Найти тему

Понтий Пилат: трус, убийца или святой?

Кто такой Понтий Пилат? Существовал ли он на самом деле? И что это был за человек? Сегодня мнения на этот счёт расходятся. Кто-то считает его убийцей, кто-то называет просто трусом, а есть те, кто почитает Понтия Пилата святым. В этой статье мы попробуем ответить на самые частые вопросы об этой загадочной личности.

До середины XX веке в научной среде существовали сомнения в историчности Понтия Пилата. Однако в 1961 году в Кесарии Приморской была найдена древняя мраморная плита, на которой написано: "Понтий Пилат, префект Иудеи". После этого у учёных нет никаких сомнений в историчности личности Понтия Пилата.

Понтий Пилат упомянут во всех канонических текстах Евангелий. В Евангелиях Пилат чаще всего называется игемоном или прокуратором (правителем) Иудеи. Известно, что Понтий Пилат был правителем Иудеи с 26 по 36 год нашей эры.

Понтий — это родовое имя римского гражданина по имени Пилат. Понтии — древний род, который прослеживается уже в III веке до нашей эры.

Древнееврейский историк I века нашей эры Иосиф Флавий характеризует Понтия Пилата как алчного и жестокого человека, который мало считался с мнением иудеев. Иосиф Флавий сообщает, как Понтий Пилат построил водопровод в Иерусалиме на деньги святилища. Недовольные иудеи подняли мятеж, который был жестко разогнан по приказу Пилата. Также Понтий Пилат для надругания над обычаями иудеев приказал внести в Иерусалим щиты с изображениями императора. Пилат был первый, кто это сделал. Иудеи верили в единого Бога и не следовали языческой традиции поклонения римскому императору.

В Евангелии от Луки есть рассказ о том, как Понтий Пилат убил паломников из Галилеи во время жертвоприношения (Лк. 13:1). В других Евангелиях Понтий Пилат упоминается только в контексте суда над Иисусом Христом.

Понтий Пилат был женат. Из Евангелия от Матфея известно, что жена Пилата во время суда над Иисусом пришла к своему мужу и сказала: "не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него" (Мф. 27:19). По преданию её звали Клавдия Прокула.

Суд над Иисусом Христом является особой чертой в биографии Понтия Пилата. Об этом рассказывают все тексты канонических Евангелий. После суда Синедриона иудеи привели Христа к Пилату. Представители еврейского народа на Синедрионе обвиняли Иисуса в богохульстве. Однако, понимая, что римский чиновник Пилат не будет рассматривать всерьез такое обвинение, иудеи стали обвинять Христа перед Понтием Пилатом в том, что Он возмущает народ, призывает к мятежу против римской власти и называет себя царём. Пилат не увидел никакой вины Иисуса Христа. Задав Христу пару вопросов, Понтий Пилат стал искать повод отпустить Его.

Сначала Пилат попытался отправить Христа на суд к правителю Галилеи Ироду Антипе. Когда Ирод не нашёл в Иисусе вины и отправил Его обратно, правитель Иудеи решил воспользоваться иудейским обычаем отпускать пленников на Пасху. Однако еврейский народ, подкупленный фарисеями и саддукеями, стал требовать отпустить убийцу и разбойника Варавву, а Христа придать смерти. Когда Пилат высказал мысль. что не находит в Иисусе никакой вины, которая требовала бы смертной казни, толпа стала кричать, что будет жаловаться в Рим самому императору. Понтий Пилат решил не создавать себе лишних проблем и согласился с требованиями толпы. Пилат омыл в руки, символически смывая с себя кровь невинного праведника, и осудил Христа на смерть.

Понтий Пилат попросту не довёл следствие до конца, желая закрыть вопрос быстрым и лёгким способом. Такое решение прямо не говорит о трусости жестокого и беспринципного правителя Пилата. Прокуратор Иудеи не боялся Христа, вероятно, считая Его очередным безумным еврейским проповедником. Не боялся он и угроз толпы, которую мог усмирить силовым путём. Принимая решение казнить Христа, Понтий Пилат, вероятно, не хотел длительных последствий и лишних разбирательств. Для прокуратора Иудеи жизнь Иисуса Христа ничего не стоила. Пилат смог легко пожертвовать Иисусом ради спокойствия в своей провинции. Это было лишь очередное беспринципное решение властолюбивого правителя-язычника, который боялся только одного — потерять власть. Пилат стремился любыми способами поддерживать народное спокойствие в своей провинции.

Вскоре после крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа Понтий Пилат потерял то, что так боялся потерять — свою власть. После того, как по приказу Пилата было атаковано собрание самарян, он был снят с должности прокуратора в 36 году нашей эры и отправлен на разбирательства в Рим.

О дальней судьбе римского чиновника достоверно неизвестно. Есть сведения, что в 39 году он совершил самоубийство, однако они никак не подтверждаются.

Известно легендарное повествование, которое рассказывает о том, что Пилат был сослан в Галлию (Франция) и там покаялся, приняв Крещение и пострадав за Христа при императоре-гонителе Нероне. Эфиопская дохалкидонская церковь, приняв легендарную историю за достоверный факт, прославила Понтия Пилата в лике святых.

Делитесь статьей и подписывайтесь на канал, чтобы как можно больше людей узнали о православной вере.