Глава вторая
10 лет жизни русской жвачки
Именно после трагического случая в Сокольниках в преддверие предстоящей «Олимпиады-80» правительством принимается решение о производстве собственной советской жевательной резинки.
В 1979 году в ГДР закупается четыре линии по производству пластинчатой резинки — на крупную столичную фабрику «Рот Фронт», в Ленинград на кондитерское объединение им. Крупской, в Ереван на кондитерско-макаронный комбинат «Ереванские сладости» и в Таллин на родную кондитерскую фабрику “Kalev”, пионерам советской жвачки.
Пока страна ждет новомодное оборудование, ленинградская фабрика Крупской выпускает первые забавные жвачки в форме ириски на ирисочной линии. «Жевательная резинка» с фруктовым вкусом и харизматичная «Ну, Погоди!» с мятным вкусом по цене 15 копеек.
Ереван тоже старается не отставать от моды и выпускает резинки в фантиках попроще, без фольги.
Эстонская фабрика «Калев» на первых «ирисках» вовсю тестируют ароматические фруктовые добавки, сделав запоминающийся фантик с забавными обезьянками, поедающими апельсины.
Наконец в июле 1979 года запускается немецкая линия. Новые тонкие прямоугольные пластинки выглядят элегантно, лучше разжевываются и выходят намного экономичнее в изготовлении. Первыми партиями выходят «Апельсиновая», «Мятная» и «Клубличная» жвачки. В сутки их вырабатывается до 6 000 кг. В состав резинки входят: сахар, патока, основа, ароматическая эффенция. На участке экструдере формируется ленты каучуковой массы. Смесильщицы взвешивают глицерин, кислоты, ароматические добавки, необходимые для пластинок. Небольшая полоска весом 3 грамма заворачивается в фольгу и бумажную этикетку. 5 штук упаковываются в блок из триплекса. В сутки в магазины отгружается 1,5 тонны готовых пачек ароматизированной резинки трех сортов.
Москва делает типовой макет упаковки, рассылает остальным фабрикам, а те уже редактируют текст на цветных плашках. Заметьте, все надписи сделаны строчными буквами без заглавной, — это демократичный прием, жвачка общается на равных. Первая тестовая партия столичной резинки выдает фантики с белым шрифтом дескриптора «жевательная резинка» и черным контуром вокруг него. Но уже в следующих партиях от контура отказываются в пользу лучшей читабельности. Ленинград же наоборот делает черную надпись. Ереван промахивается с первой партией, где название, сделанное по столичному кеглю выглядит мелковато, в следующих партиях шрифт делают крупнее и декоративнее.
Притирка первого клубничного дизайна обертки. Тест цвета плашки и иллюстраций ягод.
Стране предстоит ответственная организация олимпийских игр и выпуск красивой жвачки, как показателя уровня хорошей жизни и советской свободы, стратегически важен на тот момент. Новая жевательная резинка столичной фабрики выходит с утвержденной символикой «Олимпиады-80».
Резинка продается по цене 60 копеек за пачку из пяти пластинок, затем снижается (редкий случай снижения цены в позднем СССР), до 50 копеек. Это позволяет продавать жевательную резинку пластинками поштучно. Для сравнения уровня цен: пачка сигарет «Булгартабак» — 50 коп, пачка сигарет «Marlboro» (Индия) — 1 руб. На советских резинках не используют консервант, и поэтому срок годности не превышает 1,5 месяца (иначе она становится жесткой).
К 1983 году выпуск жвачки осваивают практически все крупные города. Жевательная резинка выпускается на сахарных заводах, хлебопекарнях и макаронных фабриках. Появляются даже такие экспериментальные жвачки, как армянская «Гамибазин», которая продается в аптеках как средство для борьбы с никотиновой зависимостью.
И все же отечественная резинка не может удовлетворить невероятный массовый спрос. Ее невероятно мало, она в дефиците, и по качеству заметно уступает импортной. Советские жвачки плотнее и менее тягучее заграничных, вкус их уходит быстро, но жуются они дольше — прощай пломбы! Обертку жвачки с волком из «Ну Погоди» дружно копируют и Свердловск (фабрика №1), и Ставрополь, и Краснодар (кондитерско-макаронный комбинат). Естественно, они могут делать жвачки только на ирисочной линии.
