Часть 1
Использованием летающих объектов в искусстве никого не удивишь. Но воздушный шарик - не то, что приходит на ум в первую очередь. И тем не менее, эти, всеми любимые, детские игрушки появляются на картинах и инсталляциях с завидным постоянством. Причем каждый художник трактует этот предмет по-своему, наделяя его целым спектром разных смысловых значений.
Воздушные шары можно использовать комичным образом, например, в «Американском оборотне в Лондоне», когда маленький мальчик сообщает, что «Голый американец украл мои воздушные шары» (конечно, чтобы скрыть свою скромность). И наоборот, их можно использовать неприятным образом — вспомните «IT» Стивена Кинга. Воздушные шары могут перевозить людей на огромные расстояния и были первыми успешно разработанными средствами полета. Они используются в качестве украшения на торжествах, но их также можно использовать для более широких социальных заявлений, которые доносят значимые сообщения. Давайте посмотрим на эти конкретные летающие объекты в искусстве!
Воздушные шары привлекают внимание своими яркими и беззаботными характеристиками. Они источают веселье и, возможно, немного опасности — никому не нравится, когда их воздушный шарик лопается! То, как воздушные шары парят и качаются, создает впечатление, что они живые, даже если они искусственные и недолговечные. Мысль о том, что мы должны привязать их, чтобы они не уплыли и не убежали, усиливает ощущение мимолетности, которое мы ощущаем в их присутствии, и усиливает нашу потребность удерживать их как можно дольше.
Они хрупкие и легко повреждаются, так что это оксюморон — иметь возможность сильно ударить их, играя с ними. Это опыт, которого у нас обычно нет! В отличие от теннисного мяча, чем сильнее вы ударите по воздушному шару, тем меньше он улетит. Кроме того, в отличие от мяча, воздушный шар может внезапно лопнуть с громким хлопком, и тогда игра закончится. Играть с воздушными шарами — дело рискованное, но, возможно, результат, поскольку мы знали, что он будет, не так уж и плох!
Воздушные шары обладают эфирными качествами, которыми мы восхищаемся. Их легкость и их способность уноситься ветром говорят об их хрупкости, и все же мы поступили бы так же, если бы думали, что не сломаемся, пытаясь. Эйфорично представить, что вы поднимаетесь высоко над всем шумом, проблемами и грустью и путешествуете по небу в новые места, возможно, даже вокруг света за 80 дней? Интересно отметить, что в романе Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней» на самом деле нет путешествия на воздушном шаре, хотя в какой-то момент оно предлагается, но считается слишком рискованным.
Братья Монгольфье первыми начали полеты на воздушном шаре. Первый полет с пилотами (Франсуа Пилатре де Розье и Франсуа Лоран, маркиз Арландерский) произошел в 1783 году. Летчики вылетели из Парижа на воздушном шаре из шелка и бумаги. Они преодолели около пяти миль, вручную разжигая огонь, чтобы держать воздушный шар в воздухе. В том же году из Парижа взлетел первый водородный шар. Это было знаменательным событием: эквивалент запуска первой ракеты в космос! Эти воздушные шары, запечатленные в искусстве, напоминают нам о волнении, которое может вызвать что-то столь новое.
В 1900-х годах были изобретены дирижабли (дирижабли), а в 1930-х годах фон Цеппелин запустил первый большой коммерческий авиалайнер. Они также были заполнены газообразным водородом и могли преодолевать расстояние до трехсот миль в день. Знаменитый Гинденбург был построен в Германии в 1936 году.
История «Гинденбурга» известна тем, что после того, как он загорелся при попытке швартоваться, он сгорел менее чем за минуту. В результате аварии погибла почти половина людей на борту.
Что-то в воздушных шариках говорит об утрате. Это не только физическая потеря, когда мы отпускаем их по ошибке и смотрим, как они уплывают, или внезапная насильственная потеря, когда они лопаются. Это идея о том, что воздушные шары могут означать потерю невинности, потерю образа жизни или потерю самой жизни. Эти идеи вращаются вокруг тем хрупкости и быстротечности, идеально воплощенных в маленьком хрупком объекте, который есть в один момент и исчезает в следующий.
Воздушный шар можно использовать как метафору жизни или души. Идея чего-то, что постепенно исчезает, очень хорошо соответствует нашим представлениям о том, что происходит с основной частью человека после его смерти. Глубоко романтично представить, что не физическая часть этого человека уплывает и превращается в нечто большее и более прекрасное, чем мы сами, или собирается чем-то большим.
О шариках в современном искусстве читайте во второй части