(На публикацию «Мама, ты пришла?» я получила много откликов. Тема «Мы и наши дети» людей волнует. Не знаю, смогу ли я сделать на канале такую рубрику, но сегодня эту тему продолжаю).
Нелегкую историю рассказала мне знакомая врач-педиатр, к которой на прием однажды прибежала женщина в слезах, мать пятиклассника, совершившего проступок. В воспитательных целях его публично наказали.
– Почему так произошло? У моего сына действительно есть преступные наклонности? И я не имела права мешать педагогу? – спрашивала Ирина сквозь слезы. – Но он ведь болен! У кого в первую очередь надо лечиться? У психиатра? Или у Вас?
Врач ответила, что у нее. Психиатр тут не нужен. Вывод этот она сделала после осмотра злоумышленника Сережи и анализа всего, что с ним произошло.
Дело было так.
Сережин пятый «Б» поехал на экскурсию в музей боевой славы. Ребята бродили по залам, рассматривали экспонаты под стеклом витрин. Потом группа мальчишек попросилась в туалет. А вскоре после этого дежурная по залу обнаружила пропажу: в одной из витрин исчезла граната!
Наталья Ивановна, классный руководитель, догадалась, что злоумышленник тоже скрылся в туалете. Она помчалась туда, обыскала ребят, и в кармане Сережи нашла гранату.
Экскурсию быстро завершили, детей отвезли в город, в школу. И вот там, усадив актив класса за парты («бессловесных» и инертных детей отпустили домой), Наталья Ивановна устроила судилище. Поставила благую цель: добиться от Сережи публичного признания.
Мальчик был испуган, сам переживал то, что случилось, и от стресса говорить почти не мог… Но педагог была непреклонна.
– Ты опозорил не только наш класс, но и всю школу! Тебя нужно исключить. Но если ты докажешь, что раскаялся, мы с директором еще подумаем… Ты признаешь свою вину?
Сережа кивнул.
– Не слышу! Говори громко, внятно, развернутыми предложениями! Сумел украсть, умей и отвечать! Стыдно тебе: самый большой парень в классе, вон какой вымахал!!! Еще раз спрашиваю: ты признаешь, что виноват?
Сережа что-то пролепетал и снова кивнул. Достаточно энергично для того, чтобы быть понятым. Но Наталья Ивановна добивалась «внятного» ответа и продолжала натиск. В конце концов Сережа крикнул «Да пошли вы все!» и упал грудью на парту, захлебываясь в рыданиях.
В этот момент в классную комнату вбежала Ирина, которой не сразу удалось отпроситься с работы, и быстро оценила ситуацию. Выпроводив вон не только «актив», но и Наталью Ивановну, мать принялась оказывать помощь сыну, который бился в истерике.
По счастью, кто-то из людей, столпившихся в коридоре, сообразил, что нужно позвать школьного врача. И – еще большее счастье – врач не успела уйти домой…
Когда к Сереже вернулась способность говорить, он объяснил, что взял гранату только для того, чтобы разглядеть ее! В туалете. А потом так же незаметно положил бы ее назад, в витрину. Очень уж необычная вещь! И другие ребята тоже смотрели! И задумали это они все вместе, но остальные не признались…
Ирина сыну поверила, а вот классный руководитель – нет. Наталья Ивановна заявила, что и с Сережей, и с его мамашей разговор будет продолжен! Завтра. В кабинете директора школы. И речь пойдет уже о детской комнате милиции для Сережи и письме руководству учреждения, в котором работает Ирина.
Но «завтра» Сережа в школу не пришел. И через день не пришел. И через месяц…Только через год – в другой класс. Тоже в пятый. Ему пришлось оформить академический отпуск.
*** Педиатр, который все это рассказала, до выпускного класса наблюдала за Сережей и жалела, что у врачей нет возможности проводить ликбез с педагогами! И Наталье Ивановне, и многим ее коллегам, следует знать, что самый высокий парень в классе – одновременно и самый уязвимый!
Тело ребенка развивается гораздо быстрее, чем его кровеносные сосуды. Особенно сосуды головного мозга. Тело и голова – уже почти подростка, а сосуды внутри остались детскими! Не могут обеспечить мозгу нормальное питание.
А у Сережи при обследовании обнаружились еще и эндокринные нарушения. Они тоже стали причиной и его импульсивных, необдуманных поступков, и эмоциональной неустойчивости, склонности к нервным срывам. То есть, был клубок проблем, распутывать который врачам пришлось очень долго…
Как же это важно, когда у педагога, кроме диплома, есть еще и доброе сердце!