Историю моих боданий с ПФР многие уже знают. Не знаю, как - вы, но у меня сложилось четкое убеждение, что эту контору можно только ликвидировать. Но - не вылечить. Поздно!
И в связи с этим я решил обратиться к нашему Президенту со следующим письмом.
"Уважаемый Владимир Владимирович!
Обращаю Ваше внимание на то, что сложившаяся практика определенных действий Пенсионного фонда России последовательно и целенаправленно создает высокую социальную напряженность в обществе – что особенно заметно и совсем неуместно в нынешней непростой политической и экономической ситуации в стране.
Это связано с тем, что Ваши заявления, указания, а также и меры, принимаемые правительством по защите законных интересов пенсионеров, искажаются и нивелируются определенными действиями сотрудников ПФР, произвольно и в угоду своим частным интересам не только извращающих саму суть этих мер, но и открыто игнорирующих действующее в стране законодательство.
Так, индексация пенсий, установленная государством как способ компенсации пенсионерам фактического снижения их пенсий в результате роста цен (инфляции), сотрудниками ПФР вдруг выдвигается как некоторая «льгота», которую они могут кому-то предоставлять или не предоставлять в произвольном порядке, по своему усмотрению.
И таких «усмотрений» у ПФР – множество! Жалобы граждан показывают, что в ПФР нарушения разного рода имеют место и при назначении пенсий, и при учете трудового стажа граждан, и при расчете размеров пенсии, и по другим моментам, затрагивающим интересы пенсионеров. Потом кто-то из пенсионеров с этими нарушениями доходит до судов, но и в судах нередко имеют место случаи отказа гражданам по чисто формальным моментам, которыми умело пользуются опытные юристы, состоящие в штате ПФР.
Другими словами, ПФР очень активен в защите своих частных интересов – против интересов пенсионеров, хотя изначально декларировалось, что ПФР создается именно для полного и неукоснительного выполнения социальных обязательств государства перед гражданами пенсионного возраста.
Такое положение сложилось не случайно. Оно связано с тем, что при организации работы государства в пенсионной сфере были допущены серьезные отступления от базовых принципов работы государственных органов в социальных вопросах и в вопросах финансов.
Перечислим основные такие отступления.
Первое – это игнорирование возможного конфликта интересов между работниками организации и кругом выгодоприобретателей от ее деятельности.
Такой конфликт, если он возникает, неизбежно ведет к злоупотреблениям и потому в финансовой науке, и в управленческой практике давно признано, что никоим образом не может быть допустимо, чтобы «из одного котла» обеспечивались как управляющие (сотрудники) организации, так и лица, в пользу которых эта организация создана.
Между тем, наш ПФР создан именно по такой схеме. И это – редкое исключение и в нашей практике.
Так, никто ведь не решается предложить, чтобы работники таможенных органов получали свои зарплаты и премии непосредственно из сумм собираемых ими пошлин и налогов!
Да, у нас были однажды Дорожные фонды – действующие по аналогичной схеме, но из-за вала нарушений и злоупотреблений их пришлось быстро ликвидировать. С ПФР к нам приходят те же проблемы и притом - в существенно более чувствительной для государства и общества сфере (социальной сфере), но для их разрешения пока ничего не делается (объединение двух фондов в один ничего не решает, а только загоняет проблему «вглубь»).
Второе явное отступление, как от науки, так и от реальности – это создание ПФР в форме именно «фонда».
На самом же деле, фонд – это всегда организация, имеющая дело с «длинными» деньгами, с накоплениями. Когда такие накопления имеют место, то, действительно, нужен фонд, занимающийся управлением этими накоплениями.
Наш же ПФР никаких накоплений не имеет, он действует по обычной для бюджетных учреждений годовой смете - и для этого случая есть надежная форма агентства (службы), занимающегося распределением государственных (бюджетных) ресурсов. При этой форме строго разделяются: смета содержания работников самого агентства (службы) и бюджетные средства, выделенные на цели, определенные в уставе данной организации.
В пенсионной сфере – это выплата пенсий. И потому все деньги, выделяемые государством на цели пенсионного обеспечения граждан, должны идти строго только на эти цели.
А зарплата работникам такого агентства (службы) должна обеспечиваться в обычном порядке – как и для других работников бюджетной сферы (врачей, учителей, и т.д.). Никакой автономии, никакой «самостоятельности» здесь быть вообще не должно – все «бюджетники» должны получать свои зарплаты по единой форме и по единым нормативам.