Известными и популярными в стране становятся «ластики» в золотой упаковке: их невозможно не заметить на витрине киоска союзпечати. Жесткая серая жвачка из Бийска имеет ароматный, но быстро заканчивающийся вкус.
Освоив новое производство по выпуску тонких пластинок, Ереван выпускает резинки с персонажами забавной армянской сказки Ованеса Туманяна «Пес и кот».
Советские школьники жуют жвачку несколько дней до полного рассыпания, бережно прилепляя комочек на край тарелки во время приема пищи, потом опять продолжают жевать. Особо креативные ребята подкрашивают жвачку крошкой цветного карандашного грифеля на манер западного баблгама. Многие даже отдают ее друзьям на временное пользование. Так что жевательная резинка, а тем более импортная, является занебесной мечтой любого советского ребенка. Пропаганда активно работает против американцев и их образа жизни. В народе ходят байки, что «заокеанские агрессоры» специально раздают советским детям отравленные ядовитые жвачки, чтобы навредить (видимо чтобы граждане держались подальше).
Я вспоминаю свою трагичную историю в советском 1984-м. Мне 6 лет и мы с бабушкой в московском метро едем вниз на длинном эскалаторе. Напротив в этом же направлении едет красивая чернокожая иностранка и приветливо мне улыбается. А я еду и искренне улыбаюсь ей в ответ. Женщина одета в элегантное светлое полупальто, а на мне жуткая меховая шапка на толстой белой резинке от трусов и темное пальтишко, но меня этот социальный контраст абсолютно не смущает, я представляю собой счастливого советского ребенка. При переходе на станцию она подбегает ко мне, и сует охапку свежих белых пластинок “Wrigley“. Описать мою эйфорию в тот момент невозможно словами, чудеса случаются! Бабушка благодарит гостью, забирает из моих рук пластинки и прячет их в свой карман. Мои просьбы вернуть их мне в руки, чтобы рассмотреть в вагоне метро, бесполезны, и только на выходе из метро я узнаю, что бабушка «спасла мне жизнь» и выбросила «буржуйский отравленный подарок» в мусорку на станции.
К середине 80-х новаторская фабрика «Рот Фронт» меняет название «кондитерское объединение» на «комбинат», меняет логотип и дизайн упаковки, введя изображение Незнайки, видимо рассчитывая на детскую аудиторию. Также чуть позднее комбинат добавляет новый вкус «Кофейный аромат» (который сразу повторяют Ереван и Таллин).
Незнайка — персонаж писателя Николая Носова — задиристый неугомонный коротышка в широкополой шляпе. Его чертами являются хвастливость, невежество, отважная смелость и сообразительность. Но «необразованный» герой живет недолго: через несколько лет фабрика делает очередной ребрендинг упаковки, отказавшись в сторону минимализма от иллюстрированных изображений + добавляют новый «Малиновый» вкус
и уже в 90-х — новую линейку «Чао» с добавлением бананового и дыневого вкуса. По иронии с названием, прощальное «Чао» действительно становится последней русской жвачкой.
В итоге, советская жвачка, выпущенная специально к олимпиаде, так и не успевает набрать обороты по качеству. Новые виды, вкусы и ребрендинг упаковки выходят заметно слабее, чем ставшие уже классическими «олимпийские».
Жвачки стран соцлагеря
В 80-е годы иностранная жвачка попадает в страну из социалистических содружественных стран: Польши, Чехословакии, Болгарии, Югославии, в которые все чаще ездят дипломаты и чиновники.
Самые известные жевательные резинки — польские пластинки «Болек и Лёлек» с серией вкладышей из одноименного мультфильма, чешские «Педро» фирмы Velim и редкие болгарские «Идеал». Фишкой обертки и вкладышей становится забавная история из двух кадров, которую вполне можно назвать мини-комиксом. Все жвачки «Болека» с апельсиновым вкусом и в фольгированной упаковке. Счастливые обладатели польских оберток «Ретро-автомобилей» и «Бабочек» уже вводят первую моду на игры во вкладыши. Забавны болгарские пластинки «Идеал»: на них изображение мальчика с надписью «дъвка» («дъвка» — жвачка, «свежест» — мятная).
