Найти в Дзене

Светлый путь. Новая жизнь Уральской горнозаводской железной дороги

Больше 147 лет назад был заложен символический камень в строительство Уральской горнозаводской железной дороги – самой первой на Урале. Она предназначалась для нужд промышленности и по решению крупных горнозаводчиков шла от Перми через Лысьвенский, Кыновский и Гороблагодатский округа к Нижнетагильскому заводу, а от него, к югу, через Невьянские и Верх-Исетские заводы – до Екатеринбурга. Сегодня преемница Уральской горнозаводской – Свердловская железная дорога – развивается и модернизируется.

Хотя фактически строительство железнодорожных путей и инфраструктуры началось в 1875 году, идея о необходимости «железки» на Урале возникла еще в 1861-м. В конце 1860-х было создано Общество горнозаводской железной дороги, а в начале 1870-х – проведены изыскательские работы. Тогда же под пути вырубили просеки, устроили подъездные дороги, провели телеграф и построили бараки для рабочих.

Интересно, что организаторы строительства позаботились и о пиар-компании для своего детища, причем провели ее весьма удачно. Например, для создания положительного образа будущей Уральской горнозаводской железной дороги в глазах российского общества они заказали Петру Верещагину серию этюдов с изображением Уральских гор и реки Чусовой. На одном из пейзажей художник изобразил место, где позже появилась железнодорожная узловая станция Верх-Нейвинск. На ней были построены каменное здание депо, деревянный вокзал, водонапорная башня и круг для разворота паровозов.

-2

Строительство дороги разделили на три огромных участка: от Перми до селения Камасино, от Камасино до Кушвы и от Кушвы до Екатеринбурга. Работами руководил инженер путей сообщения Борис Риппас, он же спроектировал здания вокзалов и станционных служб. В декабре 1877 года строительство полотна на линии всей дороги от Перми до Екатеринбурга было закончено, а 27 февраля 1878 года по дороге прошел первый рабочий поезд. Путь длиной 468 верст (499 км) тогда занимал 20 часов. Сегодня дорогу – кстати, сократившуюся на 100 км – между двумя городами поезда преодолевают в среднем за 5 часов 15 минут, а самый быстрый состав – за 4 часа 40 минут.

Уральская горнозаводская дорога, которая в 1937 году получила название «Железная дорога имени Л. М. Кагановича», в 1944-м была разделена на Пермскую и Свердловскую железные дороги, а в 1953 году – снова объединена. Сегодня железная дорога называется Свердловской. Она обслуживает Нижнетагильский, Пермский, Екатеринбургский, Тюменский и Сургутский регионы и имеет 419 станций.

-3

Главгосэкспертиза России не раз рассматривала проекты развития железнодорожной инфраструктуры, в том числе строительства мостов и ремонта путей Свердловской железной дороги. Ее модернизация продолжается и сейчас.

В конце ноября представители Свердловской железной дороги сообщили, что намерены до 2025 года разработать новый туристический маршрут между Екатеринбургом и Пермью через Нижний Тагил, повторяющий путь Уральской горнозаводской железной дороги. Для этого с 2023 года на этом отрезке начнется модернизация старых вокзалов, а администрации муниципалитетов разработают для туристов культурно-развлекательную программу. Что же касается красот природы, которые станут одной из основных туристических «достопримечательностей» на маршруте, то великолепные пейзажи из окна поезда по большей части не изменились со времен Верещагина.

#ГлаVгосэкспертиZа

Фото: архив пресс-службы ОАО «РЖД», Загуляев Евгений/Фотохроника ТАСС