Найти тему
Версия

Дебермудизация

С момента введения антироссийских санкций, затронувших авиационный сектор, российским авиакомпаниям удалось вернуть к выполнению рейсов за рубеж 201 иностранный самолет. В общей сложности российские авиакомпании располагают примерно 300 воздушными судами, которые могут летать за границу. В связи с этим цены на зарубежные перелеты могут несколько снизиться.

   Дебермудизация
Дебермудизация

К 1 декабря 2022 года 201 иностранный самолет, эксплуатирующийся российскими авиакомпаниями, был снят с регистрации в Бермудском реестре. Об этом сообщает издание «Коммерсантъ». Порядка 150 единиц от этой цифры приходится на Boeing и Airbus, остальные несколько десятков – Embraer, Bombardier и Gulfstream. Для всех этих воздушных судов была устранена проблема двойной регистрации, мешавшая им вылетать за рубеж из-за риска ареста авиалайнеров.

Большая часть иностранных самолетов, которые используют российские авиакомпании, эксплуатировалась на условиях лизинга. Иностранные собственники воздушных судов не хотели регистрировать их в российском реестре, так как не испытывали доверия к прозрачности проведения процедур летной годности и их полноте. По этой причине авиалайнеры регистрировались в основном в Ирландии и на Бермудах. В соответствии с Чикагской конвенцией, ответственность за поддержание летной годности лежит на стране регистрации. То же самое касается сертификации изменений в конструкции судов. Регистрация более чем в одной стране запрещена.

Вывод с Бермуд

После начала СВО отечественный авиасектор оказался под санкциями, после чего Бермуды и Ирландия приостановили действие своих сертификатов летной годности, выданных самолетам, эксплуатирующимся российскими авиакомпаниями. Это сделало использование воздушных судов незаконным, и перевозчики стали переводить их в российский реестр. К слову, до февраля 2022 года в нем числилось лишь около десяти крупных самолетов Airbus и Boeing, принадлежавших четырем авиакомпаниям: «Газпром авиа», «Северо-Запад», Azur Air и Utair. На сегодняшний день ситуация изменилась. Как отмечает издание со ссылкой на источник в Минтрансе, сейчас в России находятся 1289 самолетов, из них у 1238 имеется российский код регистрации (RA). Что касается авиалайнеров с двойной регистрацией, большая часть аэропортов, доступных сейчас российским авиаперевозчиками, их не принимает. В сентябре Россия получила красный флажок от ICAO за недостаточный контроль безопасности полетов. Причиной стала двойная регистрация самолетов.

В Бермудском реестре в середине марта числился 721 самолет, эксплуатантами которых были российские авиакомпании. Сейчас их количество снизилось до 520. Часть самолетов, которые лишились бермудской прописки, находится под арестом с начала весны или остаются на техобслуживании за пределами России. Все две сотни самолетов принадлежали российским лизингодателям или перевозчикам. Вывод из реестра возможен исключительно по заявлению собственника. Всеми прочими воздушными судами владеют компании из Европы, которые не могут взаимодействовать с Россией из-за санкций.

Согласно реестру ВСАА, почти треть самолетов, лишившихся регистрации на Бермудах, используется «Аэрофлотом» и его «дочками» «Россией» и «Победой» (56, 20 и 19 соответственно). Utair провела дерегистрацию 36 самолетов Boeing, Azur Air – 10 воздушных судов. S7 удалось вывести из бермудского реестра 6 Boeing, «Авроре» – 3 Airbus, Red Wings – 3 Boeing, «ИрАэро» выкупила один Airbus. Единственный крупный перевозчик, чей флот полностью сохранился в реестре Бермуд – «Уральские авиалинии», которые выполняют зарубежные рейсы только в Киргизию и Таджикистан.

Смещение акцентов

После всех манипуляций с реестрами в активе России оказалось 300 самолетов, способных летать за рубеж, не опасаясь ареста. Помимо «дебермудизированных» воздушных судов, это полторы сотни SSJ-100. Для сравнения, в период с 2019 по 2021 год за границу регулярно совершали от 300 до 500 самолетов отечественных авиаперевозчиков. Вероятно, авиакомпании воспользуются открывающимися возможностями, поскольку внутренние направления уже давно освоены. Несмотря на закрытие неба над Европой, остаются рейсы в Юго-Восточную Азию, Ближний Восток, Китай и Индию. За счет ухода части бортов на зарубежные направления ставки на внутренних рейсах могут несколько увеличиться, а на международных, напротив, можно ожидать некоторого снижения.

Эксперты, на которых ссылается издание, отмечают, что в 2023 году ожидается снижение средних тарифов на международные рейсы по мере дальнейшего вывода самолетов из бермудского реестра, когда появятся новые емкости.

В настоящее время «Аэрофлот» восстановил прямое воздушное сообщение с 16 государствами, а также реализовывает региональную международную программу, включающую рейсы в Таиланд, Индию и Турцию. Возможность полетов за границу из регионов также рассматривают и другие перевозчики.

Планы отечественных авиакомпаний по полетам за рубеж на будущий год превышают показатели этого года, однако вряд ли удастся удовлетворить спрос по самым популярным направлениям в полном объеме, так как среди выведенных из бермудского реестра самолетов мало широкофюзеляжных авиалайнеров, которые чаще всего использовались на таких рейсах.

Тарифы взлетят?

За счет того, что часть авиапарка переместится на зарубежные направления, а авиакомпании, возможно, захотят поберечь ресурс самолетов в условиях санкций, избыточные емкости на внутренних рейсах могут сократиться. Как считает глава агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, ситуация на внутрироссийских направлениях в целом будет повторять 2022 год до начала высокого сезона, но профицита емкостей не возникнет, особенно в случае открытия южных аэропортов, которые не работают с конца февраля. Если государство вновь не выделит крупные субсидии авиаперевозчиками, ситуация достигнет баланса спроса и предложения, а это, в свою очередь, вероятно, приведет к некоторому росту цен на билеты. Тем не менее, резких скачков, по оценке Пантелеева, не предвидится.

Скорее всего, выбывшие из парка российских авиакомпаний самолеты не повлияют на ситуацию в 2023 году, а вот в 2024-2025 годах их отсутствие станет более ощутимым, когда часть воздушных судов пойдет на списание ввиду окончания срока эксплуатации. К концу 2025 года, согласно правительственной программе развития авиаотрасли, может выбыть до трети иностранных самолетов. На данном этапе отечественные перевозчики вложили в поддержание исправности своего парка значительные ресурсы.

Что касается субсидий на внутренние рейсы, которые в 2022 году достигли 100 миллиардов рублей, на следующий год власти утвердили их в размере 25 миллиардов рублей. Меры поддержки позволяли пассажирам покупать билеты по выгодным ценам в момент, когда авиакомпании несли высокие затраты, однако, по оценке специалистов, помощь позволила перевозчикам компенсировать лишь около 18% суммарных затрат. Как считают представители отрасли, в случае сокращения субсидий и аннулировании требования по объему перевозок тарифы поднимутся. Но при любом раскладе планируется сохранить «традиционно субсидируемые направления», например рейсы в обход Москвы, рейсы в Калининград и ДФО, «плоские тарифы» для Дальнего Востока и другие.