А что же касается фондов, то в них – да, их работники получают и некоторую долю от доходов фонда. Но в фондах они сами и зарабатывают эти доходы!
Таким образом, форма «автономного фонда» для ПФР в нашей действительности ничем не оправдана и единственно, для чего она выбрана – чтобы вывести эту деятельность из-под обычного правильного бюджетного контроля.
А если отказаться от этой неблаговидной цели, то наилучшим решением было бы создание, вместо ПФР и других социальных фондов, единого социального казначейства - в форме особого подразделения Федерального казначейства.
Третьи отступлением является допущение работников ПФР к самостоятельному, произвольному толкованию российского законодательства. В основе такой практики лежит фактическая бесконтрольность деятельности ПФР – со стороны любых государственных социальных ведомств и правоохранительных органов.
Это обстоятельство мне хорошо известно по моей ситуации: в ходе всех проверок моих заявлений (о нарушениях в деятельности ПФР) мне от всех проверяющих организаций присылали фактически копии все той же недостоверной аргументации, которую я уже давно получаю в письмах от самого ПФР. В итоге общей рекомендацией от всех этих организаций мне было одно: «не согласны – обращайтесь в суд!»
Но всё дело в том, что у меня нет СПОРА с ПФР! И ПФР в своих письмах мне тоже пишет: «Мы вам дали разъяснения по всем вашим доводам!». Но у меня нет и «доводов» - для ПФР!
Все, о чем я пишу в ПФР, касается очевидных несостыковок в их собственных заявлениях, противоречий между их действиями и их же «разъяснениями», а также практики подмены ПФР российских законов своими собственными произвольными «пониманиями» и «толкованиями».
И это – вопросы административного беспорядка, административной неразберихи в системе ПФР, которые имеют своей причиной и отсутствие управляемости в самом ПФР, и полная бесконтрольность ПФР перед вышестоящими государственными органами в целом.
В конечно счете, в ПФР сформировалась особая «зона» бесконтрольности и безнаказанности – существованию и процветанию которой потворствует выбранная для этой пенсионной организации (видимо, как раз, в этих целях!) форма «автономного фонда».
Вот три только самых заметных факта.
Первый факт. Как известно, временная отмена индексации пенсий работающим пенсионерам на всех уровнях власти представлялась с одним только обоснованием: что такие работающие пенсионеры имеют дополнительные доходы, которые и так индексируются на процент инфляции.
А что сделали руководители ПФР? В этой своей «особой зоне»? Они тут же придумали специальную концепцию, по которой пенсионеры, вовсе не имеющие никаких доходов, по их произвольным, незаконным «усмотрениям» все же могут считаться и рассматриваться как «работающие пенсионеры». Соответственно – как не имеющие права на индексацию их пенсий.
А ведь под эту концепцию можно подвести ЛЮБОГО ПЕНСИОНЕРА – и того, что просто копается на своем садовом участке, и того, что чинит свой утюг, и всякого, кто проявляет хоть какую-то активность в социальных сетях (участвует в опросах, ставит свои комменты на платные каналы и даже просто участвует в коллективных компьютерных играх!). Уже и не говоря о тех, кто получает проценты по вкладам в банках, играет в лотереях и участвует в коммерческих промо-акциях.
Второй факт. Когда ПФР восстанавливает выплату индексации пенсии пенсионеру, прекратившему работу, он применяет специальную задержку ее выплаты – на три месяца. Эти месяцы нужны работникам ПФР якобы для «уточнения», введения «поправки в систему», и т.д.
На самом же деле, индексация пенсий и так рассчитывается ВСЕМ ПЕНСИОНЕРАМ – ЕЖЕМЕСЯЧНО! И новую пенсию, с индексацией, можно платить уже буквально на другой день после принятия такого решения.
Но ПФР совершенно произвольно устанавливает для себя эту отсрочку. С вполне понятными целями: а) эти деньги лишние три месяца будут пребывать в их обороте; б) за три месяца эти суммы для пенсионеров обесценятся еще на одну четвертую долю от годовой инфляции (на сегодня – на 2,5 - 3 %); в) пенсионер может и не дожить до конца этой отсрочки.
Цинично, но финансово – вполне эффективно. Только – если забыть, что такие беззаконные уловки обществом совсем не приветствуются. Но наше государство терпит от ПФР и это!
