Психологи считают, что страх – это не какая-то гадость, которая в нас встроена, а полезный адаптационный механизм, помогающий выживать. Как он помогает? Он предупреждает нас об опасности. Это если мы правильно им пользуемся. А если мы им пользоваться не умеем, то тот же самый страх становится мучительным и приносит нам неприятности.
Из этого следует несколько важных моментов:
1. Страхи есть у всех и всегда. Только мы их либо замечаем, либо нет.
2. Иногда люди думают, что они ничего не боятся. Они так и говорят: "Я ничего не боюсь". Психологи… как бы это помягче сказать… соглашаются с ними наполовину: "Вы думаете, что ничего не боитесь. Это происходит от того, что вы привыкли не замечать свои страхи, а не от того, что их нет".
3. От страха невозможно "избавиться". Он нужен нам, он является важной частью нашей психики. У него есть важнейшая задача: предупредить об опасности. Здоровый страх необходим.
Реклама
4. Часто клиенты просят "избавить от страха". Для психолога такой вопрос звучит примерно как "у меня рука мешает мне, давайте ее уберем". Поэтому ответ для психолога совершенно очевидный, а для клиента – довольно неожиданный: "не нужно избавляться, ваша проблема именно от того, что вы пытаетесь от него избавиться, но можно научиться им пользоваться, давайте расскажу, как".
5. Чтобы сделать себе хорошо, нам не нужно избавляться от страха. Наша задача – научиться им пользоваться. Относиться к нему как к советчику, а не как к врагу. И тогда он станет переносимым. Жаль, что этому не учат в школе.
Психологи делят страхи на рациональные – полезные, хотя и неприятные и иррациональные – бесполезные и мучительные.
У рационального страха всегда есть конкретная и абсолютно реальная опасность. Это может быть угроза жизни, здоровью, социальному статусу или финансовому благосостоянию. Ключевое то, что угроза реальна.
Например, когда мы стоим на балконе, мы не перегибаемся через перила и не свешиваемся вниз, потому что боимся упасть и разбиться. Вполне реальная угроза для того, кто висит снаружи.
Рациональный страх – это наш союзник, который сигнализирует нам о том, насколько далеко мы можем перегибаться через перила.
При иррациональном страхе угроза надумана или ее нет вообще. Но чувство страха есть и чувство это вполне реальное. Бывает, что такого человека называют симулянтом. Это от того, что люди не понимают, как можно чувствовать страх, когда нет никакой реальной угрозы. Поэтому повторю: угрозы нет, угроза нереальна, но страх есть, вполне реальный сильный страх. Сюда относятся все фобии, панические атаки и др.
Например, когда человек боится выходить на балкон, потому что боится высоты, или во время панической атаки человек боится умереть ни с того ни с сего, и сюда же относится любая другая фобия.
Иррациональный страх никак нам не помогает. Он сигнализирует об опасности, которой нет. Такой страх – это ложная тревога.
Обычно при иррациональном страхе головой человек понимает, что никакой опасности нет, но страх от такого понимания никуда не уходит.
И тогда возникает вопрос: откуда же тогда берутся иррациональные страхи?
Иррациональный страх берется из рационального. Как это происходит?
1. На первом этапе человек чувствует обычный рациональный страх, но подавляет его, например, так:
- Не буду об этом думать, лучше съем конфетку;
- Я должен быть сильным и справляться;
- Этого не боюсь, просто я не хочу об этом думать;
- И другими способами объясняет себе, что страха (как будто бы) нет.
2. Подавленный страх уходит в бессознательное. То есть страх как чувство остается, а понимание, по какому поводу страх – теряется, потому что человек старательно пытается этот страх забыть.
3. Существующему страху бессознательное ищет и придумывает ложный повод, чего бы побояться. Иррациональный страх готов.