конечно, ведь все, о чем мы говорили выше, можно назвать горой, на вершине которой мы совершенствуемся, преображаемся, достигая той любви, о которой написано: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:4-8).
Иисус сказал: «Вы - соль земли». Соль, лежащая на поверхности, приносит мало пользы, - она должна пропитать всю пищу. Когда моя любовь к Богу лежит на поверхности моего сердца, то ее можно назвать поверхностной. Она не приносит мне никакой пользы. Любовь, как соль, должна проникнуть вглубь моего сердца, чтобы заполнить его, вырасти в глубокое чувство благодарности, признательности и благоговения.
К кому направлено это чувство? К Тому, Кто отдал Сына Своего единородного за меня; к Тому, Кто пошел на крест и взял все мои грехи; к Тому, Кто преображает мой скверный характер, желая чтобы и я был в Его Царстве неописуемой славы. Только эта единственная любовь может преобразить нас.
Женятся молодые люди. Создается новая семья, молодожены после свадьбы отправляются в свадебное путешествие, празднуя свой медовый месяц. Это время безмятежного радостного познания друг друга. Их только двое – муж и жена, и им кажется, что весь мир принадлежит только им. Незабываемая пора!
Но почему медовым бывает только месяц? Что происходит с «медом» через год, два, пять, десять, двадцать лет? Во что он превращается? В деготь? Или в желчь? Мужья, любите ли вы своих жен первой любовью? Жены, любите ли вы первой любовью своих мужей?
О себе могу сказать, что уже нет того восторга, упоения, какое было тридцать девять лет назад. Я отношусь к супруге более спокойно, более ровно и сдержанно, чем в первые дни после свадьбы.
Является ли это спокойствие утратой первой любви?
Не всегда. Когда яблоня начинает цвести, она источает благоухание и аромат. Ее вид подобен белоснежному облаку и радует глаз. Но вот цвет ее опадает и происходит преображение: появляются маленькие зеленые плоды, которые к осени вырастают в прекрасные сочные яблоки. Эти плоды наполнены еще более благоуханным ароматом, чем цветы, но уже не на запах, а на вкус. Плод созрел и приносит теперь ощутимую пользу.
Все это похоже на нашу любовь к Богу. Она так же преображается, проходя стадии расцвета, созревания и зрелости, чтобы принести в конце концов «мирный плод праведности». «Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:10-12).
Конечно, далеко не каждый «цветок» приносит плод. Какие-то отпадают, не желая преображаться и подниматься на твердыню. Но только на Скале, которая есть Иисус Христос, только на ее вершине возможно преображение нас «в меру полного возраста Христова». И только первая любовь к Богу сможет совершить преображение нашего сердца.
Что такое преображение сердца? Господь дал нам две скрижали, на которых записаны десять заповедей
Иисус объединил их в два отделения: любовь к Богу и любовь к ближнему. Этим Он дал понять, что все заповеди основаны на любви, и что между скрижалями и человеческим сердцем существует тесная связь: заповеди должны быть записаны в сердце человека, чтобы Божий закон стал нашим естеством. Ведь только тогда мы сможем жить в царстве ослепительного света. Наверное поэтому форма скрижалей напоминает два отделения сердца, особенно если их сложить вот так:
Скрижали должны быть не на поверхности, а в глубине наших сердец, чтобы глубокое чувство благодарности, признательности и благоговения перед Создателем сопровождало нас во все дни жизни нашей. Такого преображения ожидает от нас Господь, и Он Сам совершает его по нашей вере и упованию на Него. «Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная: Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих. Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника» (Ис.26:4-7).
Могли ли ученики преобразиться на горе вместе с Христом?
Скорее всего, они могли бы воспринять славу небес, если только прониклись Его страданиями, как написано: «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17).
Господь всем сердцем желает, чтобы мы поднялись на вершину Его славы, но с этой вершины Он ниспровергает наш эгоизм, - этот высоко стоящий город. Он повергает на землю наше порочное сердце, бросает в прах нашу гордость, лицемерие, лукавство, самоправедность. И Он выравнивает наши стези при восхождении на эту вершину, вселяет в наши сердца Свою любовь, чтобы в конце концов мы преобразились в образ и подобие Возлюбившего нас и «Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет».