Литература ХХ века достаточно богата на вампирскую тематику, особенно в середине 1970-х. В качестве примера литературы начала ХХ века можно привести роман «Вампиры» неизвестного автора, использующим псевдоним Барон Олшеври. Его вампир – опасный противник. Он высокого роста, худой, в черном бархате, глаза его горят, а губы тонкие, злые, крепко сжаты. Он страшно бледен.
До конца Второй Мировой войны в европейской культуре образ вампира оставался неизменным и переходя из произведения в произведение без особых трансформаций.
С появлением научной фантастической литературы появляется новый взгляд на вампира. Книга А. Ван Вогта «Убежище» (1942) – первый роман, повествующий о вампире внеземного происхождения, интерпретирующая страх людей перед наличием другой жизни, тем что люди не одни в мире, вселенной. Ричард Мэтисон в книге «Я – Легенда» (1954) представил вампира не как нежить, а в показал, что вампиризм – болезнь, которая меняет тело. Подобное предположение наблюдается и в других литературных произведениях, в частности в романах Уитли Страйбера «Голод» (1981) и Боба МакКаммона «Они жаждут» (1981). В романе «Голод» изучается биология вампира и выдвигается гипотеза, что особые свойства вампира зависят от свойств его крови. В книге вампиры изображаются как самостоятельный вид существ, проживающий бок о бок с людьми. В романе «Они жаждут» вампир тоже представлен другой формой жизни. Таким образом, образ вампира представляет страх перед новыми научными открытиями (например, вирус СПИДа и ВИЧ-заболевания), экспериментами, дающие людям колоссальные возможности, но за это они платят высокую цену, нанося вред окружающей среде или человечности (дегуманизация).
В середине 1970-х происходит пересмотр образа вампира, и попытка уйти от стандартного образа «любовника с клыками». В большей степени этому способствовали книги Энн Райс, написавшая свой первый роман «Интервью с вампиром» в 1976. Не смотря на то, что в этот период были созданы другие известные произведения, в частности «Гостиница Трансильвании» Квинна Ярбро (1978), «Дракула (запись Дракулы)» Фреда Саберхагена (1975) и «Салимов Удел» Стивена Кинга, именно Энн Райс внесла основной вклад в развитие темы и образа вампира. Главной новацией стало то, что писательница подарила историю вампирам, начавшуюся до Влада Цепеша. Вампир уже не был чудовищем – одиночкой, внешне и психологически он почти не отличался от людей. У Райс была более четко сформирована идея об обществе вампиров, живущих рядом с людьми и имеющих определенные правила существования, и за их нарушение вампир может поплатиться смертью от солнечного света. Она сделала вампиров ближе к людям: они страдают и радуются, любят и переживают за совершенное преступление. Так Райс воплотила опасение людей перед тайными сообществами. Вампиры выглядят как люди и их можно перепутать с человеком. По внешнему виду не сразу отличишь, кто перед тобой человек или вампир, и поэтому они опасны.
Райс усложнила процесс создания вампира второго порядка и ввела новый принцип обмена кровью, когда жертва выпивала кровь вампира, запускающей обращение. Разделив процесс питья крови и сексуальное возбуждение, сохранив у вампиров дружбу и другие романтические чувства, но при этом выделила асексуальность вампиров.
В XX в. Вампиры стали бисексуальными и гомосексуальными. Перед ними мало кто может устоять, и это раскрывает комплексы консервативных обществ: говорить о разнообразных половых отношениях проще, если проецировать их на фантастическое существо, которое, как правило, является отрицательным персонажем.[1]
На рубеже ХХ и XIX в. появляется серия романов Луизы Джейн Смит «Дневники вампира», частично меняющая мифологию вампира. Теперь не многие способны превращаться в животных. Они способны заставить людей что-либо делать, загипнотизировав их, при необходимости стирают эти воспоминания из памяти человека.
У вампиров Смит есть отражение в зеркалах, чеснока, святой воды и крестов они уже не боятся. Но они по-прежнему боятся солнца. От солнечных лучей старый вампир сгорит, а молодой умрет. Однако некоторые нашли способ выходит днем и не сгореть. Еще вампиры не переносят вербену. Она защищает людей от гипноза, и вампиры обходят стороной тех, у кого была вербена.
Зайти в дом вампир мог только после того, как его пригласят, причем не важно кто его пригласил, хозяин или нет. Но том случае если это общественное здание или хозяин – вампир, то приглашение не нужно.
Итак, можно сделать вывод, что рационализм ХХ века оказал влияние на развитие образа вампира. Люди старались все научно обосновать. Поэтому существование вампиров объяснялось еще и физиологическими и биологическими причинами. Из мистической фантастики его переместили в научную и каждый автор старался создать собственное «научное объяснение вампира». Здесь вампиры олицетворяют изменения, деградацию либо процесс перехода в качественно другое состояние. Они похожи на нас, ведь, когда – то они тоже были людьми, которые получили невероятные способности, заплатив за них дорогую цену.
ХХ век очеловечил образ вампира. Рационализм требовал настоящего психологизма, которого не было у фольклорного упыря. Основная масса фольклорных созданий являются порождением предрассудков. У них нет логики, психологии и мотиваций поведения. В итоге, у вампиров возникли психологические трудности –у них появились более сложное побуждение к действию, нежели голод или страсть. Но все же вампир – это идеальный человек. Высокий, красивый и бессмертный. Он стал воплощением наших представлений о сверхчеловеке: для них нет, почти ничего невозможного. Но за свою силу нужно платить, по этой причине, вампир – это трагический образ, которому свойственно внутреннее переживание и неспособность справиться с собственной природой.
И, в конце концов, вампир постепенно интегрируется в современное общество и социализируется. Он вошел в культуру современной цивилизации, и все забыли, что раньше вампир принадлежал к определенной мифологической традиции. По этой причине вампиры не реагируют на моменты, связанные с фольклорными и религиозными представлениями: они боятся чеснока и святой символики, не отражаются в зеркалах. В ХХ веке вампир уже не один. Сначала появляется мнение о том, что вампиры обитают небольшими сообществами, состоящими из хозяина и подчиняющейся ему группы обращенных им вампиров. В случае смерти хозяина, такие вампиры становятся неорганизованными или могут обратиться в людей. Потом вампиров в большом количестве распространили по всему свету, их историю увели в глубокую древность, им создали старейшин, законы, иерархию и систему связи. Их огромное количество сказалась на процессе творения вампиров второго порядка. Если бы любая жертва вампира обращалась вампиром, то было огромный рост численности вампиров, что привело бы к исчезновению людей и затем к голодной смерти всего вампирского племени. Поэтому процесс создания был усложнен, для того чтобы в вампира превращался не каждый укушенный.
Следовательно, как показывает наше исследование образ вампира в культуре ХХ века приобретает следующие характеристики, принципиально отличающие его от предыдущих эпох, при сохранении его прежних черт:
· наличие биологического и физиологического объяснения существования;
· усложнение психологических процессов сознания;
· становятся менее уязвимыми и более изобретательными;
· обретает человеческий вид, но все еще сохраняет животные черты;
· они красноглазые и холодные на ощупь;
· вампир приобретает семью;
· не может войти в дом без приглашения;
· владеет сверхспособностями (огромной силой умением летать (или взлетать), может загипнотизировать (уменьшая сопротивляемость жертв или заставляет их забыть о приходе вампира),
· прекрасно видит ночью.
[1]URL.:http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/209515-vampires-zombies(дата обращения 11.02.16.)