сохраняю илл. на будущее
Картины по русской истории из издания Кнебеля М. 1908-1913
все в одном
https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post461562623/
то же
http://www.sinopa.ee/rusobraz/kartinki/main.html
Картины по русской истории издание Князькова С. А.
другое
смотри тут
Польский погром в Москве 17 мая 1606 г.
Так всё начиналось:
"8 мая (1606) состоялось бракосочетание царя Димитрия (Лжедмитрий I) и польской панны Марины Юрьевны, и сразу после этого на нее был возложен венец царицы всея Руси.
Эти свадебные дни были проведены в роскоши и веселье, в пирах и трапезах с пением и плясками. Тут были не только всякие музыкальные инструменты, какие только можно придумать, но также и самый прекрасный хор из 32 голосов, какого только может пожелать властитель. Димитрий выписал его из Польши.
Поляки на радостях так перепились, что при разъезде, направляясь на свои квартиры, сильно бесчинствовали. Они порубили и поранили саблями московитов, встретившихся им на улице. Жен знатных князей и бояр они повытаскивали насильно из карет и вдоволь поиздевались над ними, что русские молча запоминали, думая свою думу".
А так закончилось:
"Эта дьявольская охота с душегубством и убийством длилась с 3 часов дня до 10-ти, были убиты и зарублены 2135 поляков, среди них много достойных студентов, немецких ювелиров и купцов из Аугсбурга, имевших при себе много добра и золота. Всех раздевали донага, выбрасывали, как падаль, на улицу, так что их пожирали собаки. Так они лежали под открытым небом, пока на третий день убийца Шуйский не приказал увезти их и похоронить в божьем доме (Bossdum).
Этот день, 17 мая, будут помнить, пока существует мир. Это был горестный и страшный день, в который иноземцы испытали такой страх и ужас, что всего в точности даже и рассказать невозможно, а уж тем более вряд ли поверит тот, кто про это прочтет или услышит. Шесть часов подряд ничего иного слышно не было, кроме набата, стрельбы, ударов, топота, стука копыт. Московиты кричали и вопили: секи, секи их, таких-сяких (Secci, Secci, В....). Милосердия к полякам безжалостные русские не знали, не помогали ни просьбы, ни мольбы, ни обещания, ни уговоры..."
Из "Московской хроники" Конрада Буссова.
Князь Игорь 1185
Генеплогические схемы
https://history.wikireading.ru/283944
Церы из Н. см. статью http://bibliotekar.ru/rusNovgorod/17.htm
Па́йцза, пайза, пайдза (от кит. 牌子; páizi — «дощечка», «табличка»; тюрк. байса, также басма; монг. гереге)
Пайцза, или пайдза, в переводе с китайского означает «табличка», «дощечка».
Полное монгольское название – «золотая дощечка с головой тигра», представляет собой кальку с китайского ху-фу – «тигровая бирка».
Монголы заимствовали их у китайцев. Особенно широко они использовались при монгольско-китайской династии Юань (1280–1367).
Пайцзы были золотыми, серебряными с позолотой, бронзовыми, чугунными и даже деревянными. Могли быть наградные, выдававшиеся за заслуги, и подорожные – для лиц, выполнявших особые поручения ханского дома, служила охранным пропуском при проезде по обширной территории империи.
Венецианский путешественник Марко Поло, находившийся на службе у монгольского хана Хубилая (1260–1294) и в течение многих лет наблюдавший порядки и обычаи придворной жизни, в своих записках упоминал не только наградные пайцзы, но и подорожные.
Он же подробно рассказывал об иерархии пайцз, подчеркивавших строгую вертикаль власти в Монгольской империи.
Сотник имел серебряную пайцзу,
тысячник – золотую или позолоченную серебряную,
темник – золотую с львиной головой,
а «У того, кто поставлен над ста тысячами или начальствует главным, большим войском» – пайцза золотая с изображением льва в нижней части, солнца и луны – сверху.
Пайцза хана Узбека – уникальна.
Это одна из пяти самых известных золотоордынских пайцз, содержащих в надписях имена ханов династии Джучидов.
Имеет форму продолговатой пластины с небольшим утолщением по краю и отверстием, выделенным валиком.
Отверстие предназначалось для крепления ремешка, с помощью которого она подвешивалась к поясу или вешалась на шею.
Позолоченная надпись на пайцзе выполнена на монгольском языке уйгурским письмом, получившем распространение в монгольской среде после 1204 года: «ВЕЧНОГО НЕБА СИЛОЮ, ВЕЛИКИМ СОИЗВОЛЕНИЕМ И МОГУЩЕСТВОМ [ЕГО], УЗБЕКА ПОВЕЛЕНИЮ КОТОРЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ПОВИНУЕТСЯ, [ТОТ] ПРОСТУПИТСЯ, УМРЕТ».
На лицевой стороне выгравировано изображение солнца в виде восьмилепестковой розетки, а на обороте – луна в виде маленького кружка.
Подобные изображения солнца и луны известны из описаний современников. Знаменитый персидский ученый-историк Рашид-ад-дин упоминает о луне, говоря о выдаче пайцз: «ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ ГОНЦОВ, ЕДУЩИХ НА ЯМСКИХ КУРЬЕРСКИХ ЛОШАДЯХ, ТО ДЛЯ НИХ (ГОСУДАРЬ) ОПРЕДЕЛИЛ ПРОДОЛГОВАТУЮ ПАЙЦЗУ И НА ЕЕ КОНЦЕ СДЕЛАЛИ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛУНЫ».