Мы просто не могли пройти мимо обсуждений нового лондонского ресторана Bacchanalia, над интерьером которого потрудился знаковый шведский архитектор, дизайнер продуктов Мартин Брудницки. Самые горячие споры развернулись вокруг скульптур Дэмиена Херста, которые одни критики считают ужасными, а другие — прекрасными. Но нас, конечно, интересовало освещение этого места, которое уже обещает стать культовым.
Мартин Брудницки получил известность в Европе и в Новом Свете благодаря нескольким эпатажным проектам. В своих интерьерах он эффектно замешивает минимализм, нарочитую роскошь и исторический контекст. В итоге получаются достаточно спорные, но безусловно интересные пространства. И открывшийся 1 декабря Bacchanalia, пожалуй, стал самым ярким примером.
Ресторан расположился на углу Маунт-стрит в Мейфэре, Лондон, в бывшем выставочном зале Porsche. Классический формат заведения подчеркивается отсылками к античности. Уже само название, вакханалия, переносит нас в празднования в честь римского бога виноделия Вакха. В интерьере используются оригинальные греческие и римские произведения искусства, которым более 2000 лет, купленные на аукционах Sotbey's и Christie'.
Однако подана классика с изрядной долей иронии, которая свойственна и Будницки, и Дэмиену Херсту, и ресторатору Ричарду Карингу. Последний так пояснил концепцию Bacchanalia London: «Это место для распития вина без меры и всего того, что за этим следует». Квинтэссенция основной идеи — центральная фреска во всю стену главного зала, написанная художником Гэри Мяттом. На интерпретации полотна французского художника Томаса Кутюра «Римляне в их упадке» (1847 г.) одетые в классические тоги фигуры изображены с айфонами и ноутбуками.
Вишенкой на торте, точнее оливкой в крутом коктейле античности и современности стали пять монументальных скульптур Дэмиена Херста, изображающие крылатого льва, единорогов, на одном из которых едет пара крылатых любовников, Медузу и Вакха.
А теперь о свете… Надо сказать, что внутреннее освещение в Bacchanalia London выстроено очень аккуратно и тонко. Изящные решения лишь вскользь напоминают об античности. Например, жемчужины светильников в дамской комнате, потолок которой покрывает мозаичное панно. Оно представляет фруктовый сад Гесперид, где, согласно греческой мифологии, растут золотые яблоки. Кстати, мужской туалет с его черными унитазами должен напомнить посетителям о подземном царстве бога смерти Аида. Подсветка мраморной чаши умывальников подчеркивает благородство материалов, форму и орнамент.
В освещении нового ресторана можно выделить все приемы, на которых обычно строит работу со светом Мартин Брудницки.
1. Многослойность
Установленные на разных уровнях (потолок, стены, пол) светильники придают глубину пространству, выстраивают несколько разных планов. В Bacchanalia этот прием проявляется особенно ярко.
Архитектурное освещение потолочных конструкций в сочетании с трековыми прожекторами, направленными на скульптуры, создают причудливую игру теней на потолке. Мягкий свет бра, торшеров, настольных ламп дополняется скрытой подсветкой мебели, архитектурных элементов, пола. Отражаясь в многочисленных зеркальных поверхностях, свет наполняет пространство жизнью и теплом.
2. Разные стили
Смешение стилей, материалов, текстур в светильниках, как и в других элементах интерьера. По словам Брудницки, это придает ему коллекционность в противовес типовым наборам. Металл, стекло, ткани, керамика дополняют друг друга, каждый по-своему взаимодействуя со светом.
3. Диммирование
Разные уровни освещенности меняют атмосферу в течение дня — от спокойной, умиротворенной до яркой и торжественной.
4. Мягкий свет
Мартин сторонник мягкого рассеянного света. Он рекомендует по возможности не использовать открытые светильники. Текстурированное стекло, тканевые плиссированные рассеиватели не только помогают создать более комфортную и уютную световую среду, но и делают свет более сложным по структуре.
5. Теплый свет
Для дома и ресторанного бизнеса архитектор советует придерживаться диапазона 2200–2600 К. Тепла помогут добавить подкладка из золотой ткани или картона внутри абажура для создания более золотистого свечения. Такой свет подчеркивает статус и отлично гармонирует с благородными материалами отделки.
«Освещение — это все… Мне нравится освещение на всех уровнях — от гламурной люстры до светящегося плинтуса. Даже маленькая лампа на полу может создать фантастический свет на деревянном полу. Единственное, чего я не использую, так это встраиваемые даунлайты — это категорически нет-нет!» — рассказывает Брудницки.
Многоплановость, внимание к деталям, игра с формой, текстурами, стилями свойственны и другим проектам Martin Brudnizki Design Studio.
Мартин Брудницки (Martin Brudnizki) родился и вырос в Швеции. Отучившись на экономиста в Университете Стокгольма, переехал в 1990 году в Лондон, чтобы получить образование в сфере архитектуры и дизайна в Американском международном университете. В 2000 году основал в Лондоне собственную студию, у которой 12 лет спустя появилось отделение и в Нью-Йорке. По версии многих профессиональных изданий, входит в списки «1000 наиболее влиятельных людей в Великобритании» и «100 ведущих интерьерных дизайнеров».
Другие публикации на тему