И вот, еще один факт: пенсия мне была назначена только через несколько месяцев после наступления у меня пенсионного возраста – с объяснением, что по принятому в ПФР порядку решение о назначении пенсии принимается только после личного обращения гражданина в отделение ПФР.
Но ни в одной стране мира такого бессмысленного ограничения нет; везде пенсия назначается с даты наступления пенсионного возраста гражданина, по тем данным, которые имеются в распоряжении организации, отвечающей за выплату пенсий (потом в них могут быть внесены коррективы).
И так же и в моем случае! Когда я пришел с документами в отделение ПФР, сотрудница фонда посмотрела в свой компьютер и сказала, что – «Ничего не надо, все данные у нас уже есть!».
Все данные у них есть, но на этой уловке ПФР уже выиграл - на сумме невыплаченных пенсий за якобы пропущенное мною время!
И можно привести и другие подобные факты.
Но, самое главное, в этой своей «произвольности» ПФР, под прикрытием заботы о финансовых интересах государства, лоббирует мероприятия, наносящие прямой, ощутимый ущерб именно финансовому благополучию государства.
Так, самый элементарный расчет показывает, что работающие пенсионеры, в среднем и в своей общей массе, приносят государству БОЛЬШЕ финансовых поступлений (считая вместе налоги и страховые платежи в ПФР - от которых пенсионеры не освобождены), чем может расходоваться средств на оплату индексации их пенсий.
Таким образом, выступая за отмену индексации пенсий работающим пенсионерам – и вынуждая, тем самым, этих пенсионеров прекращать свою трудовую деятельность – государственные финансисты, которые идут на поводу у ПФР, реально наносят значительный ущерб нашему бюджету! Который сейчас и так уже является дефицитным.
Но никто эту реальность даже и видеть не хочет! А ведь эффект (отрицательный!) достигается сразу по двум направлениям: государство не добирает остро необходимые ему финансовые доходы и одновременно в обществе растет социальная напряженность, вызываемая явной несправедливостью урезания пенсионерам уже заработанной ими пенсии.
Да, некоторые пенсионеры уже приспособились к этой ситуации: они каждый год увольняются на один месяц, фиксируют себе пенсию с индексацией, и затем опять устраиваются на прежнее место работы. ПФР это, конечно, не нравится, но это - абсолютно законная практика.
А вот как ПФР пытается бороться с этим, так это – уловками, подтасовками и другими действиями, в основном, произвольными и противоправными.
Опять же, если рассмотреть эти действия ПФР на моем примере, то это – целый набор приписок, подделок, подлогов. И самое главное - что в случае раскрытия всех этих трюков замешанные в них сотрудники ПФР и сам фонд ничем не рискуют. Они, даже если и признают свои ошибки, исправлять их все равно не собираются. И таких примеров в социальных сетях – великое множество.
Но приведу здесь только примеры действий ПФР, опробованных именно на мне. Которые имеют общим итогом то, что ПФР не выплачивал мне индексацию пенсии в течение двух лет – за период времени, когда я нигде не работал и не получал никаких доходов!
Как это у них получалось?
После моего увольнения из Налогового института РосНОУ в августе 2020 г. в ПФР мне оперативно приписали некий мифический «ИП» и сообщили, что как раз на этом основании – индексация пенсии мне вообще «не положена!»
Год они продержались на этой приписке, потом сами же признали ее – «ошибкой терроргана ПФР», но индексацию пенсии за этот период мне так и не восстановили.
Затем, в сентябре 2021 г. я зарегистрировался «самозанятым». При этом режиме индексация пенсии мне должна быть обязательно восстановлена - если только я сам от нее не откажусь.
Закон для самозанятых в этом случае дает пенсионерам два права: право подавать или не подавать заявление о добровольном вступлении в страховые отношения с ПФР (индексация пенсии сохраняется только в последнем случае) и право выбора формы подачи такого заявления – в электронной форме или в виде письменного собственноручного заявления.
Я такие заявления пишу только лично, на бумаге, своей рукой. Ну а в данном случае я, по очевидным причинам, подавать такое заявление вовсе не собирался.
