Слово "чин" в русском языке есть понятие многозначное. Одно из его значений употребляется в церковной лексике. Чином называют продольный ряд иконостаса, состоящий из нескольких икон. Величина иконостаса, и соответственно, длина чина и число икон в нём зависит от размеров церкви, в первую очередь от её ширины.
Иногда встречаются иконостасы "с заворотом", но довольно редко. Например, в церкви Василия Блаженного часть икон с восточной стены переходит на южную, в частности, икона святого Василия Блаженного.
В иконостасе различаются несколько чинов. Один из них называют Деисусом или деисусным чином.
Деисусный чин села Васильевское
Васильевский деисусный чин назван по селу Васильевское. Увидели мы его на выставке в Третьяковской галерее.
Выставка И.Э.Грабаря дала массу интересной информации. В частности, о Васильевском чине. Про Звенигородский чин знают все, кто интересуется иконописью.
А про Васильевский чин мы вообще не ведали. Оказывается, это часть деисусусного чина из Успенского собора города Владимира. Так почему же его называют Васильевским, а не Владимирским?
Из Владимира в Васильевское
В конце XVIII века в домонгольском соборе Владимира по заказу матушки Екатерины II устроили новый иконостас. Старые, вышедшие из употребления иконы продали в Троицкую церковь села Васильевского. Сейчас село находится в Шуйском районе Ивановской области. По сей день церковь Живоначальной Троицы стоит драная. Состояние храма проверяла на сайте соборы.ру, видела свежие снимки 2022 года.
Поскольку обнаружили древний деисусный чин в Васильевском, то и назвали его по последнему местонахождению.
Находка реставраторов
На древность Деисуса указал художник-реставратор Н.И.Подключников ещё в 1850 году. Мастер поновлял иконы Троицкой церкви на средства владельца села Васильевское графа Д.Н.Шереметьева (ага, сына Николая Шереметьева и Прасковьи Жемчуговой (Ковалёвой).
Сто с лишним лет назад Игорь Эммануилович Грабарь установил сходство между иконами Васильевского чина и фресками Успенского собора Владимира.
Художники-реставраторы Г.О.Чириков и Н.Д.Протасов, внимательно изучили и сравнили фрески Успенского собора Владимира с иконами села Васильевское. Искусствоведы предположили, что и иконы, и фрески писали Андрей Рублев и Даниил Черный.
Четыре иконы из деисуса изображают апостолов. Сейчас эти четыре иконы хранятся в Русском музее. Дублирую фото икон.
Прилагаю портрет Чирикова, который установил авторство Рублёва и Чёрного икон Васильевского чина. Он же создал копию Христа Вседержителя Звенигородского чина. Портрет коллеги написал И.Э.Грабарь.
Вот такая история про иконостас, Деисус, Васильевский чин из Владимира и про находку и атрибуцию уникальных икон письма знаменитых иконописцев.
Уважаемые читатели! Интересна ли вам храмовая живопись? Умеете ли вы "читать" иконостас? Знаете ли о его чинах? Следует ли продолжить цикл статей о храмовой росписи и иконах? Жду ваших откликов.
Предложу статью о выставке Игоря Грабаря на сайте "По городам и странам".
На канале опубликовано видео с рассказом о зимних пейзажах Игоря Эммануиловича Грабаря.
Лайк?