«Эх вы, серость! Это же бубльгум!»
У нас рождается своя русская жвачка, но увы, жизнь ее недолгая, всего десятилетие.
Золотой век жвачки в России выпадает на начало 90-х годов. Отечественные линии по производству жевательной резинки встают из-за распадающегося Союза, и вдруг как волшебный портал, открывается экспорт настоящего «бубльгума» из Турции, Ирана, Пакистана. Голодные советские дети получают “Donald“, “Bombibom“, “Turbo“, “Boomer“, “Love Is“, “Tipi Tip“. Народ фанатеет не столько от самой жвачки, столько от вкладышей, находящихся под оберткой. Картинки становятся самым ходовым товаром среди школьников: придумываются всевозможные обмены, розыгрыши, игры и даже лотереи. Во всех школьных коридорах страны на подоконниках разворачиваются настоящие сражения за вкладыши. Игроки скидываются равным количеством вкладышей, с азартом по очереди бьют ладонью по ровной толстой стопке вкладышей и те, которые переворачиваются картинкой вверх — забираются «бъющим». Удары по деревянным подоконникам школьных коридоров и громкие дикие вопли напоминают реальные баталии.
“Turbo“ — самая популярная жвачка турецкой компании “Kent“ — предел мечтаний у мальчишек. Ее яркий сочный фруктовый аромат и крутые модные тачки на вкладышах моментально делают эту жвачку одной из самых желанных.
Нидерландская резинка “Donald“ (не путать с германской “Donald Duck“ с «переводками» на вкладышах) названа в честь персонажа студии Walt Disney. Ароматная жвачка надувает большие белые пузыри. Взрослые и дети собирают целые коллекции вкладышей с забавными мультяшными комиксами из жизни мультгероев. Никто тогда не знает, что в 1989 году уже прекращен выпуск этой жвачки, а эти цветные милахи в киоске за 1 рубль — сбыт последних партий.
“Boomer“ родом из Испании. Супергерой в голубом обтягивающем костюме с двумя розовыми пончиками на груди обладает способностью растягиваться, словно резина. Жвачка особенно ценится среди подростков за сочность и огромные пузыри.
Резинка “Tipi Tip“ тоже турецкой компании “Kent“ — закос под упаковку «Дональда». Носатый ботан в очках и шляпе все время попадает в различные казусные ситуации. Даже вкладыши несут хаотичный характер: мини-комиксы на них печатают и по горизонтали и по вертикали. Примечательна нумерация каждой истории.
Позже в страну хлынули китайские жвачки “Da Da“, “BombiBom“, “PuPu“, “Сenter shock“, “Dunkin“, а чуть позже и вся линейка “Wrigley's“. Вся жвачка стоит в пределах 0,5–1,5 рубля.
В 1996-м Wrigley строит свою первую фабрику на территории России в Петербурге. В рекламе рассказывается о пользе нового «Орбита» без сахара, о его участии в профилактике кариеса и сохранении свежести дыхания. Одноименным названием «Сплин» посвящает песню чувствам молодежи, в которой говориться что не стоит отчаиваться, даже когда кажется, что ты в тупике.
К рубежу нового века жвачка становится привычным аксессуаром. Появляются всевозможные виды и очень сочные “Malabar“, “Hubba Bubba“, “Juicy fruit“, “Stimorol“, “Eclipse“ и даже жвачки в виде сигареты. Учителя в школах борются с этой сорняковой резинкой, заставляя ее выплевывать на уроках, отчитывают на собраниях и классных часах. Низ парт и стульев теперь украшают твердые разноцветные комочки. Жвачка становится развлечением, молодежным атрибутом и дерзким стилем самовыражения.
Глава первая Жевательная резинка. История появления в СССР
Спасибо за помощь Мельниковой Людмиле Константиновне, директору музея «Рот Фронт» за предоставление информации и фото.
Кто знает художника первой русской жвачки?
История появления матрешки
История появления эскимо