И вот из ПФР мне позвонили и подтвердили, что – да, индексация пенсии мне - восстановлена. Однако затем, через три месяца (на момент уже выплаты мне отсроченной индексации) в моем Личном кабинете в ПФР вдруг появляется поддельное заявление от моего имени (без моей подписи и почему-то – сразу два одинаковых заявления!) – что я якобы желаю застраховаться в ПФР и сам платить им страховые взносы. И вот, основываясь на этом подлоге, из ПФР мне опять сообщают: «вам – не положено!».
При этом, относительно этих двух «моих заявлений»: ПФР имеет только мои протесты на эти подделки – и ни строчки, на этот счет, которая была бы написана моей рукой! И теперь из ПФР мне пишут – «Ведь вы у нас застрахованы! Поэтому и индексации для вас – нет!»
Но ведь все эти утверждения – в любом случае абсолютная бессмыслица! Поскольку за все истекшее время я не платил в ПФР ни рубля страховых взносов. И подделать что-то в этом важнейшем моменте уже ничего никак нельзя!
И в результате по всем правилам страхования я никак не могу быть застрахованным – или считаться застрахованным - в ПФР! Подписание контракта – не есть исполнение контракта. Страховой договор без уплаты страховых взносов – это ноль!
Но ответственные работники ПФР, подписывающие письма мне с этими бессмысленными утверждениями, этого не понимают. Или – они эти письма сами не читают.
Здесь, как мы видим, креативщики из ПФР особенно отличились - они открыли миру НАСИЛЬСТВЕННОЕ БЕСПЛАТНОЕ СТРАХОВАНИЕ. К сожалению, в российских законах эта новация пока не нашла своего отражения.
И вот еще один момент. За эти два года ПФР нашли два месяца, в течение которых мне действительно были выплачены: 2 тыс. руб. – за участие, в качестве официального оппонента, в защите кандидатской диссертации, и 8 тыс. руб. – в качестве отчислений от ведения канала в Дзене.
И основываясь на этих 2 тыс. и 8 тыс. руб., полученных за отдельных два месяца, ПФР объявляет меня «работающим пенсионером» - в отношении всего периода в два года и лишает индексации пенсии на общую сумму примерно в 250 тыс. руб. При этом сами же работники ПФР утверждают, что они ведут помесячный учет трудовой занятости и доходов пенсионеров. И потому они сами видят в этом своем учете, что все остальное время, за исключением этих двух месяцев, я нигде не работал и не получал никаких доходов – и все равно утверждают, что я все это время – «работающий пенсионер».
Это ли не издевательство над законом? Да и над здравым смыслом вообще!
Вот, мы видим, что в этом ПФР – нет ни правил страхования, для них нет и МРОТ, у них нет и веры в свои же собственные учеты. А законы они просто игнорируют. Решения за самозанятых они принимают сами, документы, подтверждающие эти их решения, им не нужны, право самозанятых на добровольность страхования в ПФР они просто не признают.
И если им даже подделками не удается прикрыть свои действия, то они все равно не унывают.
Так, свою ошибку с припиской мне «ИП» они все же признали, но исправлять ее все равно не хотят.
А поддельное «мое заявление» он смогли запустить в мой «Личный кабинет» в ПФР только спустя три месяца после моей регистрации как самозанятого – и потом работники ПФР сами, и устно, и письменно, подтвердили, что до появления этих заявлений у меня есть полное право на получение индексации пенсии.
Но мне ее не выплатили и за эти три месяца – уже вообще без всяких оснований, просто по чистому своему произволу!
Итак, вот – прямые и явные нарушения ПФР законных прав пенсионеров, взятые только из моего случая:
- признание, но не исправление ошибки с якобы «моим ИП»;
- навязывание мне якобы моего желания быть застрахованным в ПФР и платить страховые взносы в ПФР – против ясной нормы закона, закрепляющей строгую добровольность действий пенсионера в этом случае;
- признание меня «застрахованным в ПФР» на основании поддельных «моих заявлений» - не располагая ни написанным мною лично ни одним документом и не получая от меня никаких страховых взносов;
- признание меня «работающим пенсионером» на протяжении двух лет – имея в действительности только два месяца в этом периоде, в которых я имел доходы в общей сложности в 10 тыс. руб.:
- игнорирование закона, по которому всякий работающий в РФ должен получать доход не менее МРОТ.
И все эти факты – взяты мною непосредственно из писем и «разъяснений», которые подписаны ответственными работниками ПФР!
