В музеи Москвы этой осенью пригласили ее Величество Моду и не проиграли. Главное, что и через век наряды из далекого прошлого поражают воображение своим стилем и элегантностью.
Подиум – на Красной площади
Выставка в Историческом музее открывалась торжественно с оркестром и дефиле. Название «Кринолин, жакет, свитшот. Стиль большого города» говорит само за себя – это история российской городской моды с дореволюционной поры до наших дней. Здесь надо подчеркнуть, что создатели выставки отдали предпочтение женским нарядам.
Если вы человек с воображением, то сразу догадаетесь почему. Разве не выигрышно смотрятся как пышные наряды великосветских красавиц, так и дорожные костюмы начала 20 века? В большом зале выставки запросто встретились манекены - образы, одетые в обычное крестьянское платье - длинная юбка, жакет (или его называли зипун?), серый платок. Чистенько и нарядно, правда? Но меня лично больше поразила удивительная мещанка в черном до пят пальто с украшениями, элегантных ботинках на каблучке, шляпе и светлых перчатках, судя по ярлычку, заграничных. Стоящая рядом интеллигентка в скромном наряде задает свой тон, но, увы, в соревновании проигрывает.
Отдельной оценке в истории городской моды заслуживают наряды женщин под литературным псевдонимом «Васса Железнова». И как будто в продолжение современной темы занятости женщин в управлении, на выставке представлена таблица, где указано, что десятая часть купеческого сословия и фабрикантов –женщины, причем, прекрасно одетые и модные. Посмотрите на шик и эпатаж дам, отъезжающих в путешествие или по делам – модно, молодежно, а вот они уже переоделись в наряды от Надежды Ломановой или прямо из Парижа. Стоит заметить, что до революция мода не имела границ – были бы деньги.
Белая кофточка – символ Советов
Модные эпизоды во времени на выставке связаны с постреволюционным временем, довоенным и послевоенным и современными реалиями. На подиуме 30-40-50 –х годов заглавное место в уличной городской моде занимает, как вы сами догадались, белая кофточка. Она - любимая, скромная с пуговицами и круглым воротничком, украшенная ручной вышивкой, мережкой и защипами, стойкой с бантиком – все это носили наши мамы и бабушки. Белый верх, черный низ – так и длилось годами, хотя нет, это не строгий дресс-код, вскоре юбки появились разноцветные и даже в клеточку и полосочку.
В советский период были и свои прорывы – открытие Дома моды на Кузнецком мосту, невероятные отделы в ГУМе и ЦУМе. На выставке в пору только удивляться красоте платьев, которые надевали на приемы, театр, выставки и вернисажи. Крепдешины, крепжоржеты идеально вписались в модные наряды 50-х годов. Мне так запало в память голубое платье со шлейфом на витрине справа и то другое оливковое – рядом. Впрочем, современницы бы от такой красоты тоже не отказались. Да, были и стиляги, у них отдельный подиум, включая наше время – с дерзкими слоганами на майках и безразмерными скриншотами. Недаром здесь прокручиваются кадры из культового фильма «Стиляги».
Понятно, что лучше смотреть своими глазами на милые и непритязательные сумочки работниц из СССР, разглядывать косметику, духи и снова переходить в залы, где завлекают наряды от кутюрье из прошлого века.
Блестящие платья из прошлого века на ВДНХ
Платья и обувь на выставке «Облаченная в роскошь» в павильоне «Рабочий и колхозница» на проспекте Мира и правда блестящие в прямом и переносном смысле. Женская мода 20-30-х годов, где главенствовал стиль ар-деко, представлена уникальной коллекцией бисерных платьев известных дизайнеров (Жан Лавен, Эдвард Малине, Поль Пуаре). Эти и другие имена вы увидите на специальных табличках, сопровождающих наряды.
Организаторы выставки - известный коллекционер Назим Мустафаев и его жена Елена «заболели» винтажными моделями обуви, когда в 80-е годы купили первую пару. Назим в это время писал книгу по истории моды и решил собирать туфельки для иллюстрации. Расстаться с уникальными моделями было невозможно, счет пошел на сотни и тысячи, и сейчас в их коллекции 2500 пар декоративной обуви, из них 65 пар – раритет 18 века. Откройте книгу –альбом «Мода ар-деко» и вы получите объяснение дела всей жизни коллекционера: «Постепенно пришло понимание, что показывать обувь без платья не совсем правильно - надо представлять общий вид костюма эпохи. В бисерные платья 1920 года мы просто влюбились».
Моя любимая модель
Сегодня на выставке вы увидите модели, которые вживую никогда не видели. Культурный шок гарантирую, сама наблюдала как женщины, независимо от возраста, начинали выбирать глазами «свое» роскошное платье и туфли, снимать на телефон и мечтательно чему-то улыбаться. Да-да, туфельки ручной работы с невысоким каблучком на выставке вышли из тени, вернее, выскочили из-под укороченной юбки сверкающего бисером платья и зажили самостоятельной жизнью. Эффектный внешний вид модницам они создают только в паре.
Взглянув на экран, где в постоянном режиме в залах демонстрируются документальные кадры века джаза, можно увидеть эмансипированных женщин, подстриженных под мальчика в платьицах без рукава, и тут же оглянувшись на подиум, представить фейерверк цвета и буйства ярких красок. При общей стилистической простоте, упор делался на декор: широко использовались бисер, стразы, бусины, ткань ламе с металлическим напылением, вставки с блестками. В авторской коллекции бисерных платьев более сотни, на выставке – вечерних и праздничных - 63. И все они удачно совмещаются по цвету с туфельками, настоящими произведениями обувного искусства из атласа, бархата, замши, змеиной, страусиной и акульей кожи.
Коллекции в тандеме
Опыт проведения выставок на всех континентах давно подсказал, что с модой нужно работать в тандеме. Гордость выставки - коллекция Мустафаевых заиграла всеми красками, когда ее дополнили другие уникальные экспонаты:
- аксессуары, корсеты, нижнее белье, пеньюары - собрание Антона Приймака;
- винтажные сумки – коллекция Павла Карташова»;
- ароматы от Элины Арсеньевой;
- обложки модных журналов Ксении Потаповой.
Эффект от посещения выставки потрясающий, ароматы, которые создает по образцам прошлого Арсеньева поддерживают впечатление чуда. Выходим на морозный воздух и только тогда понимаем, что память о ценности сияющей моды начала 20 века остается с нами.