Найти тему
Версии жизни

Вечная мода в историческом музее

Оглавление

В музеи Москвы этой осенью пригласили ее Величество Моду и не проиграли. Главное, что и через век наряды из далекого прошлого поражают воображение своим стилем и элегантностью.

Подиум – на Красной площади

Выставка в Историческом музее открывалась торжественно с оркестром и дефиле. Название «Кринолин, жакет, свитшот. Стиль большого города» говорит само за себя – это история российской городской моды с дореволюционной поры до наших дней. Здесь надо подчеркнуть, что создатели выставки отдали предпочтение женским нарядам.

-2

Если вы человек с воображением, то сразу догадаетесь почему. Разве не выигрышно смотрятся как пышные наряды великосветских красавиц, так и дорожные костюмы начала 20 века? В большом зале выставки запросто встретились манекены - образы, одетые в обычное крестьянское платье - длинная юбка, жакет (или его называли зипун?), серый платок. Чистенько и нарядно, правда? Но меня лично больше поразила удивительная мещанка в черном до пят пальто с украшениями, элегантных ботинках на каблучке, шляпе и светлых перчатках, судя по ярлычку, заграничных. Стоящая рядом интеллигентка в скромном наряде задает свой тон, но, увы, в соревновании проигрывает.

-3

Отдельной оценке в истории городской моды заслуживают наряды женщин под литературным псевдонимом «Васса Железнова». И как будто в продолжение современной темы занятости женщин в управлении, на выставке представлена таблица, где указано, что десятая часть купеческого сословия и фабрикантов –женщины, причем, прекрасно одетые и модные. Посмотрите на шик и эпатаж дам, отъезжающих в путешествие или по делам – модно, молодежно, а вот они уже переоделись в наряды от Надежды Ломановой или прямо из Парижа. Стоит заметить, что до революция мода не имела границ – были бы деньги.

Белая кофточка – символ Советов

Модные эпизоды во времени на выставке связаны с постреволюционным временем, довоенным и послевоенным и современными реалиями. На подиуме 30-40-50 –х годов заглавное место в уличной городской моде занимает, как вы сами догадались, белая кофточка. Она - любимая, скромная с пуговицами и круглым воротничком, украшенная ручной вышивкой, мережкой и защипами, стойкой с бантиком – все это носили наши мамы и бабушки. Белый верх, черный низ – так и длилось годами, хотя нет, это не строгий дресс-код, вскоре юбки появились разноцветные и даже в клеточку и полосочку.

-4

В советский период были и свои прорывы – открытие Дома моды на Кузнецком мосту, невероятные отделы в ГУМе и ЦУМе. На выставке в пору только удивляться красоте платьев, которые надевали на приемы, театр, выставки и вернисажи. Крепдешины, крепжоржеты идеально вписались в модные наряды 50-х годов. Мне так запало в память голубое платье со шлейфом на витрине справа и то другое оливковое – рядом. Впрочем, современницы бы от такой красоты тоже не отказались. Да, были и стиляги, у них отдельный подиум, включая наше время – с дерзкими слоганами на майках и безразмерными скриншотами. Недаром здесь прокручиваются кадры из культового фильма «Стиляги».

-5

Понятно, что лучше смотреть своими глазами на милые и непритязательные сумочки работниц из СССР, разглядывать косметику, духи и снова переходить в залы, где завлекают наряды от кутюрье из прошлого века.

Блестящие платья из прошлого века на ВДНХ

-6

Платья и обувь на выставке «Облаченная в роскошь» в павильоне «Рабочий и колхозница» на проспекте Мира и правда блестящие в прямом и переносном смысле. Женская мода 20-30-х годов, где главенствовал стиль ар-деко, представлена уникальной коллекцией бисерных платьев известных дизайнеров (Жан Лавен, Эдвард Малине, Поль Пуаре). Эти и другие имена вы увидите на специальных табличках, сопровождающих наряды.

-7

Организаторы выставки - известный коллекционер Назим Мустафаев и его жена Елена «заболели» винтажными моделями обуви, когда в 80-е годы купили первую пару. Назим в это время писал книгу по истории моды и решил собирать туфельки для иллюстрации. Расстаться с уникальными моделями было невозможно, счет пошел на сотни и тысячи, и сейчас в их коллекции 2500 пар декоративной обуви, из них 65 пар – раритет 18 века. Откройте книгу –альбом «Мода ар-деко» и вы получите объяснение дела всей жизни коллекционера: «Постепенно пришло понимание, что показывать обувь без платья не совсем правильно - надо представлять общий вид костюма эпохи. В бисерные платья 1920 года мы просто влюбились».

-8

Моя любимая модель

Сегодня на выставке вы увидите модели, которые вживую никогда не видели. Культурный шок гарантирую, сама наблюдала как женщины, независимо от возраста, начинали выбирать глазами «свое» роскошное платье и туфли, снимать на телефон и мечтательно чему-то улыбаться. Да-да, туфельки ручной работы с невысоким каблучком на выставке вышли из тени, вернее, выскочили из-под укороченной юбки сверкающего бисером платья и зажили самостоятельной жизнью. Эффектный внешний вид модницам они создают только в паре.

-9

Взглянув на экран, где в постоянном режиме в залах демонстрируются документальные кадры века джаза, можно увидеть эмансипированных женщин, подстриженных под мальчика в платьицах без рукава, и тут же оглянувшись на подиум, представить фейерверк цвета и буйства ярких красок. При общей стилистической простоте, упор делался на декор: широко использовались бисер, стразы, бусины, ткань ламе с металлическим напылением, вставки с блестками. В авторской коллекции бисерных платьев более сотни, на выставке – вечерних и праздничных - 63. И все они удачно совмещаются по цвету с туфельками, настоящими произведениями обувного искусства из атласа, бархата, замши, змеиной, страусиной и акульей кожи.

Коллекции в тандеме

Опыт проведения выставок на всех континентах давно подсказал, что с модой нужно работать в тандеме. Гордость выставки - коллекция Мустафаевых заиграла всеми красками, когда ее дополнили другие уникальные экспонаты:

- аксессуары, корсеты, нижнее белье, пеньюары - собрание Антона Приймака;

-10

- винтажные сумки – коллекция Павла Карташова»;

- ароматы от Элины Арсеньевой;

- обложки модных журналов Ксении Потаповой.

-11

Эффект от посещения выставки потрясающий, ароматы, которые создает по образцам прошлого Арсеньева поддерживают впечатление чуда. Выходим на морозный воздух и только тогда понимаем, что память о ценности сияющей моды начала 20 века остается с нами.