«Я не халявщик, я – партнер».
На данный момент в сети работает уже больше 1000 директоров-партнеров (всего у «Пятерочки» 19000 функционирующих магазинов), и руководство хочет, чтоб через год количество «партнеров» дошло до 25% от общего числа директоров. Кто это такие и что дает новое звание?
Директор обыкновенный
Последние годы «Пятерочка» со всей силы пыталась сделать из директора магазина легко заменимую шестеренку. Мол, если вдруг очередной ДМ попался на воровстве, то просто готовим смену МОЛ (материально ответственного лица), и через несколько дней на место жулика встает уже другой человек. Быстро и без проблем.
Так вот, чтоб при замене бизнес-процессы не пострадали, с директоров последовательно сняли все более-менее ответственные задачи.
Заказы товаров они сами больше не делают – это происходит автоматически. Людей на работу оформляют в пару кликов или просто вызывают через приложение. На количество и тем более зарплаты подчиненных влиять тоже не могут.
Главное – приходи на работу вовремя, прикладывай ладонь к сканеру в 9:00 и в 18:00, а остальное время занимайся поиском сотрудников, которых вечно не хватает. У обычного директора больше нет функций, которые может выполнять исключительно он. ДМ стал легко заменим. К чему все это время и стремилась компания.
К сожалению, вместе с обязанностями и ответственностью сильно уменьшилась и заработная плата. Буквально несколько лет назад директор средней «Пятерочки» в Москве получал около 100 тыс рублей. За время моей работы на этой должности меньше я получал только первые три месяца, пока шла стажировка.
Для людей далеких от торговли сейчас будет шокирующая информация. Не все директора «Азбуки Вкуса» или «Перекрестка» тогда получали 100 тыс, а в «Пятерочках» это было достаточно легко достижимо.
Работать надо за идею
Не так давно все изменилось. Компания приняла решение пересмотреть мотивацию и «усреднить» заработки. Если не углубляться в детали, то ДМ маленьких магазинов стали зарабатывать больше, а ДМ крупных точек – меньше.
Получилось, что люди, которые все это время протирали штаны в богом забытых магазинчиках, вдруг на пустом месте начали получать прибавку, а усилий на работе прикладывать столько же (ноль). Те же, кто тащил «качающие» точки, начал зарабатывать сильно меньше. Многих опытных директоров такие перемены возмутили.
Кто бы их слушал. Менеджеры из офиса посчитали «по головам» и получилось, что довольных новой системой мотивации больше, чем недовольных. Это закономерно, ведь небольших магазинов «Пятерочка» сильно больше, чем крупных «миллионников».
Директора-партнеры
Недовольные снижением своих доходов опытные сотрудники начали уходить из компании, а на их место пришли новые, которые никогда не видели в «Пятерочке» у ДМ зарплат под 150 тыс. И вот после смены поколений прошел год-полтора, и новеньких уже все устраивает.
Этим летом в структуре компании произошли очень значимые события. Самые крупные перемены последних лет. Убрали должность супервайзера и максимально оптимизировали штат магазинов. К этому готовились давно, и идея с директорами-партнерами была одним из главных ключей ко всему произошедшему.
Если отдать часть функций супервайзера директору, получится сильно облегчить работу отдела операций. Любопытно, что до этого момента директоров все сильнее лишали рычагов влияния на магазин, а теперь одномоментно развернулись на 180 градусов и такие: «Запомни новое слово – EBITDAR, от него теперь зависит твоя зарплата».
Если коротко, то директор-партнер отличается от обычного тем, что может корректировать ассортимент магазина, может заказывать любые доступные товары из матрицы (а не только предложенные программой), может менять график работы точки, ставить/убирать охрану, корректировать размер штата сотрудников и их бонусы.
Свобод дается много, и фактически единственный показатель, ради которого теперь трудится ДМ, – размер прибыли до уплаты налогов, процентов, аренды и тд (EBITDAR). Принес компании много денег – с тобой поделятся. Не принес – сиди на голом окладе.
Как увеличивать EBITDAR, каждый теперь решает сам. Можно сократить сотрудников, запечатать столовую и перевести магазин на круглосуточную работу. Или следить за топами продаж и всегда иметь их на полке. Пересчитывать остатки и уменьшать потери. Разрешено почти все. Компания очень хочет, чтоб человек относился к магазину как к своей собственности.
Если он будет работать в таком формате, то доход точки сильно увеличится, а сам директор сможет получать до 200 тыс (в компании уже есть такие истории успеха), но если человеку напрягаться не хочется, а хочется просто отсидеть смену в подсобке, то вариант «партнерства» не подойдет.
PS
На самом деле, если человек готов фанатично упахиваться и относиться к магазину как к своему, то имело бы смысл дальше рассмотреть возможность франшизы. Для директора это более интересный вариант, чем сейчас делать карьеру в Х5.
К сожалению, отдел франшизы «Пятерочки» возглавляет товарищ Колодрубец, который даже не способен написать письмо длиннее четырех строчек, а продать идею обратной франшизы своим собственным сотрудникам – эта мысль никогда не посетит столь светлый разум.
Удивительно, сколько грамотных людей компания потеряла этим летом, но такое ощущение, что в руководящих кругах практикуется какая-то обратная селекция. Когда лояльность сильно важнее эффективности.
С таким раскладом, действительно, надежда только на опытных директоров, которые поверят в тему с партнерством и согласятся на своем горбу тянуть компанию вперед.