Мода – достаточно ёмкое понятие. Многие относятся к ней, как к чему-то незначительному и легкомысленному, другие, напротив, считают неотъемлемой частью мира искусства. Любая точка зрения однозначно имеет право на существование, и в этой статье мы решили подробно изучить вопрос и разобраться: какое на самом деле значение имеет мода для социально-культурной жизни человечества.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
Начнем с истоков
С незапамятных времен одежда имела далеко не утилитарный характер. Некоторые ткани, фасоны и даже цвет костюма могли сказать о человеке очень многое: они указывали на происхождение,сословие, благосостояние и определенную роль в социуме. Уже в XII веке особую важностьнаряду придавали элементы, предназначенные исключительно для украшения. Так начиналосьзарождение имиджа – посредством транслирования неких ценностей через внешний образ.
А начиная с эпохи Ренессанса, отношение к одежде модифицировалось настолько, что этот исторический период можно считать точкой становления той самой глобальной индустрии, отголоски которой мы встречаем в нашей повседневной жизни по сей день. В литературных источниках стали появляться рекомендации по стилю и упоминания о новых модных течениях. Возникло такое понятие, как подражание.
Внимание к моде росло как снежный ком. Этнические и национальные особенности тех или иных стран и народов оставались в прошлом, на их смену приходили всеобщие и даже всемирныетенденции, которым старались следовать все, кто мог себе это позволить.
В зависимости от социальной, экономической и политической ситуации, менялась и мода, полностью отражая важнейшие исторические события.
И вот настал тот момент, когда моду начали приравнивать к искусству
Первым кутюрье, который сам считал и называл себя художником, стал Чарльз Фредерик Ворт (1825—1895гг.). Благодаря ему зародились такие понятия, как «от-кутюр» и «высокая мода». И, несмотря на то, что его модный дом существовал в эпоху производственного бума, когда промышленное производство готовой одежды развивалось с неимоверной скоростью, именно за его моделями охотились, как за чем-то действительно исключительным. Дизайнер впервые демонстрировал свои творения на публику, проработал собственный узнаваемый образ, для своих моделей нашел неповторимый стиль. И каждый его костюм воспринимался покупателями как отдельный художественный артефакт.
За ним последовали такие гиганты мировой модной индустрии, как Поль Пуаре, Коко Шанель, Кристиан Диор, Кристобаль Баленсиага, Эльза Скиапарелли, а позже Пьер Карден, Ив Сен-Лоран, Карл Лагерфельд, Джорджио Армани, Ральф Лорен, Роберто Кавалли, Валентино Гаравани. И это лишь несколько основных фигур, оставивших неизгладимый след в истории мировой моды.
Они, как и многие другие, создали поистине неповторимые произведения, которые до настоящего времени хранятся во множестве музеев мира в качестве экспонатов.
А теперь вернемся к определению искусства
Искусство – это создание некоего предмета, материального или духовного, определенной личностью посредством творческого процесса. Оно эстетически отражает взгляды творца на существующую действительность.
Как правило, предметы искусства создаются в единичном экземпляре, считаются уникальными и относятся к элитарной культуре.
И если подходить к вопросу именно с этой точки зрения, сложно возразить, что творения кутюрье, выполненные вручную и доступные узкому кругу потребителей, не имеют права называться искусством.
Возьмем для примера небольшую скульптуру. Она может быть сделана в Китае на крупном производстве, и выпускаться огромным тиражом. Либо же создана руками именитого художника и продаваться на закрытом аукционе. Так же и с платьем, которое можно приобрести в обычном масс-маркете, или на закрытом показе легендарного дизайнера. В первом случае модель будет сложно назвать предметом искусства, а во втором – с легкостью.
Дело в том, что мода далеко не всегда является непосредственно предметом потребления. В определенных случаях ею можно любоваться, как красивой картиной в галерее. А некоторые творения дизайнеров и вовсе не предназначены для того, чтобы их носили в обычной жизни.
А если копнуть еще глубже и обратиться к лингвистике, существует ведь не только мода на одежду. Модной может быть архитектура, музыка, направление в изобразительном искусстве или в кинематографе. То есть, по сути, любой культурный объект может быть модным или не модным в тот или иной промежуток времени. Более того, некоторые современные специалисты могут определить, какие дизайны автомобилей будут популярны в следующем сезоне, наблюдая за актуальными коллекциями одежды. Но это уже совсем другая история.
Влияние моды на существующие социальные сферы гораздо обширнее, чем может показаться на первый взгляд. Ведь мода – это зеркало, которое показывает все, что с нами происходит. Каждый феномен трансформации человечества отражался в одежде: будь то война, которая упростила женский костюм для удобства, или эра хиппи, позволившая носить мини, ради свободы. Любое течение не складывалось случайно, а исходило из реальных потребностей людей, с целью упростить жизнь или подарить необходимый спектр эмоций.
Споры на тему, является ли мода искусством, будут продолжаться и продолжаться еще очень долго, однако отрицать её ценность для всех нас попросту бессмысленно. А как вы считаете? Напишите в комментариях!
Статью подготовила: Екатерина Чернышева
____________________________________________________________________
Читайте также:
____________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент.