Мы не любим, когда нам врут. Мы думаем, что знаем когда нам врут. А врут ли?
Самый примитивный взгляд на ложь - неправда. Нам не говорят правду, значит обманывают. Кто-то считает утаивание информации ложью, кто-то нет, но все считают ложью неправдивую информацию.
- А что является правдой?
- То, что есть на самом деле.
- А что есть на самом деле?
- То, что мы можем проверить.
- А как мы можем проверить?
- Увидеть, услышать, почувствовать.
Правда - результат обработки нашим бортовым компьютером - мозгом - поступающей информации, которая подтверждается одновременно несколькими органами чувств и памятью.
Пример:
Закрываем испытуемому глаза, ставим перед ним тарелку с яблоками, мажем их, например, краской и спрашиваем: "что перед ним?".
Ответ - краска.
Открываем глаза, отодвигаем тарелку так, чтобы нельзя было унюхать, вместо яблока ставим бутафорское яблоко. Что это?
Ответ - яблоко.
Закрываем глаза, оставляем стол пустым, спрашиваем, что на столе?
Ответ - яблоко.
И каждый раз ответ правильный!
Это вы, зная всю картину заранее, знаете что там сначала еда, потом пластик, а затем - ничего. Испытуемый не дал ни одного верного ответа, но дал три правильных.
У каждого правда - своя.
Испытуемый уверенно отвечал на вопросы, и не врал, не обманывал, хотя в действительности его ответы не относились.
Пример поживее
Учитель ставит ученику отметку "неудовлетворительно".
Состав восприятия:
Учитель считает ученика способным, варианты его решения примитивными, и считает, что ученик поленился.
Ученик устал, думает о футболе, выбирает варианты решений попроще в меру концентрации на предмете, но решает правильно.
Правда учителя - ученик поленился
Правда ученика - из концентрации он выжал максимум.
Две правды в глазах зеркальных становятся неправдами.
И если каждый из них будет объяснять кому-то третьему свою правду, они в глазах каждого будут лжецами, хотя и говорят правду.
Обман - целенаправленная ложь, когда оба знают одинаковую правду, но, когда у каждого правда своя, обман - не ложь, а ловушка восприятия.