4,8K подписчиков

День в истории. Сазонов

122 прочитали
Могила Егора Сазонова

10 декабря (27 ноября) — день самоубийства эсера-политкаторжанина Егора Сергеевича Сазонова (Созонова) (1879—1910), убийцы министра внутренних дел Российской империи Вячеслава

Могила Егора Сазонова

10 декабря (27 ноября) — день самоубийства эсера-политкаторжанина Егора Сергеевича Сазонова (Созонова) (1879—1910), убийцы министра внутренних дел Российской империи Вячеслава Плеве.
Сазонов рассказывал о себе: «По рождению я происхожу из благомыслящей, в высшей степени религиозной и монархически настроенной крестьянской семьи, которая переселилась из деревни в город и там быстро разбогатела эксплуатацией башкирских лесов — сравнительно уже поздно, когда мне было лет 10-11. Тот дух, которым я был пропитан, пока находился всецело и единственно под влиянием семьи, был в высшей степени враждебен какому-либо протесту или недовольству строем жизни русской. Царские портреты наравне с иконами украшают комнаты в доме моего отца».
В переписке с родителями из Бутырской тюрьмы Сазонов писал: «Я совершил величайший грех, возможный для человека, два убийства [министра и его кучера. — А.М.], запятнал себя кровью... Вы часто меня упрекали, что я, вкусивши науки, позабыл о Боге. Дорогие мои! Земной мой поклон вам и моё вечное спасибо за то, что вы научили меня свято относиться к вопросам совести. Ведь, потому-то я совершил дело, что я чувствовал, что моя совесть, моя религия, моё евангелие, мой Бог требовали этого от меня. Мог ли я ослушаться? Да, родные мои, мои революционные и социалистические верования слились воедино с моей религией. Я считаю, что мы, социалисты, продолжаем дело Христа, который проповедывал братскую любовь между людьми, призывал к себе всех труждающихся и обременённых и умер, как политический преступник, за людей... Требования Христа ясны — кто их исполняет? Мы, социалисты, хотим исполнить их, чтобы царство Христово настало на земле».

Могила Егора Сазонова

10 декабря (27 ноября) — день самоубийства эсера-политкаторжанина Егора Сергеевича Сазонова (Созонова) (1879—1910), убийцы министра внутренних дел Российской империи Вячеслава-2

Так убийство министра внутренних дел В.К. Плеве 28 (15) июля 1904 года увидела иностранная печать

Могила Егора Сазонова

10 декабря (27 ноября) — день самоубийства эсера-политкаторжанина Егора Сергеевича Сазонова (Созонова) (1879—1910), убийцы министра внутренних дел Российской империи Вячеслава-3

Егор Сазонов и Вячеслав фон Плеве

Подробнее о покушении Сазонова на Плеве, приведшем к гибели министра,
рассказано здесь. А на самоубийство Сазонова толкнули телесные наказания политических заключённых. Чтобы предотвратить дальнейшие порки политкаторжан и привлечь к их судьбам общественное мнение, 10 декабря (27 ноября) 1910 года Сазонов принял яд. Его самоубийство стало крупным событием, произвело большое впечатление на общество и вызвало студенческие волнения.
На надгробном памятнике Сазонова написано: «Погибнуть в борьбе за победу своего идеала — великое счастье. Среди ужасов — смерти и крови — рождается свобода». На другой стороне обелиска: «Я должен умереть. Ожидать лишний день — это значит, может быть, увидеть новые жертвы».
В СССР память Сазонова, хотя он и был эсером, чтилась (впрочем, как и память других эсеров, павших до революции — Ивана Каляева, Зинаиды Коноплянниковой...). В их честь назывались улицы, фабрики... Так, в честь Сазонова назвали улицы в Уфе, Челябинске, Воронеже и Екатеринбурге.

Могила Егора Сазонова

10 декабря (27 ноября) — день самоубийства эсера-политкаторжанина Егора Сергеевича Сазонова (Созонова) (1879—1910), убийцы министра внутренних дел Российской империи Вячеслава-4

Егор Сазонов после самоубийства