Сегодня изучаем работу английского художника Готфрида Кнеллера, написавшего портрет юного и прекрасного Петра Великого.
В 1697-1698 годах русский государь Петр Алексеевич отправился в Великое посольство, посетил в том числе и Великобританию. Придворному живописцу английского двора Готфриду Кнеллеру было поручено написать портрет высокого (во всех смыслах) гостя. Молодому монарху 26 лет, он обаятелен, энергичен, живо интересуется всем вокруг, но и осознает собственное величие - именно эти качества и постарался отразить живописец. Работа над портретом велась в городе Утрехте, где состоялась встреча английского и русского монархов, а сегодня эта картина украшает одну из королевских резиденций - Хэмптон-корт.
Немного об авторе картины: Готфрид Кнеллер (еще можно встретить транскрипцию Неллер - правильно и так, и так) - популярнейший портретист своего времени, ему позировали 10 (!) европейских монархов, за свое искусство он был посвящен английским королем в рыцари. Учился в Амстердаме у Фердинанда Бола, а тот в свою очередь был учеником Рембрандта. Кнеллер был действительно выдающимся мастером портрета, несколько его работ хранится в нашем Эрмитаже.
Петр представлен в образе монарха-воина: в доспехах и мантии. Он горделиво смотрит вдаль, взгляд полон живости и решительности - никаких сомнений, только вперед! Тонкие изящные усики и завитые кудри - русский самодержец не чужд самолюбования, впрочем, на парадных портретах облик человека всегда несколько приукрашен. Физиогномически Кнеллер довольно точен, портрет был действительно похож, и это отмечали все современники.
Обращает на себя внимание "танцующая" поза: рука, упертая в бок, шаг, изящно вывернутая и выставленная вперед нога. А между тем доспехи, даже парадные, весили не мало, а царь на картине представлен в полном военном облачении. Парадный портрет - специфический жанр, это не изображение персоны какой она была в жизни, а специально сконструированный облик, сочетающий в себе реальные черты, но поданные в определенном ракурсе. Титулованных особ писали красивыми и величественными, в лучшем из возможных виде, порой весьма приукрашивая реальность.
Важнейшая черта парадного портрета - демонстрация всевозможных регалий. Корона и держава - непременный атрибут русского царя, причем художник постарался передать и блеск золота и переливы жемчуга. Но посмотрите, как художник выстроил композицию: регалии чуть задвинуты, обрезаны рамой картины - для живописца важнее рыцарственный облик юного монарха, его личность. В руках у Петра жезл полководца.
На великолепной парчовой мантии, подбитой горностаевым мехом, внимательный глаз заметит вытканный серебром герб российского государства - двуглавого орла. Кнеллеру очень здорово удается фактура разных предметов на картине: мех, доспехи, ткань, жемчуга - очень достоверно написаны.
Справа от Петра в окне можно увидеть несколько кораблей. Существует несколько версий, почему они попали в картину. Первая - Кнеллер знал о том, что молодой русский царь начал строить флот. Совсем "юный" на тот момент военно-морской флот уже сумел продемонстрировать свой успех в ходе осады турецкой крепости Азов. Вторая версия: в портрете показаны морские маневры в Портсмуте, проведенные в честь приезда Петра в Англию.
Самое интересное, что этот фрагмент картины написан вовсе не Готфридом Кнеллером, а художником-маринистом Вилллемом ван де Велде, также служившим при английском дворе. Такое разделение труда не было чем-то особенным, очень часто при создании портрета сам Кнеллер писал только голову, фигуры и антураж завершали подмастерья.
Портрет кисти Кнеллера получился настолько прекрасен, что породил массу подражаний. Тип Кнеллера использовался во множестве других изображений, в том числе и вот таких гравированных портретов - но граверы чаще использовали погрудное изображение Петра из этой картины. Кстати, у Сурикова в его "Утре стрелецкой казни", вероятно, использован этот же тип, художник рассказывал Максимилиану Волошину: "Пётр у меня с портрета заграничного путешествия написан".
Другие тексты о том, как художники изображали Петра Великого можно прочитать в отдельной подборке. Вот здесь текст о знаменитом произведении Валентина Серова, а здесь интересное исследование о том, как проходила свадьба Петра и Екатерины.