Но невозможно себе представить, чтобы все эти уважаемые люди не понимали абсурдность и беззаконность утверждений и заключений, содержащихся в подписываемых ими документах. Но, раз они это делают, то, по-видимому, они совершенно уверены, что никакие законы РФ для ПФР не существуют, и что за нарушение этих законов никто в ПФР никогда не будет наказан.
И пока все так и идет. И даже когда ПФР проигрывает свои дела в судах, то никаких выводов в управленческой практике в ПФР никто не делает и все уповают на то, что до судов мало кто доходит (не доживает) и потому все эти их произволы и «усмотрения» останутся не выявленными и безнаказанными.
И, похоже, что подобное обращение с новой цифровой средой становится своего рода поветрием. Вслед за ПФР подобным произволом с личной информацией о гражданах начинают грешить - банки, нотариальные конторы, разного рода реестры, и т.д.
А в ПФР уже привычным образом из приписок и лжи выстраивают выгодную для себя виртуальную конструкцию, ничего не имеющую общего с реальностью. А потом уверенно внедряют ее в жизнь – выстраивая на ней свои утверждения, «разъяснения», заключения, противоречащие не только всем возможным законам, но и самой простой логике!
И эти их советы насчет обращения в суды – но как суд может вылечить людей, которые утверждают, что земля – плоская и что она стоит на трех китах?
Из всего вышеизложенного – следующие выводы.
Первый вывод состоит в том, что индексация пенсий должна быть восстановлена для всех групп пенсионеров. Индексация пенсий – не льгота, это – всего лишь компенсация (частичная) потери покупательной способности пенсии, уже заработанной ее получателем.
Ограничение выплат индексации пенсий экономически несостоятельно – поскольку выводит из трудоспособного населения значительную часть нужных стране работников, административно вредно – поскольку влечет за собой расширение теневой, нелегитимной зоны экономики (люди стараются разными средствами обойти это ограничение, а ПФР в ответ прибегает к неправовым мерам борьбы с такими действиями) и, самое главное, финансово убыточно и для общества (сокращается доля легально занятого населения), и для государства (бюджет несет прямые убытки из-за недополученных налогов и сборов).
Второй вывод: ПФР должен быть ликвидирован – как несостоятельная в научно-теоретическом смысле и ущербная в экономическом плане форма организации пенсионного обеспечения населения.
Автономность ПФР ничем не оправдана, управленческие порядки в ПФР не выдерживают критики, в политическом смысле сохранение ПФР в нынешней форме будет только способствовать росту социальной напряженности в обществе.
Третий вывод – необходимо пересмотреть сами основы политики, принятой в сфере пенсионного обеспечения населения.
«Страховые взносы» в ПФР потеряли свою страховую природу и превратились в дополнительный вид социально вредного особого вида налогообложения. Завышенная норма таких взносов вынуждает предпринимателей снижать зарплаты и толкает их к использованию разного рода форм теневой занятости.
И особенно вредна нынешняя пенсионная система для демографической политики, поскольку она не просто ставит молодых людей перед выбором – копить себе на старость или заводить детей, а императивно лишает молодежь из малообеспеченных слоев населения всяких стимулов выходить из-под родительской опеки и создавать свои семьи.
При сохранении пенсионной системы в ее нынешней форме все социальные противоречия в обществе будут только обостряться, недостатки в администрировании финансовых отношений между гражданами и государством будут множиться и закрепляться, а отношения между народом и правящей элитой – продолжат прогрессивно ухудшаться.
Начатые меры по перестройке работы ПФР очевидно недостаточны, здесь нужны решительные и радикальные меры, основанные на научных принципах управления и администрирования, которых пока недостает на этом важном участке работы государственных органов.
Заметим также, что из негативного опыта ПФР видно, что в практике распространения формы «личных кабинетов» граждан, используемой в русле цифровизации работы государственных органов, необходимы коррективы: должны быть особо закреплены права граждан на контроль за тем, чем заполняются эти их «кабинеты» и одновременно должна быть установлена личная ответственность государственных служащих за правильность и достоверность той информации и тех сведений, которые они вносят в «личные кабинеты» граждан в своих организациях.
Здесь может быть использован опыт банков – которые сейчас уже предоставляют своим клиентам право устанавливать, что любые заявления от их имени могут приниматься банком только в порядке их личного визита в банк и заполнения СОБСТВЕННОРУЧНО любого бланка необходимого документа или заявления. Подпись".
Найдется ли у Президента время заняться этим ПФР? Будем посмотреть